- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психолого-логопедическая поддержка учащихся на разных этапах обучения
Психолого-логопедическая поддержка учащихся на разных этапах обучения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чаусенко Л.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
ул. Геологов, д. 43, п.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,
тел. (34934) 9 27 45, факс 9 25 67, e-mail: [email protected]
ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000
Психолого-логопедическая поддержка учащихся на разных этапах обучения
Нарыкова Валентина Сергеевна, учитель-логопед;
Чаусенко Людмила Андреевна, педагог-психолог
Предмет преподавания: начальные классы
Домашний адрес: п. Уренгой Пуровского района
Ямало-Ненецкого автономного округа,
5 микрорайон, д. 16, кв. 9,
тел. (34534) 9 - 18 - 59
ТЕЗИСЫ:
Правильно организованная преемственность образовательных ступеней - объективная необходимость, позволяющая учесть накопление предыдущего и возможности следующего этапа развития детей.
Очень важная роль в этой работе отводится психолого-логопедической службе школы. Перед ней поставлены следующие задачи: организация и проведение комплексной психологической, речевой диагностики детей, выявление уровней готовности их к усвоению программы обучения, своевременное выявление трудностей адаптационного периода и проведение профилактического и коррекционного сопровождения, индивидуальное и групповое консультирование участников образовательного пространства.
Психологическое развитие и формирование личности ребёнка возможно только в общении с взрослыми и происходит прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе является ведущей (в дошкольном возрасте - игровая, в младшем школьном возрасте - учебная деятельность, в среднем школьном возрасте - интимно-личностное общение).
Переход учащихся из детского сада в начальную школу, а затем в среднее звено, как и любой переходный период, выдвигает перед ребёнком и педагогами специфические проблемы. В детском саду и начальной школе ребенок находился несколько лет в одном коллективе. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе всё кардинально меняется, количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное - учителей будет столько же! Иногда появляются трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями. В отличие от начальной школы родители получают теперь информацию о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи в учебе ребенка, его поведение на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи своих детей в настоящем с теми, которые были ранее, и изменения в худшую сторону, часто объясняют недостаточной квалификацией, неправильным отношением преподавателей-предметников и классного руководителя. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию, и к степени сформированности у них определенных учебных знаний, и к уровню развития способности к саморегуляции и т.п. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их родителей и педагогов.
То, что переход этот совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям.
Останется ли школа в будущем для пятиклассников опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу? Ответ на этот вопрос - итог всей работы школы.
Задача психолого-логопедической службы и педагогического коллектива в том, чтобы способствовать созданию благоприятных условий для обучения школьника.
Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
Осуществление преемственности на разных этапах образования во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Мобилизация движущих сил развития
происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него,
доверяет ему, включает его в решение
все более и более трудных задач и проблем.
Личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека. Развитие и формирование личности ребенка возможны только в коммуникативном общении со взрослыми (педагогами, родителями), сверстниками прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе является ведущей (в дошкольном возрасте - игровой, в младшем школьном возрасте - учебной, в среднем школьном - интимно-личностное общение).
Сложным эмоционально-психологическим моментом в жизни каждого ребёнка является переход на следующий этап обучения и развития, с дошкольного детства к начальной школе, а затем в среднее и старшее звено школы. В этот период необходимо правильно организовать учебно-развивающую среду, создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Помочь ребёнку успешно пройти период адаптации и личного самоутверждения. Переход на следующую ступень обучения, как и любой переходный период, сопровождается специфическими проблемами для детей и учителей. Чтобы минимизировать трудности переходного периода от дошкольного детства к школьной жизни, создана модель психолого-логопедического сопровождения.
Модель психолого-логопедического сопровождения учащихся
Диагностика развития будущих первоклассников.
Развитие психологических процессов и речевых возможностей
Совместная работа в «Школе будущих первоклассников»
Дошколь-ный период (подготовительная группа)
ноябрь
Изучение анамнеза будущего первоклассника
Уровень готовнос-ти к обучению в 1 классе (март-май)
Итоги адаптаци-онного периода обучения
1 класс (1тримест)р
Психолого-логопеди-ческие занятия
Организа-ция работы «Маминой школы»
Индивиду-альные консульта-ции
Данная модель включает в себя следующие этапы школьной адаптации.
-
Подготовительный (детский сад начальная школа);
-
Адаптационный период в первом классе (сентябрь - ноябрь);
-
Переход в пятый класс.
Подготовительным этапом перехода к школьному обучению детей дошкольного возраста является организация работы «Школы будущего первоклассника» на базе начальной ступени обучения.
Преемственность в работе ДОУ и начальной школы - объективная необходимость, позволяющая учесть накопления предыдущего и возможности следующего этапа развития детей.
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
- доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание
внешним манерам поведения, рассуждениям;
- преобладания образных форм познания окружающего мира (образная память,
образное мышление и т.д.)
- приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью
продолжает занимать игра;
- развитие коммуникативных способностей, через развитие связной речи и накопление
словаря.
Успешность и безболезненность адаптации учащегося к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. С целью создания благоприятной среды для развития и обучения психолого-логопедическое сопровождение проводится последовательно.
Психолого-логопедической работа
по предупреждению и преодолению трудностей в переходный период
включают в себя:
1.Комплексное психолого-медико-педагогическое изучение школьника
-
изучение общих и анамнестических данных (раннее развитие, физическое состояние, педагогические условия до поступления в школу);
-
обследование общего состояния познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы учащихся.
-
обследование навыков готовности к овладению учебной программой;
-
обследование состояния устной и письменной речи;
выявление коммуникативных возможностей в различных видах деятельности.
2. Пропедевтика - ориентировочный период
-
формирование предпосылок усвоения грамотного письма, чтения и элементарных математических представлений через увеличение объема внимания, памяти, восприятия (интеграция деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога);
-
совершенствование слухового внимания и восприятия, двигательных функций организма, развитие мелких движений (интеграция деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя музыки и учителя физкультуры);
-
ориентация детей в звуковом составе слова, восполнение пробелов в развитии фонематических процессов;
-
уточнение и коррекция артикуляционного праксиса.
3. Основной период
-
интеграция сформированных навыков в основную деятельность (учителя-логопеда,
педагога-психолога, учитель - начальных классов);
-
совершенствование операционально-деятельных компонентов письма, чтения и представлений
о себе и окружающем мире;
-
решение орфографических задач;
-
коррекция и развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы учащихся;
-
использование многообразия приёмов мотивации к процессу обучения;
-
создание оптимально-адаптированных условий обучения и развитие учащихся группы-риска, детей-инвалидов;
-
позитивное воздействие и формирование успешности и адекватной самооценки учащихся;
-
развитие навыков самоконтроля, освоение поведенческих схем, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
А.В.Сухомлинский представлял, преемственность между дошкольным и школьным обучением так: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое в его жизни появляется постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчёркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединял их в «одну эпоху человеческого развития, именуемого детством». Следующая ступень взросления ребёнка - обучение в среднем звене школы. При переходе в пятый класс жизнь детей становится более динамичной, количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное - учителей будет столько же! Не только ребёнок оказывается в непривычных для себя условиях, но и другие участники образовательного процесса сталкиваются с новыми, непривычными для себя условиями межличностного взаимодействия. Например, могут возникнуть трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями. Родители ранее получали информацию в основном у одного учителя (воспитателя), а в пятом классе узнают о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи в учебе ребенка, его поведение на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи в настоящем с теми, которые были ранее, и изменения в худшую сторону, часто объясняют недостаточной квалификацией, неправильным отношением преподавателей-предметников и классного руководителя.
Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию детей, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, к уровню развития способности к саморегуляции и т.п. Поэтому переходный период можно считать периодом преодоления разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их родителей и педагогов, кому то, это удаётся легко и безболезненно, другие испытывают определённые трудности.
То, что переход ко второй ступени обучения совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, является благоприятным фактором адаптации школьника к новым учителям, новым условиям обучения и останется ли школа в будущем для пятиклассников опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу? Ответ на этот вопрос - итог всей работы педагогов.
Задача психолого-логопедической службы и педагогического коллектива и в том, чтобы способствовать созданию благоприятных условий к новой среде обучения и развития школьника,
С целью обеспечения преемственности между I и II ступенями образования, нами также разработана модель взаимодействия педагогического, социально-психологического и медицинского сопровождения учащихся.
Задачи модели взаимодействия:
1.Объединение усилий всех специалистов учителей начальной школы, будущих классных руководителей, учителей предметников, логопеда, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей физкультуры, медицинских работников для создания оптимальных условий овладения учащимися новыми ЗУНами и изменения его социального статуса.
2. Создание модели дальнейшего развития детей с учетом механизмов проявления индивидуальности каждого ребенка.
3.Создание модели психолого-педагогического сопровождения при переходе к следующей ступени образования.
Модель взаимодействия педагогического сопровождения учащихся при переходе ко второй ступени обучения
Учителя
Посещение уроков, в 4 классах будущих классных руководителей и учителей предметников
Родители
Учащиеся
4 -(5) классов
Социальный педагог
Изучение межличностных отношений в социуме
Логопед
Развитие речевых и коммуникативных навыков на уроках и в неурочное время
Педагог-психолог
Психологическая диагностика (4)
и адаптационные занятия в 5-х классах
Медицинская служба
Медицинское сопровождение маниторинг физического и соматического здоровья сохранение и развитие физического здоровья
Функции и задачи каждого участника взаимодействия.
-
Учитель начальных классов, классный руководитель в 5 классе:
-
знакомство с классом;
-
взаимопосещение уроков, классных часов, внеклассные мероприятия;
-
изучение индивидуальных карт развития каждого учащегося, обмен информацией на МО;
-
свободное общение с учащимися класса и их родителями.
Учитель начальных классов, учителя предметники:
-
взаимопосещение уроков в 4 ( 5 ) классах по предметам;
-
присутствие на итоговых контрольных работах, обмен мнениями на МО.
Педагог-психолог:
-
диагностирует развитие личности ребенка, выявление сформированности мотивации учения, мониторинг уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер в переходный период
(II полугодие 4 класса, I полугодие 5 класса);
-
адаптационные занятия в 5 классах;
-
подготовка, участие и проведение семинаров по преемственности;
-
просветительская работа, а так же индивидуальные и групповые консультации для учащихся, учителей и родителей.
Логопед:
-
коррекция развития речевых процессов;
-
формирование коммуникативных навыков;
-
предупреждение и коррекция трудностей в усвоении учебных навыков по письму и чтению;
-
мониторинг уровня развития речевых процессов;
-
посещение уроков в 4 (5) классах;
-
индивидуальные и групповые консультации для учащихся, учителей и родителей;
-
участие в семинарах и МО.
Социальный педагог:
-
изучение межличностных отношений в социуме;
-
систематизирует полученные сведения о социальном окружении ребенка;
-
посещение семей, с целью изучения уклада жизни семей и оказания образовательной, психологической и посреднической помощи;
-
посещение учебных занятий с целью наблюдения за учащимися на уроках;
-
способствовать развитию умения ориентироваться в системе ценностей.
-
организация и координация досуга детей.
Медицинская служба:
-
мониторинг физического и соматического здоровья;
-
лечебная физкультура, как метод коррекции и профилактики хронических заболеваний;
-
повышение функционального состояния организма и двигательной активности методом механотерапии (тренажер фитбол, степ-гимнастика);
-
организация и контроль сбалансированного питания в школьных пищеблоках;
-
просветительская работа о санитарно-гигиенических требованиях к учащимся.
Осуществление преемственности на разных этапах образования во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы.
В результате формируется личность, адаптированная к обучению в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.