Научная работа Проблемы школьных изгоев

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проблемы школьных изгоев


Климентьева Ия Владимировна, зам.директора по УВР МОУ «Белая СОШ» Усольского района

Иркутской области



г.Усолье-Сибирское, Иркутская область

2015 год.

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….……..…3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы непринятости в классных коллективах ……………………………………………………………………………………5

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния физических и личностных особенностей подростков на возникновение статуса «отверженный»……………..……..8

2.1. Организация и методы исследования…………………………………………....8

2.2. Результаты исследования влияния физических и личностных особенностей подростков на возникновение статуса «отверженный».…………………..……………..….9

Глава 3. Психологическая работа с проблемой непризнанности в классном коллективе………………………………………………………………………………………11

Выводы…………………………………………………………………………….…….13

Литература………………………………………………………………………………14




ВВЕДЕНИЕ

Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы натолкнули нас на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Жестокость подростков по отношению друг к другу приобретает массовый характер в современном мире. Удручающим становится тот факт, что травля одноклассников устраивается с целью развлечения. По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения) 40% школьников испытывали на себе все «прелести» травли.

Проблема взаимоотношений в классном коллективе является достаточно острой, так как от характера взаимоотношений зависит уровень эмоционального комфорта ребенка, его самоощущения. Взаимоотношения с одноклассниками во многом определяют результаты формирования его личности.

Наиболее значимыми эти отношения становятся в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью для школьника становится общение со сверстниками. И часто, если что-то идет не так, ребенок остается один на один со своей проблемой. Наиболее тяжелым становится положение детей-аутсайдеров, не принятых одноклассниками.

Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.

Цель исследования: исследовать явление отверженности в классном коллективе и наметить пути решения этой проблемы среди подростков

Объект исследования: подростки не принятые классом.

Предмет исследования: психологические условия возникновения и пути преодоления статуса «отверженный» в подростковом возрасте

Гипотеза исследования: явление непризнанности в коллективе возникает как на основании физических явлений, так и на основании личностных особенностей можно предположить, что группа этих факторов изменяема под воздействием внешних условий.

Теоретико-методологической основой исследования явились теории возрастной периодизации развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Эльконин), о внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии (Г.М.Андреева, Л.И.Уманский), межличностных отношений (В.Н.Мясшцев, И.С.Кон) теории общения (Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев).

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к проблеме непризнанности в коллективе.

  2. Выявить причины и факторы, влияющие на возникновение статуса «отверженный» в коллективе подростков.

  3. Наметить пути преодоления непризнанности в коллективе.

  4. Наметить перспективы для дальнейшего исследования и коррекционной работы.

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: тестирование, эксперимент, анкетирование, анализ документации. Диагностика межличностных отношений проводилась с помощью методики «Социометрия» Дж.Морено, диагностика личностных особенностей проводилась с помощью методики «тест-опросник Шмишека»

Организация и база исследования. Работа проводилась в МОУ «Белая средняя общеобразовательная школа» п.Средний, Усольского района, Иркутской области в течение 2013 г. Психологическим исследованием было охвачено 145 подростков в возрасте 14-18 лет.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась применением надежных и апробированных в отечественной психологии методик, содержательным анализом полученных данных.

Практическая значимость данной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы старшеклассниками и их родителями. Также будут полезны социальным педагогам, психологам в рамках педагогического и психологического консультирования с подростками-изгоями в классных коллективах, особенно для организации профилактической и коррекционной работы с детьми-изгоями.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы отверженности в классном коллективе

На основании анализа научной литературы можно утверждать, что психологическое содержание статуса «отверженный» включает изолированную позицию индивида в группе, препятствование удовлетворению потребности чувствовать себя принятым окружающими, отсутствие поддержки других в случае личных затруднений, осознание бесперспективности налаживания межличностных отношений и переживание непреодолимости создаваемых препятствий (А.В.Запорожец, А.И.Донцов, Д.Б.Эльконин, И.Ю.Кулагина, В.С.Коновалов и др )

В психологическом плане статус «отверженный» может быть представлен в виде осознания переживания одиночества, признания своей зависимости от отвергающего коллектива группы, страданий из-за невозможности удовлетворить потребность в аффилиации, отчаянное использование неадекватных стратегий (заискивание, хвастовство, агрессия, сниженность личностных притязаний и др )

Формирование статуса «отверженный» испытывает на себе влияние ряда психологических условий. Вслед за А.Б.Широкой, данные условия могут быть сгруппированы следующим образом: вид, сила, успех, активность, интеллект. Их выделение означает, что подросток рискует получить статус «отверженный», если его внешний вид, физические данные, достижения в соответствующих видах деятельности, общая активность и интеллектуальные возможности не соответствуют содержанию ценностей в классном коллективе. Так, причиной отвергания может быть застенчивость (Ф.Зимбардо.) Выделенные условия позволяют лучше понять механизм формирования статуса «отверженный», однако не исчерпывают содержание обстоятельств, способствующих формированию данного статуса. Так, по исследованию Я.Л.Коломинского, отверженность может быть вызвана поведением подростка, который бросает вызов группе агрессивностью, неопрятностью, лживостью, завистливостью, ненадежностью.

Таким образом, в механизме возникновения статуса «отверженный» отчетливо выявляются два условия, а именно

• неспровоцированное отвергание,

• спровоцированное отвергание

В первом случае отвергание имеет место, если ценности группы не совместимы с отвергаемым индивидом, несмотря на его активные попытки войти в состав группы Инициатива отвергания, таким образом, является внешней. В другом случае при спровоцированном отвергании вызов группе инициируется подростком, и отвергание имеет место после безуспешных попыток группы принять подростка в свои ряды

Интересным звеном в механизме отвергания является мотивация этого процесса. Так, ведущим мотивом в случае неспровоцированного отвергания, обусловленного позицией группы, является «избегание общения». В случае спровоцированного отвергания ведущим мотивом обычно становится «укрепление своей независимости». Третьим мотивом, который присутствует как в первом, так и во втором случае, является «защита от влияния».

Следовательно, мотивационные компоненты, представленные «избеганием общения», «укреплением независимости» и «борьбой за влияние», являются важным звеном в механизме возникновения статуса «отверженный»

Не менее важным звеном формирования статуса «отверженный» является нравственная регуляция отношений, обусловленная принятыми в коллективе нормами. Так, реализация толерантности, самокритичности, сдержанности, предупредительности и эмпатийности существенно снижает риск развития статуса «отверженный» в группе. Вместе с тем, агрессивность, самоуверенность, импульсивность, цинизм и равнодушие повышают риск отвергания того или иного члена классного коллектива.

В психологическом словаре отверженность - это психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Межличностная ситуация развития при отверженности определяется противостоянием подростка обществу, охватывающим все основные жизненные сферы: семейную, школьно-учебную, коммуникативную. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для психологического профиля при отверженности характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом.

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту, установление стабильных дружеских привязанностей позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от других. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и взаимопонимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников, и это подтверждает наше психологическое исследование.








Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости непризнанности в классном коллективе от индивидуальных особенностей личности и физических особенностей.

2.1. Организация и методы исследования

Остановимся на характеристике методов исследования. Для изучения межличностных отношений в классных коллективах нами была использовании методика Дж.Морено «Социометрия», которая позволяет выявить соотносительный авторитет членов классных коллективов по признакам симпатии-антипатии (лидеры, принятые, отвергнутые)

Так же использовался личностный опросник Шмишека - который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда).

Так же нами была разработана анкета-опросник для выявления причин неприятия подростков в классных коллективах.





2.2. Результаты исследования влияния физических и личностных особенностей подростков на возникновение статуса «отверженный»

Анализ результатов начнем с рассмотрения результатов методики «Социометрия». В исследуемых группах большинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Исследования показывают наличие в каждом классном коллективе, в среднем 1-2-х лидеров (7%), 1-2 игнорируемых и частично отвергнутых (6%).

Исследуя данный аспект, мы разработали анкету и опросили 145 учащихся 8-11 классов.

Как видно из рисунка на вопрос «Что вас отталкивает в тех одноклассниках, с которыми вам не хочется общаться?» большинство респондентов выделяют поведение (59%), внешность (физиологические особенности) - 43%. 33% респондентов выделяют пассивность одноклассников как фактор непринятия в коллективе. Полученные в ходе опроса данные позволяют сделать вывод о том, что одним из основных факторов отвержения в классных коллективах являются физиологические особенности и поведение испытуемых.

После проведения анализа данных результатов нами были отобраны испытуемые имеющие статус отверженных в классных коллективах

Как видно из рисунка 3, 33% испытуемых присущ возбудимый тип акцентуации характера, что позволяет сделать выводы о склонность данных респондентов к повышенной импульсивности. Им присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. У следующих 33% респондентов выявлен демонстративный тип, что говорит о выраженности эгоцентризма, стремления быть в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»).22% респондентов обладают тревожно-боязливым типом, что позволяет сделать вывод о малоконтактности, робости, неуверенности в себе. Данные испытуемые часто недооценивают, преуменьшают свои способности, они боятся ответственности. 12% респондентов обладают дистимическим типом, они склонны к расстройствам настроения, пессимистичны, малоконтактны и немногословны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что явление непризнанности в коллективе возникает как на основании физических явлений, так и на основании личностных особенностей.








Глава 3. Психологическая работа с проблемой непризнанности в классном коллективе.

В эмпирической части исследования мы подтвердили часть гипотезы о том, что явление непризнанности в коллективе возникает как на основании физических явлений, так и на основании личностных особенностей, что требует проведения психологической работы с проблемой непризнанности в классном коллективе. Для решения данной проблемы нами была разработана программа работы с детьми-изгоями. В качестве формы проведения занятий был выбран групповой психотренинг.

Целями тренинга являются:

  1. Повышение статуса непринятых учащихся в классных коллективах

  2. Сплочение классных коллективов

  3. Расширение личностных возможностей детей-изгоев.

Программа состоит из пяти полуторочасовых занятий. Таким образом группа встречается в течение пяти дней (возможны и другие варианты режима работы).

Данная программа предполагает гуманистически ориентированного тренера, воспринимающего участника группы как свободную, ответственную за свои поступки и их последствия, постоянно растущую, актуализирующуюся личность.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участников себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

Обязательными процедурами, которые используются на каждой встрече в тренинге являются:

  1. Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия

  2. Психогимнастические процедуры.

  3. Основные процедуры (упражнения на самопознание, самораскрытие, принятие всех членов коллектива и т.д.)

  4. Релаксационные процедуры

После проведенной психокоррекционной работы нами была повторно проведена диагностика межличностных отношений в классных коллективах с помощью методики Дж.Морено «Социометрия»

Как видно из рисунка 4, после проведения психологической работы значительно снизилось количество учащихся игнорируемых классными коллективами. Все вышесказанное подтверждает вторую часть гипотезы поставленной в исследовании о том, что группа факторов, влияющая на появление статуса отверженности в классном коллективе может быть изменена под воздействием внешних условий.









ВЫВОДЫ

Отверженность - это барометр отношений, не как люди относятся к тебе, а как ты сам относишься к людям. Ты не будешь, отвергнут другими людьми и одинок, если научишься быть интересным, умным и весёлым человеком, научишься сострадать и общаться, изменишь свое поведение и научишься уважать окружающих и себя.

В тех детях, которых не воспринимают сверстники, всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Отверженные дети не такие, как остальные, чаще всего отвергнутыми становятся дети с явными проблемами в поведении и характере. Ситуация отвержения обусловлена двумя позициями того кто отвергает и отвергаемого.

Результаты эмпирического исследования позволили выявить причины возникновения явления непризнанности в коллективе, ими явились физические и личностные особенности подростков, и найти пути воздействия для изменения этих факторов.

В результате проведенных нами исследований было выявлено, что 6% учащихся имеют статус отверженного в классном коллективе.

Все вышесказанное определило необходимость организации целенаправленной психологической работы, направленной на повышение статуса детей-изгоев, расширение их личностных возможностей и сплочение классных коллективов. В связи с этим была разработана и адаптирована программа психологического тренинга, которая позволила уменьшить число непринятых детей с 6% до 3%.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что явление непризнанности в коллективе возникает как на основании физических явлений, так и на основании личностных особенностей, группа этих факторов изменяема под воздействием внешних условий.

В то же время оно поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 стр.

2. Акимова Г.Е., Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. - Екатеринбург: У-Фрактория, 2004;

3. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2006

4. Кравцова М.М., Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. - М: Гекнезис, 2005

5. Оклендер В. Окна в Мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 1997.











ПРИЛОЖЕНИЕ





Приложение I

Программа тренинга

Занятие 1. Самоуважение.

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, что будет происходить.

2) Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Диалог и Мини-лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Упражнение «Спасибо»!

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2 «Прекрасный сад»

1.) Разминка.

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Упражнение Спасибо!

См. занятие 1.

Занятие 3 Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение

Упражнение «Построимся»

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Мини-лекция

Осознание невербального языка тела.

Участникам объясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек в гостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Упражнение Спасибо!

См. занятие 1

Занятие 4 Командообразование

Вначале занятия каждый рассказывает с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

Упражнение «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего-либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Упражнение «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

Упражнение «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;

Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;

Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения

Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5 Коллаж на тему «Дружба»

Вначале занятия каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

Упражнение «Паровозик»

Ведущий предлагает всем участникам встать в друг за другом, положив руки на талию впереди стоящему. Первый в колонне - это паровозик. Все, кроме «паровозика» закрывают глаза. Задача «Паровозика» провести всю группу, так, чтоб никто не споткнулся и ничего не задел. Траекторию движения паровозика задает ведущий (направо, прямо, налево и т.д.)

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

Упражнение коллаж «Дружба»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение

После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса которая и стала бы своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения

Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Завершение тренинга









Приложение II

Результаты диагностики


Научная работа Проблемы школьных изгоев

Рис.1.Результаты методики Социометрия

Научная работа Проблемы школьных изгоев

Рис.2. Что вас отталкивает в тех одноклассниках, с которыми вам не хочется общаться?

Научная работа Проблемы школьных изгоев

Рис.3. Результаты опросника акцентуации характера Шмишека.

Научная работа Проблемы школьных изгоев

Рис.4. Сравнительная диагностика. Методика Социометрия.



© 2010-2022