Занятие c элементами коррекции «Наше право людьми зваться»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Новокрымская школа»

Джанкойский район Республики Крым


Занятие c элементами коррекции « Наше право людьми зваться»


Занятие c элементами коррекции

« Наше право людьми зваться»








Подготовила :

педагог-психолог

Трутнева Л.И.



Уважение к человеку - вот пробный камень.

Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает

это уважение непреложным законом.

Антуан де Сент Экзюпери

Цель: повышение правовой культуры подростков, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых

норм Российской Федерации.

Задачи:

-развивать способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности

-формировать у детей навыки социальной ответственности, способности

чувствовать, понимать другого человека

-учить понимать важность общепринятых норм и правил межличностного общения, предвидеть возможности последствий их нарушения, искать выходы с нестандартных ситуаций, моделировать способы их разрешения.

Усвоить понятия:

Рассмотреть понятия "правило", "договор", "право ".




п/п

Виды деятельности

Ориентиров.время

Методическое обеспечение

1.1

Информационное сообщение: «Изучаем законодательные акты России». Актуализация проблемы

2минуты

1.2

Игра "Нарисуй здание".

5 минут

Бумага, карандаши, фломастеры

1.3

Стихотворение А.Барто «Про один квартет»:

2 минуты

Стихотворение А.Барто «Про один квартет»:

1.4

Работа с понятиями: правила, право,

договоренность

5 минут

Бумага, ручки, маркеры

1.5

Упражнение «Надо договориться»

2 минуты

1.6

Мозговой штурм «Права-человека»

2 минуты

плакат

1.7

Дискуссия в технике медиации

5 минут

1,8

Игра «Дружеская мойка».

2 минуты

Релакс

1.9

9.Мини-проект « Осваиваем Арктику»

12 минут

Бумага, ручки, маркеры

2.0

Творческое задание «Придумай окончание»

3 минуты

плакат

2.1

Игра «Это здорово»

2 минуты

2.2

Рефлексия « Телеграмма педагогу-психологу»

2 минуты

Бумага, ручки, маркеры




  1. Информационное сообщение:

Проблема осознания своих прав подростками актуальна. Мы граждане

России и каждый гражданин обязан знать и законы Российской Федерации, а также уважать права их граждан. Необходимо закрепить эти принципы в своем сознании, чтобы в дальнейшем вы смогли использовать их независимо от своего образования и социального положения. Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социальную и правовую защищенность детей.

В настоящее время в обществе наблюдаются негативные тенденции:

конфликтность, неуравновешенность, агрессивность и т.д. Безусловно, эти

явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, многие не знают Конвенции о правах ребенка, а следовательно, не имеют возможности реализовывать эти статьи в жизнь. На предыдущем занятии мы знакомились с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка.

- Вспомните, и назовите их пожалуйста. Это Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации ,Конвенция о правах

ребенка, Закон РФ «О защите прав детей, Декларация прав ребенка. Мы с вами должны не только вести безопасный и здоровый образ жизни, и пропагандировать его среди сверстников. Это сыграет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, создаст благоприятные условия для индивидуального развития личности. Законы ,ребята .научат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитее личности есть оскорбление самих основ свободы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или

лживым, смелым или трусливым? И что мы выберем, то и пожнем.

-Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно", "поступать безнравственно". Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным?

-Что нужно для того, чтобы поступки не шли вразрез с нравственными нормами?

2. Игра "Нарисуй здание".

А сейчас, ребята, мы проведем игру "Нарисуй здание". Для этого нам необходимо разделиться на две группы, каждая группа выбирает художника. Остальные внимательно наблюдают за их рисованием. Можно давать художникам советы.

Художники начинают рисовать, через некоторое время психолог останавливает игру и просит начать сначала, так как рисование нужно было начать с фундамента здания. Так игра останавливается несколько раз, выдвигаются все новые претензии к рисованию: здание должно быть объемным (плоским), крыша черепичная и т.д.

Затем педагог-психолог дает возможность закончить рисунок и сообщает, что художники все равно неправильно выполнили рисунок, они нарисовали, к примеру, жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Затем необходимо проанализировать игру:

Удалась ли игра? Почему?

С какими проблемами вы столкнулись в игре?

Что не было сделано в начале игры?

Ожидаемый результат: игра не получилась, так как не были оговорены правила рисования здания, то есть правила не выработаны.

Какие требования мы предъявляем к правилам игры?

3. Послушайте стихотворение А.Барто «Про один квартет»:

Басню выбрали давно,

Распределили роли..

Решило выступать звено

На утреннике в школе.

Решили девочки прочесть

«Квартет» (такая басня есть)

Светлане роль не подошла:

- Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволяет мама! -

Артистки начали шуметь.

Одна кричит - она медведь,

А вовсе не мартышка!

Кричит другая: - Чур-чура!

Сказала я еще вчера:

Я - косолапый мишка! -

Проходит день, и два денька,

Потом проходит пять -

На репетицию никак

Артисток не собрать.

«Когда в товарищах согласья нет»,

Не прочитать им и «Квартет».

-Почему у детей не удался «Квартет»?

4. Работа с понятиями.

Чтобы лучше разобраться, сейчас мы поработаем с понятиями

Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия

"правило".

Должно получиться определение: "Правило - это положение,

отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения".

Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

В каких видах человеческой деятельности мы не можем обойтись без правил? (учеба, труд, общение).

Вывод: ни один вид деятельности не может существовать без правил.

2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "соглашение". Должно получиться определение: "Соглашение - взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон". Могут быть другие варианты. А теперь вы должны самостоятельно дать определение понятию «соглашение».

Соглашение - это взаимное согласие, договор, ставящий какие-нибудь условия взаимоотношений между людьми, права и обязанности сторон. Нужны ли соглашения в повседневной жизни?

О чем люди могут договариваться в повседневной жизни? (о правилах игры, помощи, о приобретении покупок, прогулке и т.д.)

Какими могут быть последствия того, если люди не могут договориться? (конфликт)

Что вы испытываете, если не смогли договориться?

Что вы испытываете, если смогли договориться о чем-либо? ( грусть - радость, удовольствие - досада, огорчение, скука, ссора, одиночество)

Сделайте вывод: нужно ли договариваться друг с другом или нет?

5. Упражнение « Надо договориться»

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д.

Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

  • как началась игра?

  • чего хотелось каждому сначала?

  • почему сначала ничего не получалось?

  • как удалось досчитать до десяти?

  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

  • чему нас учит эта игра?

6. Мозговой штурм «Права-человека»

Обучающиеся определяют ассоциации на слова « Права человека»: положение, закономерность, установленный порядок, норма поведения".

Вывод: права человека можно определить как основные нормы общественной жизни, без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди. Права россиян записаны в главном законе - Конституции Российской Федерации

7. Дискуссия в технике медиации

Задания: В цивилизованном обществе зная права нельзя забывать об обязанностях.

Первая группа должна подготовить аргументы "за" данную точку зрения.

Вторая группа должна подготовить аргументы "против". В цивилизованном

обществе зная права можно игнорировать обязанностями".

Третья группа - это медиаторы, которые должны помочь прийти к общему разумному решению, сгладить противоречия.

Что влечет за собой нарушение закона и норм поведения? Какими могут быть последствия, если люди будут нарушать законы?

Вывод: если люди будут нарушать законы, потеряют право зваться

людьми! Зная права - не забывай об обязанностях.

8. Игра «Дружеская мойка».

Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению.

Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребёнок пройдёт между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.

9. Мини-проект « Осваиваем Арктику»

1 Каждой подгруппе было дано домашнее задание.: представить что вы отдельная прогрессивная цивилизация .Вы молоды, энергичны и переселены с целью освоения Арктики. Вы должны представить свою прогрессивную цивилизацию, придумать название, географическое расположение, природные ресурсы, население, систему управления и обороны, законы и культурные особенности. (Обязательно все записать и зарисовать).Презентация творческих работ.

10. Творческое задание «Придумай окончание»

Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова - "А цените", закрыты листом бумаги). Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на плакат/

/Дети выдвигают разные версии/.

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.

Занятие c элементами коррекции « Наше право людьми зваться»

Игра «Это здорово»

Педагог-психолог предлагает подросткам назвать свое имя и какое-нибудь право (Я, Людмила, имею право на жизнь) и т.д. После каждой фразы дети поднимают большой палец вверх, выкрикивают: «Это здорово!»

Дети, легко ли вам было придумывать свои права?

Рефлексия
Упражнение «Телеграмма»

Педагог-психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму с 12 слов, в содержании которой были ответы на следующие вопросы:

-Что вам понравилось на занятии?

-Что было особенным в занятии?

-Что не удалось выяснить?

-Какие эмоции наблюдались на занятии?

Приложение1

Конвенция о правах ребенка. Сокращенный перечень прав ребенка

Краткое изложение основных положений

1

Статья 2

У всех детей равные права, независимо от национальности пола, религиозных или политических убеждений

2

Статья 6

Право на жизнь, выживание и свободное развитие

3

Статья 8

Право на сохранение своей индивидуальности

4

Статья 9

Право на общение с обоими родителями

5

Статья 12

Право на свободное выражение своих взглядов и мнения

6

Статья 14

Право исповедовать любую религию

7

Статья 15

Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию

8

Статья 17

Право на доступ к информации

9

Статья 19

Право на защиту от всех форм насилия

10

Статья 27

Право на доступный уровень жизни

11

Статья 28

Право на образование

12

Статья 31

Право на отдых и досуг

13

Статья 32

Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы

14

Статья 37

Право на защиту от жесткого обращения

15

Статья 38

Дети, не достигшие 15- летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях

Приложение2


© 2010-2022