Программа занятий по коррекции учебно-познавательной деятельности у младших школьников с трудностями в обучении

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ЗЮЗИНО»



Утверждено Методическим советом ГБОУ ЦПМСС «Зюзино»

Протокол № от « » 20 ___ г.

Председатель Совета, директор Центра Паршина Н.Л.




Программа занятий по коррекции учебно-познавательной деятельности у младших школьников с трудностями в обучении




Срок реализации программы - 36 часов






Автор - составитель педагог-психолог Жинель Е.В.



Москва

2013


  1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Психолого-педагогическое воздействие при коррекционно-развивающей работе направлено на развитие и коррекцию регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности и психических процессов, необходимых для полноценного развития и успешной социализации детей с трудностями в обучении в общую детскую популяцию.

Согласно имеющемуся в научно-методической литературе определению, к категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы» (С. Г. Шевченко). В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие дети (Н. А. Менчинская, З. И. Колмакова, У. В. Ульенкова). Также для обозначения этой категории детей, как особой типологической группы в составе детского населения, используется термин «дети с отклоняющимся развитием» (Л. И. Переслини, А.В.Семенович, Б.А.Архипов; Н.Я.Семаго, М.М.Семаго и др.).

Для детей с трудностями в обучении, по мнению всех вышеуказанных авторов, характерны:

- низкий уровень развития основных свойств внимания, его недостаточная устойчивость и ограниченные возможности распределения;

- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

- отставание в развитии наглядно-образного мышления;

- трудности овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ригидность мышления;

- низкий уровень развития межанализаторных систем, их взаимодействия (межмодальные процессы).

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися в общеобразовательной школе и относящимися к данной категории, по теме цикла являются актуальными и целесообразными, так как направлены на коррекцию недостатков учебной деятельности.

Отличительной особенностью данного цикла занятий является ярко выраженный индивидуализированный характер коррекционного воздействия и объединение детей в группы на основе схожих проблем в развитии.

Цель программы - устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

Основные задачи, решаемые в процессе реализации цикла занятий:

А. Коррекционно-развивающие:

● формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков;

● развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (школьно-значимых функций);

● формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:

Наряду с ними решаются и другие, второстепенные задачи:

Б. Воспитательные:

● воспитание культуры речевого общения;

● воспитание аккуратности и чувства ответственности;

● рост инициативы, самостоятельности;

● обогащение коммуникативного опыта.

В.Обучающие:

● обучение знаниям, умениям и навыкам, повышающим уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания;

Г. Здоровьесберегающие:

● подбор оборудования, соответствующего возрасту детей;

● соблюдение воздушно-теплового режима;
● правильная освещенность мест занятий;

● включение в занятия динамических пауз и подвижных игр, предупреждаю-щих утомляемость детей;

● использование различных методов профилактики нарушений зрения и осанки.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.

Дети зачисляются на занятия на основании заключения ППк.

Противопоказания к использованию программы:

• тяжёлое поражение ЦНС перинатального, травматического и инфекционного генеза;

• наличие у ребенка эпилептической болезни, наличие эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорожной готовности;

• психические заболевания;

• глубокие расстройства зрения, слуха, выраженные речевые дефекты;

Формы проведения занятий.

Форма проведения занятий индивидуальная или групповая (4-5 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребёнку в рамках цикла занятий и коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе - 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительность одного занятия 45 минут. Проводит занятия учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Условия для реализации программы:

1. Помещение, отвечающее санитарным нормам и оборудованное партами и стульями в соответствии с возрастом обучаемых детей.

2. Доска, мел, магниты, бумага, цветные маркеры и карандаши.

3. Иллюстративный материал (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок), раздаточный (стимульный) материал, кубики Кооса.

Примерная структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

1.Психогимнастика. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Упражнения на развитие познавательных процессов.

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Упражнение на развитие поисково-логической мыслительной деятельности

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Результаты реализации программы

Ожидаемыми результатами коррекционно-развивающего обучения по данной программе является устранение трудностей в обучении и перенос сформированных умений и навыков в учебную деятельность.

Формы контроля эффективности программы

Результативность работы по программе работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного и итогового диагностического обсле­дования каждого ребенка.

Отчисление детей производится в конце учебного года по результатам итогового диагностического обследования. Дети с устойчивой положительной динамикой по результатам развития и коррекции учебно-познавательной деятельности в продолжении коррекционно-развивающей работы по этому направлению не нуждаются. Дети с неустойчивой положительной динамикой и без наличия положительной динамики нуждаются в продолжении коррекционно-развивающего обучения или в дублировании цикла занятий (определяется решением ППк).


  1. Учебно - тематический план

Тема

Кол-во часов


1

Вводное занятие. Знакомство.

1

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

3

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

4

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

3

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

6

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

3

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

11

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

ИТОГО

36


  1. Содержание программы

Предлагаемые в рамках данной программы задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к активизации мыслительной деятельности.

Описание занятий.1

Тема

Содержание занятия

Вводное занятие. Знакомство.

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыб-ка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»).

- Рисование.

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка «Гномы - великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

- Основные упражнения

- «Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

- « Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да - нет»).

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

- Основные упражнения.

« Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

« Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа»).

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка «Зеркало»

- Основные упражнения.

« Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

« Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»).

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка «Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, с его характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

- Основные упражнения

« Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

«Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

- Динамическая пауза («Саймон сказал» , «Футбол»).

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка «Зеркало»

- Основные упражнения

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»).

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» - хлопок, «нет» - тишина, можно и покричать)

- Основные упражнения

«Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

«Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом - домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый - прекрасный)

- превратить в «слова - наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол - моль) и т.д.

«Бывает - не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает - хлопок, не бывает - тишина.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»).

- Решение ребусов.

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка «Зеркало»

- Основные упражнения

«Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом - домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый - прекрасный)

- превратить в «слова - наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол - моль) и т.д.

«Бывает - не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает - хлопок, не бывает - тишина.

«Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»).

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» - хлопок, «нет» - тишина, можно и покричать)

- Основные упражнения

«Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических.

«Животные - растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного - хлопок, посторонний предмет - тишина. Возможны варианты (птица, звери, рыбы; и т.д.)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»).

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» - хлопок, «нет» - тишина, можно и покричать)

- Основные упражнения

«Ключ к неизвестному»

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы - как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

"Сходство и различие"

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, - при этом можно использовать и их изображение. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо - родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»).

Развитие логического мышления.

Развитие навыков действовать по инструкции взрослого

- Психогимнастика.

- Разминка « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Основные упражнения

« Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

«Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»).


  1. Литература

  1. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.-М.:Школьная пресса,2008.

  2. Машталь О.Ю. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.-СПб.:Наука и техника, 2008.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.

4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. --М.: Владос,2001.

5. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 2-го, 3-го, 4-го класса.-М.:Грамотей,2005.

Приложение

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

1. « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

2. «Гномы - великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

3. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

Ведущий произносит команду выполнить какое - либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

4. «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещенные» движения.

5. «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

6. « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» - хлопок, «нет» - тишина, можно и покричать)

7. «Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, с его характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти

8. «Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

9. « Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

10. « Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

11. «Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления

12. «Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

13. «Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

14. «Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом - домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый - прекрасный)

- превратить в «слова - наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол - моль) и т.д.

15. «Бывает - не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает - хлопок, не бывает - тишина.

16. «Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

17. «Животные - растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного - хлопок, посторонний предмет - тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)

1 Номера занятий не указываются, так как предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятия.

© 2010-2022