Лекция по психологии на тему Психологическая характеристика личности дошкольника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая характеристика личности дошкольника.


У дошкольников интенсивно протекают процессы психического и физического развития. Изменяется характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение становится внеситуативно - познавательным (Лисина).

Начинает складываться структура личности, в содержании которой интенсивно формируются мотивы поведения. Если в раннем возрасте мотивами поведения ребенка являются непосредственные воздействия на другого человека или предмет, и эти мотивы им еще не осознаются, то в дошкольном возрасте уже формируются новые, общественные по своему содержанию мотивы деятельности;появляются нравственные мотивы, мотивы интереса к взрослому, сотрудничества со взрослым, потребность в оценке со стороны взрослого.

В 1 половине дошкольного возраста ведущим становится внеситуативно-познавательное, а во второй - внеситуативно-личностное общение со взрослыми. Борьба мотивов порождает их соподчинение, иерархию, в результате чего рождается «пирамида мотивов» (по А.Н. Леонтьеву), на вершине которой лежат смыслообразующие для ребенка-дошкольника мотивы: игровой мотив и мотив сотрудничества со взрослым. Соподчинение мотивов - важнейшее новообразование в развитии личности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте мотивом поведения может стать слово, данное взрослому (хотя этот мотив еще и слаб), значимыми становятся мотивы, связанные не только с оценкой взрослого, но и с самооценкой, формирование элементов убеждений, усвоение детьми элементарных нравственных норм.

Происходит расширение содержания самосознания ребенка. В середине дошкольного возраста у ребенка появляется осознание себя. Ребенок как бы открывает для себя то, что своими поступками он может радовать или огорчать других людей. По словам Л.И. Божович, осознание себя субъектом социальных отношений «носит у детей не столько логический, сколько чувственный (интуитивный) характер». В дошкольном возрасте появляется еще одно важное новообразование - самооценка, расширяющая содержание самосознание ребёнка. Самооценка проходит в своем развитии 3 этапа:

1 этап: некритичное принятие оценки взрослого (3-4 года). Ребёнок приписывает себе все качества, одобрение которых он воспринимает от взрослого;

2 этап: самостоятельная оценка других людей, взрослых и сверстников. Ребенок понимает значение поступков и качеств личности, он успешно применяет критерии оценки к другим людям. В отношении себя отрицательные качества не выделяются (5-6 лет);

3 этап: правильная оценка себя, своих поступков и качеств при сравнении себя с другими людьми (6-7 лет). Старший дошкольник достаточно верно осознает свои достоинства и недостатки.

Самооценка является не достаточно устойчивой, часто ситуативной, поскольку она является новообразованием возраста и, как и всякое новообразование, продолжает свое развитие на следующих возрастных этапах.

В дошкольном возрасте начинает формироваться характер. Уже в трехлетнем возрасте воспитатели отмечают индивидуальные различия в проявлении таких черт характера как аккуратность, выдержка, смелость и т.д. Наиболее рано формируются черты характера, совпадающие с проявлениями типа темперамента.

Происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Развитие отдельных видов ощущений определяется тем, что они включаются в решение все новых задач, для которых требуется более тонкое различение отдельных признаков предметов и их свойств.

Развитие ощущений происходит внутри формирования восприятия, для которого в дошкольном возрасте характерно формирование сенсорных эталонов и их использование для обследования воспринимаемых предметов. Ведущим видом восприятия ребенка становится зрительное восприятие (увеличивается время рассматривания детьми одной и той же картинки), оно постепенно становится основным средством познания предметов и явлений.

Для развития мышления дошкольников характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Наглядно-образное мышление является адекватным для решения тех же классов задач, что и наглядно-действенное, так как представляет собой интериоризацию практических действий с предметами.

В конце дошкольного возраста появляется более высокая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое, сохраняет образный характер, но вскрывает существенные связи между предметами и явлениями. Проявляется в схематизме детского рисунка. К 5 г дети делятся на рисовальщиков предметов и рисовальщиков сюжетов. Образный характер детского мышления ставит его в зависимость от наглядно воспринимаемой ситуации, что наиболее заметно в существовании «феноменов Пиаже» - явлений в детском мышлении, открытых Пиаже, показал, что в своих рассуждения ребенок не опирается на закон сохранения количества вещества, а делает выводы, опираясь на внешние признаки предмета ---ряд из кубиков и напротив него - еще один так, чтобы кубики стояли строго напротив друг друга. У ребенка спрашивают, где больше кубиков, и он отвечает: «одинаково». Затем ряд кубиков сдвигают близко друг к другу Ребенок уверенно показывает на тот ряд, который остался не сдвинутым: «здесь стало больше». Пиаже считал, что принцип сохранения количества требует для своего усвоения операций логического мышления, поэтому не усваивается стихийно на стадии наглядно-образного мышления, а требует специального обучения. Мыслительные операции также развиваются в дошкольном возрасте в рамках образного мышления: обобщение основывается на внешних признаках предмета (куда в лошадь заливают бензин). Суждения и умозаключения носят конкретный, образный и эмоциональный характер.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. Язык становится средством общения и мышления ребёнка.

Развивается звуковая сторона речи (дети начинают осознавать особенности своего произношения).

Интенсивно растёт словарный состав речи. Как и в предыдущем возрастном этапе здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас больше, у других - меньше, что зависит от условий жизни, от того, как и сколько общаются близкие взрослые. Например, в 1.5 года ребёнок активно использует 100слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Детьми тонко усваиваются строение слов и построение фразы. В 3-5 лет ребёнок не просто активно овладевает речью - он делает это творчески. Свойственно словотворчество - способность к самостоятельному словообразованию. «От мятных лепёшек во рту- сквознячок». «Бабушка - ты моя лучшая любовница». Кусочек хлеба есть, только он пожилой». Общая закономерность в развитии речи дошкольника в том, что ориентировка ребенка в освоении речи смещается с физического манипулирования на сторону смыслов и значений слов. В области развития семантики происходит осознание словесного состава речи, осмысление слов. В дошкольном возрасте постепенно происходит переход от ситуативной речи (не понятна человеку, не знакомому с описываемой ситуацией; кроме того в ней происходит сокращение различных грамматических форм: подлежащее заменяется местоимением - «клевали там, потом - бах!») к контекстной (может пересказать сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном).

Овладевает всеми формами устной речи: монологи (рассказы), диалогическая речь, эгоцентрическая речь - произносимая для самого себя (помогает планировать и регулировать собственные действия и затруднения).

Память дошкольника преимущественно непроизвольна. Особенно хорошо ребенок запоминает конкретный, эмоционально окрашенный материал. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем формируются элементы произвольного запоминания.

Старший дошкольник пытается применять некоторые приемы запоминания (повторение, группировка материала). В играх и художественном творчестве дошкольников развивается воссоздающее и творческое воображение. В умственной деятельности воображение нередко заменяет мышление, при отсутствии необходимых знаний для решения познавательной задачи.

Динамика ведущей деятельности дошкольном возрасте.

Ведущий вид деятельности - ролевая игра. Ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и воспроизводят в обобщенной форме их деятельность.

Структура р. игры: содержание, сюжет, действие, игровое правило и игровая роль.

-содержанием игры дошкольник отражает реальную действительность (взаимоотношения между взрослыми: сотрудничество и соперничество, забота и пренебрежение, нежность и грубость Значение руководства детской игрой со стороны взрослого в том, чтобы содержание игры составляли гуманные, моральные отношения между людьми.

- сюжет - та сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Развитие сюжета идет по линии расширения охвата сфер деятельности от бытовых сюжетов в мл дошк возрасте, к произвольным сюжетам в среднем дошкольном возрасте…Некоторые сюжеты (в дочки-матери, в д/с) остаются интересными для детей на протяжении всего дошкольного возраста;

-игровое действие - действия с игрушками или с предметами, воспроизводящее реальное действие взрослого;

-игровая роль - функция взрослого, которую на себя берет ребенок.

-игровое правило-представляет логику игры, ограничивая или разрушая игровые действия.

Перенос игровых действий во время их сокращения во внутренний план развивает словесно-логическое мышление. В игре развивается память - запомнить и сохранить материал на время игровых действий, речь ( ребенок должен понять партнеров по игре и сам быть поняты), приобретаются навыки общения, усваиваются моральные нормы отношений между людьми, подчинение правилам, подавляя свои непосредственные желания.

Игра. Игра есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего. мира. В первых играх отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребёнок начинает играть сам. Затем инициатива переходит к ребенку.

С развитием ребёнка игра изменяется. В первые два года жизни - функциональные игры (раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними).

Более сложными являются конструктивные игры (в них ребёнок что-то создает: строит дом, печет пирожки; здесь дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие).

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир.

Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх (игра в «дочки-матери», в «магазин»), беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3- 4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения, зависят от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие д/с.

В коллективных сюжетных играх, которые к 6- 7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов, игра не исключает и других видов деятельности.

С 3- 4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим. В детском саду дети охотно дежурят в столовой. В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей-- лото «Животные» - игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса), по счету.




© 2010-2022