Рабочая программа Планета детства

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа Планета детстваРабочая программа Планета детстваРабочая программа Планета детстваРабочая программа Планета детства

«Утверждаю»

Директор

ГКУСО ВО «Муромский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

___________________Е.В. Мокеева



Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

ГКУСО ВО «Муромский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»



Программа

«Планета детства»



(по социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)









Рассмотрено

на заседании

методического совета

от « »______________20 года





Содержание

Паспорт программы 3

Информационная карта 4

I. Постановка проблемы (актуальность); 6

II. Цели и задачи; 9

  1. Целевая группа; 10

  2. Ожидаемые результаты: 11

V. Система программных мероприятий: 12

VI. Условия реализации программы: 13

VII. Оценка эффективности реализации программы: 15

VIII. Организация управления программой и контроль за ходом ее

реализации: 17

VIII. 1 Схема организации управления программой: 17

VIII.2 Контроль заходом реализации программы; 18

Приложения:

Тематический план программы 19

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Планета детства»

Наименование

программы

Социальная программа «Планета детства» по социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Приоритетное направление, по которому заявлена программа:

Психолого - педагогическая реабилитация несовершеннолетних проходящих курс в стационарном отделении ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Наименование заявителя:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Разработчик программы:

Денисюк О.О. - педагог - психолог стационарного отделения областного государственного учреждения социального обслуживания ГКУСО ВО «Муромский социально реабилитационный центр несовершеннолетних».

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год: 01.01.2016

Подготовительный этап (организационный): январь 2016 года (подготовка нормативно-правовой базы, формирование методического сопровождения).

Практический этап (деятельностный): 2016г. (координация действий, осуществление запланированных мероприятий).

Итоговый этап:

Декабрь 2016 г. (анализ мониторинга, выпуск буклета, обобщение опыта, планирование на следующий этап реализации программы с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа).

Руководитель:

Мокеева Елена Владимировна - директор ОГУСО директор О1

«Муромский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних», тел/факс (49234)2 53 41





ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Содействие психическому и личностному развитию детей, их психолого-педагогической реабилитации с учетом основных особенностей, коррекции имеющихся недостатков.

Задачи программы:

  • Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния воспитанников;

  • Развивать коммуникативную компетентность и коммуникативные навыки;

  • Способствовать формированию у несовершеннолетнего потребности в психологических занятиях и желании их использовать для работы над собой и своими проблемами;

  • Развивать познавательные процессы у воспитанников;

  • Сформировать нравственно-эстетическое восприятие, развивать художественные и творческие способности несовершеннолетних.

Целевая группа:

  • Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Ожидаемые результаты:

  • Позитивное эмоциональное состояние ребенка;

  • Позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния;

  • Рост коммуникативной и творческой успешности детей;

Система программных мероприятий

Организация мероприятий по реализации программы следующих направлений:

1 - «Веселое настроение»

Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивных эмоций у несовершеннолетних через организацию следующих мероприятий:

  • Коррекционные занятия, игры

  • Психогимнастика

  • Пескотерапия

  • Релаксационные упражнения

2 - «Я и мир вокруг меня»

Развитие социального интеллекта, гармонизация личностного развития через организацию следующих меропритий:

  • Тренинг

  • Ролевая игра

  • Сказкотерапия

  • Информационное занятие

3 - «Ступеньки к школе»

Развитие психомоторики и сенсорных процессов, формирование психологической готовности к обучению в школе через организацию занятий:

  • Коррекционные занятия

  • Коррекционные упражнения

  • Коррекционные игры

  • Информационное занятие

4 - Творческая мастерская «Вдохновение»

Развитие творческой активности с помощью арт - терапевтических техник:

  • Квиллинг

  • Айрис-фолдинг

  • Бисероплетение

Сведения об исполнителе:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Наши реквизиты:

Адрес: 602254 Владимирская обл.

г. Муром. ул. Дзержинского ,2А тел./факс (49234)2 5341

Электронный адрес:

murom [email protected]

ОГРН 1023302152830

08.10.2002г.

Руководитель:

Мокеева Елена Владимировна

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Постановка проблемы и обоснование необходимости

ее решения в рамках программы

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-реабилитационных учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют и, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.
Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Анализ выделенных выше особенностей позволил, наряду с развитием эмоциональной сферы, выделить направления работы:
* формирование оптимистического склада мышления и мироощущения;
* формирование положительной установки на предстоящую деятельность;

* развитие позитивного отношения к своему «Я» (своим умениям и навыкам);
* повышение уверенности в себе;
* развитие навыков социального поведения;

* развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.
Особое внимание необходимо обратить на наличие следующих факторов:

- дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);
- актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности, тревожности, страхов);
- недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов интеллектуального развития, задержка психического развития и развития речи, социальная и педагогическая запущенность);

- низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых мотивов;
- нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, неуравновешанность, неуправляемость поведения);
- низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.


Учитывая эти данные, возникла необходимость в составлении социально-психологической программы, направленной на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка









Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

1 этап - организационно - аналитический

1

Подготовка нормативно - правовой базы.

Январь 2016 г.

Денисюк О.О.

2

Изучение методической литературы.

Январь 2016 г.

Денисюк О.О.

2 этап - организационно-методический

1

Создание методической копилки.

Постоянно

Денисюк О.О.

2

Подготовка информационно-наглядного сопровождения по направления деятельности программы.

Постоянно

Денисюк О.О.

3 этап - организационно - практический

1

Реализация мероприятий программы

По плану

Денисюк О.О.

2

Организация социально - значимых мероприятий.

По плану

Денисюк О.О.

4 этап - итоговый

1

Подготовка анализа проведенной работы по программе «Планета детства»

В конце отчётного периода

Денисюк О.О.

2

Обобщение и подведение итогов деятельности по реализации программы.

В конце отчетного периода

Денисюк О.О.





Условия реализации программы

1.Материально - техническое обеспечение



Приоритетные

направления

деятельности

Имеющееся материально - техническое обеспечение

Необходимое оборудование

(перспективы развития)

1.

  • Творческая мастерская «Вдохновение»

  • «Весёлое настроение»

  • «Я и мир вокруг меня»

  • «Ступеньки к школе»


Комната психологической разгрузки, дидактическое оборудование, DVD - библиотека, телевизор, компьютерный класс

Дополнительное оборудование в комнату психологической разгрузки,

компьютеры для детей, развивающие компьютерные игры.



























2. Кадровое обеспечение программы

Кадровое обеспечение

по реализации

программы

Функциональные обязанности по реализации программы

1.

Директор учреждения

  • Контролирует выполнение требований программы в соответствии с требованиями национальных стандартов, нормативно - правовой документации.

  • Оказывает помощь в создании и пополнении материально - технической базы по реабилитации несовершеннолетних

2.

Заместитель директора по воспитательно - реабилитационной работе

  • Осуществляет общий контроль и руководство за ходом и реализацией программы

3.

Заведующая отделением

  • Осуществляет методическую деятельность в виде формирования необходимой документации по данной программе

  • Определяет характер и объём необходимой социальной помощи

4.

Педагог - психолог

  • Реализует индивидуальные социальные программы реабилитации

  • Участвует в работе по организации досуга, культурно-массовых, спортивно - оздоровительных мероприятий в период реабилитации

  • Организует работу по защите прав несовершеннолетних, соблюдению трудового законодательства и техники безопасности

  • Создаёт условия для благоприятного развития личности











Оценка эффективности реализации программы


Критерии

Количественная оценка

Методы достижения результата

Средства достижения результата

Способ отслеживания результатов

Прогнозируемый результат

Показатели социального развития личности

Охват по программе н/л попавших в трудную жизненную ситуацию

35

человек

Методы организац. Деятельности

Поручения

Упражнение

Психолого-педагогические технологии

Социально-значимые мероприятия

Анкетирование

Тестирование

Позитивная Я-концепция н/л

Развитие адекватной самооценки н/л

На 25 %

Методы формирования познания

Тренинги

Практические занятия

Игры-импровизации

Беседа

Анкетирование

Тестирование

Адекватная самооценка своих действий и поступков

Улучшение психического самочувствия н/л

На 50 %

Воздействие на сознание, чувства, поведение

Тренинги

Арт-терапия

Сказкотерапия

Психогимнастика

Песочная терапия

Акетирование

Тестирование

Наблюдение

Стабилизация нервно-психических процессов

Повышение у н/л уровня творческой активности

На 25 %

Методы стимулирования (мотивации)

Социально-значимые мероприятия

Выставки

Интернет-конкурсы

Наблюдения

Соцопрос

Активное участие н/л

Снижение уровня конфликтности

На 25%

Методы формирования познания

Тренинги общения

Ролевые игры

Коррекционные упражнения

Наблюдения

Анкетирование

Тестирование

Повышение коммуника-

тивности

Повышение уровня развития интеллектуальных способностей

На 25%

Методы формирования познания

Коррекционные занятия

Коррекционные упражнения

Коррекционные игры

Информационное занятие


Наблюдение

Тестирование

Совершенствование познавательной сферы



ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ:

А) Схема организации управления программой.

ДИРЕКТОР УЧРЕЖДЕНИЯ

Заместитель директора





Заведующая стационарным отделением



Педагог-психолог Денисюк О.О.





Социальная программа «Планета детства»

«Ступеньки к школе»

К шк»

«Я и мир вокруг меня»

«Веселое настроение»







«Вдохновение»

Б) Контроль за ходом реализации программы

Форма контроля

Объект контроля

Метод контроля

Личностно -

Профессиональный

Программные мероприятия

1.Анализ работы по реализации программы, с учетом инноваций по выбранному направлению

2.Анализ качества оказания социальных услуг в рамках реализации мероприятий программы.

Тематический

Работа специалистов по каждому направлению

Анализ мероприятий по каждому направлению

Комплексный

Контроль за реализацией всех этапов программы, методического обеспечения

1.Изучение документации:

- план мероприятий по направлениям программы

2. Наблюдение за проведением мероприятий по реализации направлений программы

3. Опрос

4.Беседа

Предварительный

План мероприятий по реализации направлений программы, методический ресурс, кадровое обеспечение

1.Изучение и утверждение плана реализации направлений программы

2.Состояние методического обеспечения

Текущий

Отдельные этапы реализации программы, степень реализации конкретных задач

1.Контроль за оформлением личных дел воспитанников

2.Мониторинг

3.Изучение документации

Итоговый

Результаты проведенной работы

Мониторинг

Самоконроль

Личные дела воспитанников, этапы реализации мероприятий программы

Самоанализ

Административный

Все этапы реализации программы

1.Изучение документации

2.Беседа

Анализ и хронометраж

Участие клиентов в оценке качества

Анкеты. Опросники. Книга отзывов

Анализ анкет, отзывов клиентов.

Мониторинг

Системный учет и анализ информации по организации и результатам программы



Тематическое планирование (старшая реаб. группа)

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сроки проведения

1

2



3

4

5



6

7



8

9



10



11

12



13

14

15



16



17

18

19



20



21



22



23



24



25

26

27

28



29



30



31



32



33



34



35



36





37



38





39



40

41

42

43

44



45



46

Блок «Я и мир вокруг тебя»

«Человек - уникальное творение природы»

«Особенности подросткового возраста»



«Образ вашего «Я». Путь к себе»»

«Право на самостоятельность»

«Учитесь властвовать собой!»



«Я учусь владеть собой!»

«Решение конфликтов с помощью арт-терапии»

«Я,ты,мы!»»

«Школа общения»»



«Доброта спасет мир»



«Есть такое чувство - дружба»

«Поведение подростков, осуждаемое окружающими людьми»

«Невербальная коммуникация»»

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

«Я глазами других»



«Я в школе»



«Я в школе» (продолжение)

«Общение в жизни человека»

«Самооценка»



«Ярмарка достоинств»



«Ищу друга»



«Барьеры общения»



«Критика»



Итоговое занятие



Блок «Весёлое настроение»

«В кругу симпатий»»

«Ролевой тренинг»

«Азбука страхов»

«Тревожность и самооценка»



«Мир эмоций. Настроение на отлично»

«Как справиться с тревожностью»

«Маска - талисман»



«Дружба начинается с улыбки»

«Птица удачи»



«Комплемент»



«На ошибках учатся»



«Характер и эмоции»





«Мой гнев»



«В море эмоций»





« В глубине души»



«Счастье»

«Темноландия»

«Эти разные, разные люди»

«Понимаю других - понимаю себя»

«Волшебные средства понимания: интонация»



«Волшебные средства понимания: мимика»



«Волшебные средства понимания: пантомимика»

Показать значимость человека в делах для общества

Расширить представление подростков об интеллектуальных способностях, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, эрудиция.

Исследование качеств своей личности

Способствовать развитию чувства самостоятельности.

Научить подростков реально оценивать себя и других людей, познакомить с существующими законами межличностного общения.

.Формирование навыков преодоления тревожности

Гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания

Воспитание чувства терпимости по отношению к другим людям

Формирование умения анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Формирование коммуникативных навыков.



Развитие межличностных взаимоотношений в группе

Формирование отрицательного отношения к преступлению, как к страшному деянию

Развитие коммуникативных навыков.

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

Выяснить представление воспитанников о значении общения в жизни человека.

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить навыки групповой работы.

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить у воспитанников навыки самоанализа.

Научить преодолевать барьеры на пути самокритики

Развивать уверенность в себе.

Помочь воспитанникам в самораскрытии.

Способствовать преодолению барьеров в общении.

Дать воспитанникам представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу различных состояний.

Познакомить воспитанников с понятием «критика».

Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.

Подведение итогов работы группы, закрепление полученного опыта.



Развитие умений адекватной самооценки. Формирование коммуникативных навыков.

Изучить причины и пути решения конфликтных ситуаций.

Обучение навыкам релаксации и регуляции собственных эмоциональных состояний.

Научить снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

Преодоление негативных переживаний.

Стабилизация нервно-психических процессов, формирование адекватной самооценки

Формирование умения контролировать своё настроение.

Стабилизация нервно-психических процессов.

Сформировать навыки рефлексии, умения анализировать чувства

Формирование позитивного настроя, развитие способностипонимать эмоциональные состояния людей.

Снижение самооценочной тревожности, распознавание и верболизация собственных эмоций

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Расширение знаний воспитанников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей

Создание условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

создать условия для размышления - что такое счастье.

создать условия для снятия тревожности, страха связанного с темнотой.

Развитие внимания к окружающим людям.

Развитие умения слушать собеседника.

Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствия, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Знакомство с понятием пантомимики и жеста.



1 неделя





2 неделя



















3 неделя







4 неделя







5 неделя













6 неделя









7 неделя











8 неделя









9 неделя











10 неделя













11 неделя









12 неделя











13 неделя







14 неделя







15 неделя











16 неделя

















17 неделя





18 неделя









19 неделя

















20 неделя

















21 неделя













22 неделя

















23 неделя















24 неделя



















1 неделя









2 неделя









3 неделя







4 неделя











5 неделя











6 неделя











7 неделя













8 неделя











9 неделя











10 неделя













11 неделя













12 неделя













13 неделя



















14 неделя



















15 неделя













16 неделя











17 неделя









18 неделя





19 неделя







20 неделя















21 неделя

















22 неделя
















Тематическое планирование (младшая реаб. группа)

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сроки проведения



1



2



3



4

5

6

7

8

9

10

11

12



13

14

15

16

17

18



Направление «Веселое настроение»

«Робость»



«Радость»



«Страх»



«Удивление»

«Самодовольство»

«Злость»

Сказкотерапия

«Мышонок и темнота»

«Сказка о непоседливой обезьянке»

«Маленький котенок»

«Сказка про ежика Витю»

«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»

«На маленькой полянке»



Психогимнастика

«Волк и семеро козлят»

«Котята отправляются в путешествие»

«Теремок»

«Птичий двор»

«Прогулка в летний лес»

«Магазин игрушек»

Направление «Ступеньки к школе»

- Занятие № 1

- Занятие № 2



- Занятие № 3

- Занятие № 4

- Занятие № 5

- Занятие № 6

- Занятие № 7

- Занятие № 8



- Занятие № 9



- Занятие № 10

- Занятие № 11

- Занятие № 12

- Занятие № 13

- Занятие № 14



- Занятие № 15

- Занятие № 16

- Занятие № 17

- Занятие № 18



- Занятие № 19

- Занятие № 20

- Занятие № 21



- Занятие № 22



- Занятие № 23

- Занятие № 24

- повышение у детей уверенности в себе, знакомство с чувством робость

- знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние

- знакомство с чувством страха, изучение выражений эмоциональных состояний в мимике

- знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков

- знакомство с чувством самодовольства

- знакомство с чувством злость

Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения; активизация лучших средств ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.



Научить осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих..





- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

- развитие целенаправленного внимания, мышления и речи

- развитие слухового и зрительного восприятия

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти

- развитие мышления и речи, активизация и обогащение словарного запаса

- развитие восприятия (величина, форма, цвет)

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, развитие общей и мелкой моторики

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, развитие общей и мелкой моторики

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти

- развитие зрительного восприятия, закрепление навыков счета

- развитие восприятия, внимания, памяти, общей и мелкой моторики

- развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности

- развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, творческого воображения

- развитие восприятия творческого воображения

- развитие творческого воображения, мелкой моторики

- развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности

- развитие мелкой моторики, аналитико-синтетической деятельности

- развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности

- развитие творческого воображения, мелкой моторики

- развитие идентификации, мыслительных операций, умения устанавливать причинно-следственные связи

- развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, внимания, памяти

- развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления

- развитие произвольного внимания, запоминания, логического, мышления



1 неделя



3 неделя



5 неделя



7 неделя

9 неделя

11 неделя

2 неделя

4 неделя

6 неделя

8 неделя

10 неделя

12 неделя



Январь, июль

Февраль, август

Март, сентябрь

Апрель,октябрь

Май, ноябрь

Июнь, декабрь



1 неделя

2 неделя



3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя



9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя



15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя



19 неделя

20 неделя

21 неделя



22 неделя



23 неделя

24 неделя



© 2010-2022