ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ТРЕНИНГ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ТРЕНИНГ

Проблема смысла жизни в настоящий момент стоит очень остро, так как преобладающие ценности подрастающего поколения влияют и на духовно-нравственное развитие общества в целом. Смысложизненные ориентации являются основой таких важных для становления личности процессов, как социализация, самопознание, самоопределение. Наиболее активно эти процессы протекают в юности. Знание специфики формирования смысложизненных ориентаций особенно важно в юношеском возрасте, как сензитивном, и тема актуальна для изучения.

Теоретической основой исследования являются научные труды Леонтьева Д.А., Кона И.С., Абульхановой-Славской К.А., Леонтьева А.Н., Чудновского, Маслоу А., Роджерса К., Слободчикова В.И., Фролова И.Т. и других.

При организации исследования был использован комплекс методик:

- тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова,

- методика исследования уровня субъективного контроля,

- методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций».

Так как целью исследования было выявление эффективности тренинговой программы, то эксперимент проводился с двумя группами испытуемых: контрольной и экспериментальной. В результате проведения констатирующего эксперимента было отмечено, что наибольшие затруднения в формировании смысложизненных ориентаций юношей возникают вследствие отсутствия у старшеклассников целеустремленности, а так же низкой удовлетворенности самореализацией. Главной же трудностью является отсутствие у юношей адекватного представления о себе как о субъекте собственного саморазвития. Анализ показателей уровней сформированности отдельных смысложизненных ориентиров позволяет говорить о том, что у юношей слабо развиты такие процессы как субъективный контроль и мотивация достижения. Учёт этой особенности послужил отправной точкой при составлении и проведении формирующей программы. В основе построения программы лежат упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков; умений и навыков самоанализа и самовыражения; преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению; упражнения на выработку активной позиции по отношению к жизни. На занятиях чередовалась работа в общем кругу, в парах и микрогруппах, ролевые игры и обсуждения. Тренинг смысложизненных ориентаций моделировался с целью развития личности старшеклассников, изменения поведения учащихся в различных жизненных ситуациях, повлиять на их отношение к миру в целом. Эффективность формирующей программы подтвердилась в ходе контрольного эксперимента, который проводился по тем же методикам, что и констатирующий эксперимент. У испытуемых экспериментальной группы произошло улучшение в интересующей нас сфере.

Таким образом, процесс формирования смысложизненных ориентаций юношей эффективен, если практическим психологом используются методы активного взаимодействия, в частности, социально-психологический тренинг. Это способствует сознательному приобретению старшеклассниками установки на самопознание, саморазвитие, самореализацию как смысложизненных ориентиров их личностного роста.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

  2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психологический журнал. Т. 20, №5 - 1999.

  3. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники - М., 2000.

  4. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

  5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.



© 2010-2022