Семинар - практикум Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями ЦНС в домашних условиях

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

  2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями ЦНС.

  3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

  4. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ЦНС.

Оборудование:

Мяч, бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума:

Игра «Волшебный мяч»

Цель: создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: пока звучит музыка, передаем по кругу мяч, когда музыка останавливается, тот, у кого он остался в руках, говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот, кому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже нравится! По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент, приятно ли принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным.

Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня - все участники, как единое целое, имеем общую цель - развивать и воспитать ребенка.

Ситуация «Невротический ребенок»

Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой.

Маленькая Маша с мамой пошла на берег моря.

- Мама, можно я поиграю в песке?

- Нет, ты испачкаешь одежду.

- Мама, можно я побегаю по воде?

- Нет. Ты намокнешь и простудишься.

- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

- Нет, ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое

- Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала плакать. Мать повернулась к стоявшей неподалеку женщине и говорит:

- Вы когда-нибудь видели такого невротического ребенка?

(рассуждения родителей,, определение неверного поведения со стороны матери)

Ребенок - это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его все интересует. Мы, взрослые, не должны идти на поводу у ребенка, но обязаны направить действия ребенка в нужное русло, научить его познать и изучить мир, выражать свои мысли и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром. Необходимо создать условия для раскрытия потенциала и способностей ребенка. Благодаря кропотливому труду взрослых, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания. Эрнст Легуев говорил: « Воспитание - это наука, обучающая наших детей обходиться без нас».

Сегодня мы будем обсуждать с вами вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

- Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание и речь.

Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание - это психическое состояние человека, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности и является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно без внимания. Основные свойства внимания - это объем, концентрация, переключение и распределение. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, поэтому занимаясь с ребенком, необходимо создать игровую среду, способствующую формированию интересов ребенка. Уже в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объем и устойчивость внимания.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания.

1. Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Какое время года? Что изображено с правой стороны? Что изображено с левой стороны? Какая погода? Что изображено на заднем плане? Сколько птиц? В чем одет ребенок? и т.д.

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

2. Посмотрите внимательно на другую картинки: найдите двух одинаковых жар-птиц, двух одинаковых бабочек, найдите кто спрятался в джунглях?

Восприятие - целенаправленный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. При подготовке к обучению в школе необходимо развивать восприятие таких пространственных средств, как форма предмета и цвет., слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие). Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми:

- перечисление (от 2 до 5 лет)

- описание (от 6 до 9 лет)

- нтерпретация или объяснение (после 9-10лет)

Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль педагога, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку? Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

Проведение игры с родителями «Чудесный мешочек».

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Память ребенка - это его интерес. Есть интерес -есть результат. И еще, если хотите, чтобы ребенок усвоил что-нибудь прочно, то призовите к участию осязание, обоняние и вкус. При комплексном содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память.

Проведение игр с родителями на развитие памяти.

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок. В течение короткого времени взрослый запоминает, а потом воспроизводит.

Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память - навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Мышление - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения. Не игнорировать любознательность детей. Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребенка спрашивать.

Проведение игры с родителями на развитие мышления

Игра «Что снаружи? Что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что внутри. Дом - шкаф, шкаф - книга, сумка - кошелек, кошелек - деньги, кастрюля - каша, аквариум - рыбы, будка - собака, нора -лиса, мешок - картошка, коробка - подарок.

Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

Речь - форма общения людей посредством языковых конструкций. Освоение ребенком речи является важным моментом в психическом развитии. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Развитие связной речи у ребенка способствует развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер.

Проведение игры с родителями для развития речи

Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (мяч, гриб, тапочки и т.д.). Из группы родителей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок, не показывая ее другим, он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто отгадал правильный ответ.

Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков окружающего мира, и познавательную: позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путем создания воображаемой ситуации, отвлеченной от реальности

Игры для развития воображения «Продолжи рисунок», «Пятнография»

Игра «Клякса» дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Родители должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное.

Игра «Несуществующее животное» дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы-иглы научно-доказано, то существование рыбы-наперстка или рыбы-ножницы не исключено. Пофантазируйте, нарисуйте несуществующую рыбы.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:


  1. Для развития детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

  2. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребенку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребенка.

  3. Научите детей брать на себя ответственность.

  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.

  5. Чтобы хорошо себя чувствовать, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.

  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.

  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребенка и сделать жизнь вашей семьи еще счастливей.

В заключении нашей встречи, предлагаю послушать притчу «О двух ангелах»


Притча о двух ангелах


Цель: оказание помощи родителям в осознании отношений к собственному ребенку и окружающему миру; преодоление негативных позиций в отношении собственных детей.

Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае. Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему удалось все-таки погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум. Проснувшись он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил отказ. Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег. Путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радужно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай. Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова - единственная кормилица и надежда семьи. Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? - сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел.

- В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад - и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

- Надеюсь, что эта притча поможет вам взглянуть на своего ребенка «другими» глазами и для вас откроется весь мир. Помните, что нет в мире «плохого» и «хорошего». Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

- Наш семинар-практикум подошел к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

Успехов вам и вашим детям.


© 2010-2022