Организация деятельности творческой лаборатории «Психофизиологическая диагностика студентов первого года обучения»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация деятельности творческой лаборатории «Психофизиологическая диагностика студентов первого года обучения»

Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения педагогической теории и практики. Она определяется нормой, отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте и зависит от ряда факторов:

  • контингента обучающихся;

  • условий образовательного процесса;

  • кадрового потенциала педагогического коллектива;

  • материально-технического обеспечения.

Поиск путей повышения качества образования является первостепенной задачей и рассматривается как совокупность качественных условий, процессов, технологий, сопровождающих процесс обучения и результат деятельности преподавателей. Одним из показателей данной работы является создание комфортных условий, направленных на сохранение и укрепление психологического и физиологического здоровья студентов, особенно в период адаптации.

Доказано, что реакция человека на информационные и физические нагрузки предопределяется величиной и длительностью нагрузки, индивидуально-типологическими особенностями, возрастом и состоянием организма на момент воздействия. Особенностью нагрузок, связанных с учебной деятельностью, является требование длительного сохранения работоспособности и мобильной пристройки к разнообразному наполнению учебной нагрузки. Известно, что любые усилия, превышающие адаптивные возможности здорового человека, вызывают различные психофизиологические дисфункции всех систем организма. В связи с этим реалии современного образования требуют психологического и психофизиологического обоснования эффективности его модернизации, возникающих новых подходов, программ и форм обучения, поскольку не сама деятельность, а условия ее выполнения предъявляют нагрузку на организм. Новый стандарт образования увеличивает долю самостоятельного обучения, ориентирован на высокую заинтересованность и включенность обучающегося в процесс обучения. Поэтому перед педагогическим коллективом колледжа встала проблема поиска новых подходов к обучению студентов нового набора. Одной из форм работ по данному направлению стала творческая лаборатория «Психофизиологическая диагностика студентов первого года обучения».

Творческая лаборатория - это объединение педагогов по профессиональным интересам, занимающихся разработкой актуальных проблем по отдельным направлениям образовательной деятельности.

В лабораторию входят два человека: руководитель - Раткевич Е.В, преподаватель психологии и педагогики и Лебединский Г.В., преподаватель информатики.

Целью творческой лаборатории является: изучение индивидуальных особенностей и механизмов адаптации студентов к учебной деятельности, а также динамики эмоциональной напряженности, зависящих от некоторых индивидуальных свойств личности в моделируемых особых условиях внешней среды.

Задачи: выявить и оценить психофизиологические, когнитивные и личностные особенности студентов 1 курса; изучить особенности вегетативного реагирования на умственную нагрузку студентов на начальном периоде обучения.

Направлениями деятельности творческой лаборатории явились:

  1. Информационная, научно-методическая и практико-ориентированная поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;

  2. Диагностика и мониторинг психофизиологического состояния студентов первого года обучения;

  3. Обобщение и систематизация полученных результатов.

Обследование студентов проводится с помощью различных методик и соответствует этическим психолого - педагогическим нормам.

План работы творческой лаборатории

«Психофизиологическая диагностика студентов первого года обучения»

Тема

Количество часов

Методика

Автор методики

Ответственный

Подготовка диагностических методик

2

Раткевич Е.В., Лебединский Г.В.

Исследование уровня мотивации выбора профессии

10

Методика определения основных мотивов выбора профессии

Опросник «Мотивы выбора профессии»

Е.М. Павлютенков

Раткевич Е.В

Исследование интересов и склонностей студентов

10

Дифференциально - диагностический опросник

Е. Климов

Лебединский Г.В.

Исследование уровня тревожности

8

Методика диагностики уровня школьной тревожности

Филлипс

Раткевич Е.В

Исследование уровня агрессивности

8

Опросник Басса-Дарки

А. Басс и А. Дарки

Раткевич Е.В

Исследования типа нервной системы

10

Личностный опросник

Г. Ю. Айзенк

Раткевич Е.В

Исследование профессиональной направленности личности

10

Определение направленности личности

Тест на выявление уровня педагогической направленности

Оценка профессиональной направленности личности учителя

Б. Басса


Е.И. Рогов

Раткевич Е.В

Исследование профессиональных склонностей личности

8

Опросник профессиональных склонностей

Л. Иоваиши в модификации Г.В. Резепкиной.

Раткевич Е.В.

Исследования коммуникативных умений

10

Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении

Ошибки в общении. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона.

В.В. Бойко

В.В. Бойко


Л. Михельсон

Раткевич Е.В.

Оформление результатов исследований. Мониторинг полученных данных.

2

Раткевич Е.В.

78

Получаемая структурированная информация в форме информационно-аналитических материалов о результатах тестирования позволяет сделать выводы и принять организационно-методические решения на различных уровнях управления учебным процессом.

Мониторинг результатов диагностического тестирования первокурсников на протяжении нескольких лет формирует механизмы управления учебным процессом, улучшает систему менеджмента качества ССУЗа.

Результатом деятельности творческой лаборатории в колледже можно считать:

  1. Создание обстановки творческого поиска новых форм и методов работы со студентами, направленных на повышение комфортности обучения, снижение психотравмирующих факторов;

  2. Внедрение новых технологий, способствующих активизации профессиональной направленности деятельности студентов, развития личностных качеств;

  3. Снижение уровня дезадаптации студентов нового набора..

3

© 2010-2022