Мастер-класс на тему: Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, - как традиционные, так и нетрадиционные, а также разрабатываются психокоррекционные сказкотерапевтические игры. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми не только данной категории, но и с нормально развивающимися. Психофизиологии, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра – эмоционально насыщенный ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕРЕМОК

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сфе­ры; сплочение коллектива

Задачи: Обучение способам адекватного выражения раз­личных эмоциональных состояний.

  1. Сплочение детского коллектива.

  2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

  3. Коррекция и развитие психомоторной сферы.

  4. Совершенствование коммуникативных навыков.

  5. Развитие речи.

Используемые методы и техники - мультимодальный подход:

  • Сказкотерапия.

  • Игротерапия.

  • Музыкотерапия.

  • Психогимнастика.

  • Дидактическая игра.

1. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхож­дение в сказку.

Содержание этапа: Детям предлагается отправить­ся в сказку на волшебном фургоне, которым правят доб­рые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» - берут друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказоч­ной стране.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись дет­ской веселой музыки.

2. Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Повторение сказки, закрепление последова­тельности событий.

Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует инто­национную выразительность речи и наводящие вопросы.

Материалы, оборудование: Текст сказки «Теремок».

3. Драматизация сказки «Теремок»

Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использо­вание вербальных и невербальных средств общения; ак­тивизация детей на проявление чувства любви, дружбы.

Содержание этапа: Варианты организации игры:

  1. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновремен­но проигрывают ее.

  2. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого - ситуативная.

Материалы, оборудование: Шапочки-маски.

4. Дидактическая игра «Теремок»

Цель: Развитие познавательного интереса; закреп­ление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.

Содержание этапа: Варианты организации игры:

  1. Дети «расселяют» героев в теремок согласно за­данным окошкам.

  2. Дети «расселяют» героев в любые окошки теремка. По ходу или завершении игры уточнить, в какое (по фор­ме, цвету) окошко смотрит каждый из животных.

  3. Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, цвета. Дети «расселяют» героев по заданным окошкам и находят у себя соответствующую фигуру. Например: «...и стал жить Волк в теремке, его окошко квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру» и т. д.

Материалы, оборудование: Модель домика-терем­ка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямо­угольника, треугольника, овала; плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; геометрические фигуры разной формы.

5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»

Цель: Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела; выразительности движе­ний, умения действовать синхронно тексту.

Содержание этапа: Под текст ведущего дети изоб­ражают маленького зайчика, медведя. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой (ушки зай­ки); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед (смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук под грудью (зайка прыгает); взмах рукой, раз­вернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал...»); пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); под­мигивание глазом.

Материалы, оборудование: Текст психогимнасти­ческих этюдов.

6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Ведущий предлагает попро­щаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что дела­ли. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной пос­ледовательности.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.

Теремок (Русская народная сказка)

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашива­ет:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка! А ты кто?

  • А я лягушка-квакушка!

  • Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спра­шивает:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка.

  • Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

  • А я зайчик-побегайчик.

  • Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спра­шивает:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка.

  • Я, лягушка-квакушка.

  • Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

  • А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка.

  • Я, лягушка-квакушка.

  • Я, зайчик-побегайчик.

  • Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

  • А я волчок - серый бочок.

  • Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.

Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

  • Терем-теремок! Кто в тереме живет?

  • Я, мышка-норушка.

  • Я, лягушка-квакушка.

  • Я, зайчик-побегайчик.

  • Я, лисичка-сестричка.

  • Я, волчок - серый бочок. А ты кто?

  • А я медведь косолапый.

  • Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:

  • Я лучше у вас на крыше буду жить.

  • Да ты нас раздавишь!

  • Нет, не раздавлю.

  • Ну, так полезай!

Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисич­ка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невре­димы.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Психогимнастика Зайка

Маленький зайчик по имени Кролик Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

Медведь

Идет медведь,Шумит в кустах,

Спускается в овраг..На двух ногах, на двух руках,

Мы тоже можем так.Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Лапы в сторону развел -Видно, меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот...Каплет с лапы сладкий мед:

Кап, кап, кап, кап!


© 2010-2022