Проект для работы с родителями

Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49













Проект

«Ключ без права передачи»-

компетенции родителей в воспитании и развитии детей»

( психолого - педагогическое сопровождение семьи)



Руководитель проекта:

Габдрахманова Татьяна Васильевна,

директор МОУ СОШ № 49

Авторы проекта :

Роменская Лариса Юрьевна, педагог- психолог МОУ СОШ№49

Васильева Ольга Геннадьевна, зам. директора по ВР

МОУ СОШ № 49









Ижевск

2013


ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА


На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в изменение характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовала родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.

Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания.

Сегодня, в эпоху перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях. Родители всё чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, являются высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, вызванная нервно-психическими и физическими перегрузками, отсутствие общих интересов и семейных традиций.

Родители не умеют, а порой и не хотят присоединиться к детскому миру, разобраться в вопросах, задаваемых сыновьями и дочерьми, найти на них ответы, а порой и просто выразить тепло, понимание поддержку своим детям. Не смотря на вышеперечисленные трудности, родители не могут передоверить воспитание своих детей кому- либо. Они могут обратиться за помощью к специалистам.

В связи с глубокими изменениями, происходящими в нашем обществе, в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации находятся современные семьи. Необходимо выстраивать иные линии взаимодействия се­мьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и образовательное учреждение, и семья.

Разработка данного проекта продиктована тем, что:

  1. школа развивается и постоянно находится в поиске новых технологических форм целенаправленной работы с родителями, одной из таких форм работы является психолого - педагогическое сопровождение семьи «Компетенции родителей в воспитании и развитии детей «Ключ без права передачи»;

  2. данный проект является необходимым услови­ем для реализации системы гуманно-личностного подхода к детям в школе.

Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы работают по целевой школьной программе «Сотрудничество семьи и школы как условие самореализации учащихся», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.

На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.

Основными формами работы с родителями в школе являются:

- родительские собрания (как классные, так и общешкольные). Многие родительские собрания проходили в интересной и увлекательной для родителей форме: круглый стол, вечер вопросов и ответов, праздник совместно с детьми и др.

- дни общественных смотров знаний;

-индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы;

- посещение семей учащихся.

Основные направления сотрудничества школы и семьи:

• изучение семей через анкетирование, составление социального паспорта класса, а затем и школы;

• информирование родителей на родительских собраниях, через средства массовой информации (школьный сайт);

• просвещение родителей посредством совершенствования родительского всеобуча, консультаций педагогов и психологов;

• работа общешкольного родительского комитета.

Необходимо отметить в этом году активную работу общешкольного родительского комитета. В начале учебного года родительским комитетом школы был составлен план работы на год. Родительский комитет собирается 1 раз в четверть на заседания, где рассматривались и решались различные проблемы, касающиеся УВП в школе. Более двух лет проводятся творческие отчеты родительских комитетов классов, рейды по внешнему виду, по организации питания в школьной столовой. Имеется практика участия в районных, городских конкурсах «Родительский комитет». Так, в прошлом учебном году, родители приняли участие в районном конкурсе «Родитель года» (победители: 2б Олина А.Н. - номинация «Родитель- благотворитель», 7а Головкова Е. Ю и Анисимов А.Б. - номинация «Родитель - организатор», 7в Бегишевы - родители - воспитатели замечательных детей. «Родительский комитет - деловой партнер школы»- участие 4в и 7а классов). На районном форуме отцов (февраль 2009 г. СОШ№32 и апрель 2010 г. СОШ№78) были награждены Анисимов А.Б. и Недорезов В.В. за активное участие в жизни школы и воспитание сыновей.

В 2010 г. родительский комитет 8а класса принял участие в городском конкурсе родительских комитетов, по итогам которого стал лауреатом.

Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Эта форма работы с родителями представляется нам наиболее удачной, во-первых, потому, что у родителей есть возможность поговорить персонально с каждым учителем-предметником о своих детях, и, во-вторых, подобные беседы носят конфиденциальный характер, что не ущемляется достоинств ни детей, ни родителей.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


На современном этапе развития социума, со стороны школы недостаточно вести только просветительскую деятельность. Обращаясь к школьному психологу за консультациями, родители всё чаще просят помощи в воспитании детей. Спрашивают о том, как именно найти пути решения возникающих проблем.

За последние пять лет педагогом - психологом было проведено 408 индивидуальных консультаций с родителями и законными представителями учащихся. Из них, 354 человека обратились к психологу по вопросу из - за отсутствия взаимопонимания между взрослыми и детьми. Это составляет 86% от общего количества консультаций. Совершенно очевидно, что психологическая помощь для родителей должна стать практической. В МОУ СОШ № 49 ежегодно проводятся лектории для родителей, которые включают в себя не только теоретический, то есть лекционный материал, но и практический. С родителями проводятся психологические игры и упражнения, включающие в себя элементы тренинга. Посещая такие лектории, взрослые имеют возможность почувствовать, что чувствует ребёнок, разобраться в причинах, по которым возникают трудности в воспитании и найти верное решение.

Компетенции родителей относятся к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Данный проект направлен на родителей и подростков 12-13 лет (6-7 класс), так как опыт работы показал, что именно в данный возрастной период, который считается началом подросткового возраста, начинают возникать противоречия в сознании личности ребенка, что, как правило, приводит к непониманию со стороны взрослых. Данный проект является превентивным действием во избежание конфликтных ситуаций в семье и школе.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА


Формирование у родителей ответственного поведения, представлений о значимости семьи в жизни ребёнка, его социальной защищённости.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА


1.Просветительская психологическая работа с родителями через проведение лекториев.

2. Формирование у родителей практических навыков конструктивного взаимодействия с подростками через проведение занятий с использованием психологических упражнений и элементов тренинга.

3. Развитие у участников образовательного процесса толерантного отношения к возрастным особенностям и жизненным ценностям друг друга через проведение совместных форм взаимодействия между родителями и детьми.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА


Участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители, общественность.

Кадровое обеспечение Проекта


Габдрахманова Т.В. - директор школы №49 (роль в проекте - руководитель проекта);

Васильева О.Г. - заместитель директора по воспитательной работе (роль в проекте - координация работы проекта в целом и содержательной стороны проекта);

Роменская Л.Ю. - педагог-психолог (роль в проекте - исполнитель, тренер). Методическая и педагогическая работа с детьми, их родителями и педагогами;

Дериглазова С.А. - социальный педагог (роль в проекте - исполнитель). Организационная и педагогическая работа с детьми, их родителями и педагогами;

Классные руководители - роль в проекте - Организационная и педагогическая работа с детьми, их родителями.

А также дополнительно будут привлечены специалисты (психологи, социальные работники, педагоги-консультанты) в мобильные консультативные группы для осуществления проекта проведения психологической поддержки, которые будут осуществлять работу согласно заранее определенным графикам и планам.

Межведомственное взаимодействие в проекте


  1. Центр социальной помощи семье и детям «Теплый дом».

  2. ЦСОН №5 Устиновского района.

  3. Городской центр психологической помощи «Берег».

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ


I. Подготовительный этап ( май 2010 г.)

Разработка проекта. Формирование рабочей группы по реализации проекта.

II. Основной этап (сентябрь 2010 г. - май 2011 г.)

Презентация Проекта для участников образовательного процесса.

Подготовка и психологическое сопровождение участников проекта.

Консультативная помощь учителям и родителям. Проведение практических занятий.

III. Заключительный этап (май-июнь2011 г.)

Обобщение, подведение итогов, рефлексия и презентация результатов материалов Проекта. Расширение информационного поля вокруг реализации проекта.

Мониторинг:

Осуществление деятельности в рамках данного проекта будет проходить под постоянным наблюдением педагога- психолога, родителей детей и учителей школы с целью оценки качества осуществляемой деятельности, соблюдения всех требований, а также целей проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.

  • Здоровый микроклимат в семье и школе.

  • Снижение семейного неблагополучия.

  • Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Эффективные формы сотрудничества семьи и школы.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей

длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут

реализованы следующие принципы:

1.Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать свое мнение, проявлять активность.

2.Организация совместного творчества учителей, учащихся и родителей.

3.Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: опору на положительные стороны родителей и детей; заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе семьи; заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи.

4.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Согласованность действий классных руководителей, учителей, социального педагога, администрации в работе с семьей.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА


Участники и исполнители Проекта смогут использовать полученный опыт в дальнейшей работе по психологической, педагогической, эмоциональной реабилитации и профессиональной педагогической деятельности. Разработанные упражнения, элементы тренингов могут быть использованы при проведении работы с детьми. Результаты социологических опросов помогут спрогнозировать психологическое состояние детей и родителей и их потребности.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки

Ответственные


I этап (проектный)

1

Разработка проекта

Май 2010 г.

Васильева О.Г.

Роменская Л.Ю.

2

Обсуждение и утверждение проекта на педагогическом совете.

Май 2010 г.

Габдрахманова Т.В.

3

Изучение научно-методической литературы

Май 2010 г.

Роменская Л.Ю.

4

Методический семинар для педагогов школы - концепция семейного воспитания в современных условиях

Май 2010 г.

Роменская Л.Ю.

5

Разработка системы мониторинга и контроля за ходом реализации проекта

Май- август

Роменская Л.Ю.

Васильева О.Г.


II этап (основной )


1

Участие в городских, районных семинарах и совещаниях, посвященных работе с семьей и родителями

2010-2011 гг.

зам.директора по ВР, классные руководители

педагог- психолог, соц.педагог

2

Участие в постоянно действующих конкурсах, реализующих программы по работе с семьей

2010-2011гг.

зам.директора по ВР, классные руководители, педагог- психолог

3

Мероприятия социально-психологического сопровождения проекта

Сентябрь - май

Роменская Л.Ю.

4

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Матери, Дню отца, Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Семьи, участие в городской акции «Семья»

В течение год

Педагог- психолог

5

Организация работы Совета школы, общешкольного родительского комитета

В течение года

Администрация

6

Мониторинговые исследования по изучении семей

Сентябрь

Социальный педагог

Классные руководители

7

Участие родителей в творческих конкурсах класса, школы, района

В течение года

Классные руководители

8

Творческие отчеты родительских комитетов

1 раз в полугодие

Зам.директора по ВР

Классные руководители

9

Организация экскурсий на предприятия, встреч - бесед с родителями, встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей

В течение года

Классные руководители


Ш этап (завершающий)


1

Создание банка инновационных технологий по реализации Проекта

Май 2011 г.

Зам. директора по воспитательной работе, педагог- психолог

2

Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках реализации проекта

Май 2011 г.

Зам. директора по воспитательной работе, педагог- психолог

3

Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации проекта.

Май 2011 г.

Педагог- психолог

4

Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития сотрудничества семьи и школы.

Май 2011 г.

Администрация школы


























© 2010-2022