- Преподавателю
- Школьному психологу
- Мастер-класс на тему: Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями
Мастер-класс на тему: Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева М.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕРЕМОК
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива
Задачи: Обучение способам адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
-
Сплочение детского коллектива.
-
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
-
Коррекция и развитие психомоторной сферы.
-
Совершенствование коммуникативных навыков.
-
Развитие речи.
Используемые методы и техники - мультимодальный подход:
-
Сказкотерапия.
-
Игротерапия.
-
Музыкотерапия.
-
Психогимнастика.
-
Дидактическая игра.
1. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым правят добрые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» - берут друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочной стране.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.
2. Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.
Материалы, оборудование: Текст сказки «Теремок».
3. Драматизация сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
-
Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее.
-
Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого - ситуативная.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски.
4. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
-
Дети «расселяют» героев в теремок согласно заданным окошкам.
-
Дети «расселяют» героев в любые окошки теремка. По ходу или завершении игры уточнить, в какое (по форме, цвету) окошко смотрит каждый из животных.
-
Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, цвета. Дети «расселяют» героев по заданным окошкам и находят у себя соответствующую фигуру. Например: «...и стал жить Волк в теремке, его окошко квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру» и т. д.
Материалы, оборудование: Модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала; плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; геометрические фигуры разной формы.
5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»
Цель: Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела; выразительности движений, умения действовать синхронно тексту.
Содержание этапа: Под текст ведущего дети изображают маленького зайчика, медведя. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой (ушки зайки); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед (смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук под грудью (зайка прыгает); взмах рукой, развернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал...»); пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); подмигивание глазом.
Материалы, оборудование: Текст психогимнастических этюдов.
6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.
Теремок (Русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
-
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-
Я, мышка-норушка! А ты кто?
-
А я лягушка-квакушка!
-
Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
-
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-
Я, мышка-норушка.
-
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
-
А я зайчик-побегайчик.
-
Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
-
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-
Я, мышка-норушка.
-
Я, лягушка-квакушка.
-
Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
-
А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
-
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-
Я, мышка-норушка.
-
Я, лягушка-квакушка.
-
Я, зайчик-побегайчик.
-
Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
-
А я волчок - серый бочок.
-
Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
-
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-
Я, мышка-норушка.
-
Я, лягушка-квакушка.
-
Я, зайчик-побегайчик.
-
Я, лисичка-сестричка.
-
Я, волчок - серый бочок. А ты кто?
-
А я медведь косолапый.
-
Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:
-
Я лучше у вас на крыше буду жить.
-
Да ты нас раздавишь!
-
Нет, не раздавлю.
-
Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Психогимнастика Зайка
Маленький зайчик по имени Кролик Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
Медведь
Идет медведь,Шумит в кустах,
Спускается в овраг..На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так.Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Лапы в сторону развел -Видно, меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот...Каплет с лапы сладкий мед:
Кап, кап, кап, кап!