- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тезисы доклада «Стимулирование творческих способностей посредством активизации фантазии»
Тезисы доклада «Стимулирование творческих способностей посредством активизации фантазии»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Урбанович Л.Я. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ ФАНТАЗИИ (из опыта работы)
Л.Я. Урбанович
(педагог-психолог
МОУ СОШ №24 г. Иркутска)
Развитие творческих способностей тесно связано с развитием дивергентного мышления, его качеств: быстроты, гибкости, точности и оригинальности.
Мы остановимся в своем сообщении на последнем - оригинальности как способности порождать новые нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятым мнением ответы, необычайную природную проницательность, умение найти и проследить различие и сходство, например, в литературных персонажах, в содержательной структуре текста.
Мы с ребятами проводим интегрированные уроки психологии и литературы, инсценируя отрывки из художественных произведений, внося в них собственное творчество и фантазию.
Так по мотивам произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо» было подготовлено представление «Выживание в экстремальной ситуации».
Помимо ортодоксального желания прививать детям любовь к чтению и познанию нового, работаем над развитием творческого мышления, эмоциональной памяти и креативности. Только творческая незаурядность совместно с волей помогают человеку выстоять в любых жизненных ситуациях. Именно это должны были доказать ребята на занятии.
Домашнее задание требовало подготовить защиту творческих проектов: составить характеристику Робинзона, схему его передвижений, кроссворды, предлагалось нарисовать «Корабль Робби в интерьере нашего класса», необходимо было подобрать пословицы из цикла «Смелость города берет». Учащиеся самостоятельно составили вопросы к игре «Самое сильное звено» на основе фабулы произведения.
Завершая занятие, к ребятам обратился сидящий в сторонке в супервизорском кресле сам Робинзон. Он сказал, хотя с момента появления книги о нем прошло более двухсот лет, а ценности человеческие остались неизменными: счастье жить, быть здоровым, любимым и творить вопреки всему.
Как нам кажется, очень удачно проходят уроки по философским сказкам Г. Андерсена, где озвучивается тема «Восприятие и познание людьми друг друга». Например, сказки «Гадкий утенок» и «Тень», дополненные музыкой М. Мусорского «Картинки с выставки», учат понимать, что у каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающим миром. И если вдруг в жизненной ситуации происходит сбой, мы чувствуем тревогу и неуверенность, появляется внутренний конфликт. Исследуя механизм этого сбоя, ребята, фантазируя, пытались встать на место героев сказок с тем, чтобы найти новое решение, увидеть, услышать и понять по-новому. Помог в этом великий сказочник, два века назад создавший маленького философа - Гадкого Утенка - несостоявшегося Ученого и скрытый образ его «я» - Тень.
На протяжении сказочного лицедейства, а особенно в кульминационные моменты дети учились определять свое отношение через творчество к созависимости героев, прослеживая их мотив путешествия как путь к себе, мотив самости.
Итак, как же проявляется стимулирование творческих способностей посредством активизации фантазии в реальном мире? Конечно же, в искусстве формирования и поддержания в себе особого состояния души, основанного на творческом отношении к жизни. Благодаря этому развивается способность творчески изменять или принимать любую жизненную ситуацию.
А также, активизированная фантазия проявляется через искусство «положительного» мышления, основа которого - творческая, преобразующая сила человека.
Наконец, и активизированная фантазия проявляется как способность человека к трансформации, то есть изменению объектов окружающего мира и самого себя.