Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе






Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Рекомендации для психологов и педагогов

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей, ограничений. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, чем определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.

У первоклассника возникновением важнейшее личностное новообразование - внутренняя позиция школьника. Внутренняя позиция - это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические болезни. Дети, казалось бы, без повода капризничают и плачут или раздражаются.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся - это реализация комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение в период адаптации первоклассника к школе возникновения проблем развития и обучения ребёнка.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что первоклассниками теперь стали шестилетние дети. И они, как бы ни была упрощена учебная программа, могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за физической неподготовленности к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель 1-го класса начальной школы должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка. Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми.Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

В медицинской практике этот период называют состоянием дезадаптации. Иногда его характеризуют как предболезненное или как состояние повышенного риска. Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления.

Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе "безэмоциональное" напряжение, указывает Л В Куликов, практически невозможно. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней.

Основные признаки стрессового состояния у детей


Практический психолог образовательного учреждения должен научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий. Кроме того, он обязан на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанника или ученика и соответственно дифференцировать его как физиологическое или психологическое.Cнятие надмерного психологического напряжения в период адаптации первоклассников к обучению в школе

Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

- нерациональный режим жизнедеятельности,

- дефицит свободы движений,

- недостаточность пребывания на свежем воздухе,

- нерациональное питание и плохая его организация,

- неправильная организация сна и отдыха детей,

- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

- необоснованное ограничение свободы детей,

- интеллектуальные и физические перегрузки,

- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.



Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей


Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.

Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.

Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Психотехнические методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

Занятие 1.

Тема: «Саморегуляция».

Цели и задачи:

  1. развивать мимические и пантомимические способности;

  1. научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессии.

  2. обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Мимическая гимнастика.

- Как можно определить настроение человека?

- Определить настроение человека можно по выражению лица, по движениям, по голосу, а поэт может описать настроение человека в стихотворении.

Учитель предлагает детям прослушать стихотворения о знакомых им гномах и определить. О каком настроении идет речь, назвать настроение и выразительно передать его с помощью мимики.

Все ребята во дворе

Весело играют.

Только гном болеет дома

И с утра скучает. (Печаль.)

Гном зимой поймал снежинку,

Подобрал на горке льдинку.

Прибежал домой и …ах!

Лишь вода была в руках. (Удивление.)

Ночь пришла, и в темноте

Тени движутся везде.

Гном забрался под кровать.

Спрятался и стал дрожать. (Страх.)

Гном-неряха на прогулке

Весь испачкался в грязи;

Прибежал домой обедать -

Все из-за стола ушли. (Отвращение.)

Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком.

Да. Сегодня гном не в духе -

Навестим его потом. (Злость.)

Вечер. В доме тихо-тихо,

Только тикают часы.

Гном сидит на кресле, дремлет.

А вокруг витают сны. (Спокойствие.)

Заявляет гном друзьям:

«Все могу я делать сам!

Могу допрыгнуть до Луны,

Могу найти алмаз.

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз! (Самодовольство.)

Говорят, что на поляну

Приземлились марсиане.

Гном спешит увидеть сам:

Кто же там и что же там? (Любопытство.)

У него сегодня День рожденья

И подарков от друзей не счесть:

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть! (Радость.)

1) Тренинг смены настроений.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и задуматься о том, что они делают, когда недовольны или сердиты.

- Что вы делаете?

- Где находитесь?

- Что чувствуете?

Затем надо представить состояние, когда они бывают довольны.

- Что вы делаете?

- Где находитесь?

- Что чувствуете?

Далее каждому ученику предлагается походить по комнате (классу) и молча изображать любое из состояний (сердитое или довольное), не обращая внимание на других детей.

По команде все замирают и постепенно меняют свое состояние на противоположное.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

2) Обучение способам снятия агрессии.

Учитель предлагает детям проделать следующие упражнения:

- дыхательные упражнения (глубокий вдох, задержать дыхание и медленно выдыхать, считая до десяти);

- натянуть и отпустить резинку;

- присесть 10 раз;

- поскакать под музыку и др.

3) Релаксационное упражнение и направленное воображение.

Учитель говорит: «Сели удобно, расслабились, закрыли глаза, глубоко вдохнули 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. Здесь выставлены фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите ему все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать».

Вопросы для обсуждения:

- Какую ситуацию вы вспомнили?

- Трудно было представить свои ощущения?

- Менялись ли ваши ощущения?

- Какие способы снятия гнева наиболее для вас приемлемы?

- Зачем нужно учиться снимать агрессию?

- Попытайтесь оценить свои возможности снятия агрессивного состояния.

3. Заключительная часть.

Упражнение на релаксацию «Холодно-жарко». (М.И.Чистякова).

Учитель предлагает детям превратиться в медвежат. «Медвежата» идут в берлогу, ложатся в свои кроватки (ребята удобно устраиваются на ковре или выполняют упражнение,сидя на стульях).

Учитель: - Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. (Упражнение повторяется 2-3 раза). Подводится итог занятия. Анализ дневников настроений.

Занятие 2.

Тема: «Уверенное и неуверенное поведение».

Цели и задачи:

  1. развивать мимические и пантомимические способности;

  1. дать детям понятие о сильной личности;

  2. вырабатывать в них навыки уверенного поведения;

  3. формировать негативное отношение к агрессии.

  4. обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Через стекло» .

Учитель сообщает детям условия игры: « Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», «принеси стакан воды, я хочу пить».

2. Основная часть. Работа по теме занятия.

1) Учитель просит детей ответить на вопросы:

- Что значит быть уверенным человеком?

(Спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнением других).

- Какое поведение мы называем неуверенным?

(Беспокойное, запуганное, нерешительное).

- Какое поведение можно назвать агрессивным?

(Оскорбляющее, унижающее других, нарушающее права других).

- Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение?

(Это получение уверенности за счет унижения других).

2) Игра «Вопрос - ответ».

Играющие бросают друг другу мяч, задавая любые вопросы, а затем оценивают, был ответ уверенным или нет.

3) Контрольные вопросы:

- Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?

- Что нового вы узнали о себе?

3. Заключительная часть.

Упражнение на релаксацию «Шалтай-Болтай» (М.И. Чистякова).

Чтение стихотворения С.Маршака «Шалтай-Болтай» сопровождается поворотами туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне» корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Занятие 3.

Тема: «Вырабатываем уверенность в своих силах».

Цели и задачи:

  1. развивать мимические и пантомимические способности;

  2. вырабатывать у детей умение помогать себе;

  3. обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Мимическая гимнастика. Упражнение «Различная походка».

Учитель предлагает детям пройтись так как:

- малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги;

- глубокий старик;

- лев;

- горилла;

- клоун в цирке;

- артист на сцене.

2. Основная часть. Работа по теме занятия.

1) Учитель спрашивает детей:

- Что для вас является трудным делом?

- Кто верит, что справится со своими проблемами?

2) Упражнение-тренинг.

Учитель рисует мелом на полу мост и предлагает детям по очереди пройти по такому мостику приставным шагом, не дотрагиваясь при этом до пола за линией ограничения. Можно предложить держать в руках шест для балансирования. По условию у ребенка есть три попытки, во время которых:

- все болельщики поддерживают идущего возгласами «Молодец!»;

- все молчат;

- все кричат идущему: «Упадешь!»

Обсуждение.

Учитель спрашивает у ребят:

- Когда было идти легче?

- Что вам мешало и когда?

- Чем вы себе помогали?

- Что вы мысленно себе говорили?

3. Заключительная часть.

Упражнение на релаксацию «Насос и мяч» (Н.Л. Кряжева)

Учитель: А сейчас найдите свою пару - мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас - большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движение рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается… и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.

Занятие 4.

Тема: «Как добиться удачи»

Цели и задачи:

  1. развивать мимические и пантомимические способности;

  2. дать детям представление о понятии «успех»;

  3. выработать в них уверенность в своих возможностях;

  4. обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Мимическая гимнастика. Игра «Угадай эмоцию».

Учитель показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинают с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, злости, любопытства, затем - раздражение, возмущение, гнев, вина, стыд и др. Можно дать дополнительное задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку с соответствующим эмоции сюжетом.

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

1) Упражнение «Я смогу!»

Дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой дети гладят голову, а другой - круговыми движениями - свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»

После выполнения упражнений учитель задает вопросы:

- Всем ли было легко выполнять это упражнение?

- Что нужно для того, чтобы все получилось?

- Достаточно ли только верить и говорить себе: «Все получится! Я смогу!»

- Что еще нужно?

Затем вместе с ребятами учитель делает вывод: чтобы добиться чего-то, нужно верить в успех, но не только…Надо еще и добиваться этого усилиями и тренировкой.

2) Работа с плакатом.

Учитель показывает плакат «Звезда удачи» и макет звезды, состоящий из двух половинок, на одной написано - «Мысли», а на второй - «Дела». При их соединении на обратной стороне получается слово «Удача».

( Для детей уточняется, что слово «удача», образуется от слова «удается». Чтобы добиться цели, чтобы задуманное осуществить, необходимо в это верить. На этом занятии вводится представление о двух компонентах успеха: позитивном настрое и действиях, направленных на достижение цели. Достигнуть своей цели можно, когда не только веришь в удачу, но и добиваешься ее делами, усилиями, тренировкой.)

Далее учитель спрашивает детей.

- Похожа одна половинка на звезду?

- А другая?

- А если соединить их вместе?

Следует обратить внимание детей на то, что отдельно «Мысли» и «Дела» еще не составляют «Удачу». Успеха можно добиться, если есть и то и другое.

Затем учитель объясняет, почему «Удача» изображена на плакате в виде звезды: когда что-то не удается, то нам кажется, что это уже никогда не получится, что удача далеко-далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить и начать добиваться цели, как все получается.

3) Ролевые игры.

Ситуация «Знакомство».

Учитель спрашивает детей: «О чем нужно подумать и что сделать, чтобы познакомиться с кем-то? Какие нужны мысли, и какие действия?» (Мысли - «Я хочу познакомиться с ним, я спрошу его о чем-то или узнаю его имя».

Действия - подойти, улыбнуться, сказать то, что хотел.)

Ситуация «Подари подарок другу».

Дети должны придумать, что подарить другу, и решить, о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить свой подарок.

Ребята разыгрывают ситуации по желанию, после чего можно задать им следующие вопросы:

- Было ли это просто?

- Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?

Учитель предлагает применять полученные знания в жизни: поставить перед собой задачу и постараться добиться успеха с помощью «Звезды удачи».

3. Заключительная часть.

Упражнение на релаксацию «Лентяй» (М.И. Чистякова).

Дети изображают ленивых барсуков. Звучит медленная музыка. Учитель произносит текст:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный -

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон.

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати. Подводится итог заключительного занятия.

© 2010-2022