Методическая разработка родительского собрания во втором классе

Родительское собрание во 2-ом классе.  Цель: создание условий для включения родителей в учебный процесс. Задачи: -обратить внимание родителей на особенности и возможности  своего ребёнка, необходимые ему в процессе обучения; -осуществить взаимодействие родителей друг с другом и со школьным психологом. Аудитория: родители обучающихся второго класса. Время проведения: 40-45 минут. Место проведения: учебный кабинет. Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, листы форма...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ КСШ № 2 им. Горького Каргатского района Новосибирской области



Методическая разработка

Родительского собрания «Дети - цветы жизни»





Подготовила и провела: педагог-психолог Ирина Олеговна Зенкова


Цель: создание условий для включения родителей в учебный процесс.

Задачи:

-обратить внимание родителей на особенности и возможности своего ребёнка, необходимые ему в процессе обучения;

-осуществить взаимодействие родителей друг с другом и со школьным психологом.

Аудитория: родители обучающихся второго класса.

Время проведения: 40-45 минут.

Количество участников: 14-16 человек.

Место проведения: учебный кабинет.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, листы формата А4 - для каждого родителя. Комплект конвертов с рабочим материалом.

Конверт № 1: одинаковые по размеру, цвету и форме цветы, вырезанные из белой бумаги - 1 шт.

Конверт № 2: вырезанные из оранжевой бумаги овалы - 3 шт.

Конверт № 3: полоска зеленой бумаги 4 х 27 см - 1 шт.

Конверт № 4: вырезанные из голубой бумаги капельки - 3 шт.

Конверт № 5: солнышко с лучами, вырезанное из желтой бума­ги - 1 шт.

Ход родительского собрания

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ува­жаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена выявлению особенностей и возможностей ваших детей, необходимых им в процессе обучения.

Мы вместе попытаемся разобраться, чем мы можем помочь ребенку стать успешным в процессе школьного обучения».

(Слайд 1, 2)

Задание 1

(Слайд 3)

Инструкция. Возьмите из конверта № 1 по цветку и раскрасьте его лепестки, а затем сравните с цветками соседей. Что вы заметили?

Педагог-психолог: «Все цветы были одинаковые по раз­меру, цвету, форме. Скажите, после того как вы их раскрасили, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрос­лые люди - ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному».

Педагог-психолог формулирует первое правило:

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого!

(Слайд 4)

Задание 2

Инструкция: «Вспомнив известное выраже­ние "Дети - цветы жизни", я предлагаю вам сегодня вырастить свой цветок. Давайте вместе подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития цветка?..

Прежде всего, цветку необходимы благодатная почва и креп­кие корни. В психологической интерпретации под сильными кор­нями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание, творческое воображение, восприятие. От того, насколько они хорошо разви­ты, будет во многом зависеть уровень интеллектуальной готов­ности к обучению. Но развивая способности ребенка, следует знать одно очень важное правило, о котором я вам расскажу чуть позже.

(Далее участникам предлагается взять заготовки из конверта №2.)

Напишите, пожалуйста, на "корешках", какие, на ваш взгляд, пси­хические процессы у вашего ребенка развиты уже достаточно хо­рошо, а на какие вам следует обратить внимание. Наклейте их вни­зу вашего листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты - чем лучше, тем выше, но так, чтобы занимаемая площадь не превышала 1/4 листа. (Время выполнения - 3 мин.)

(Слайд 5)

Я хочу продемонстрировать один простой опыт. (Для проведе­ния опыта приглашается один из родителей по желанию. Исполь­зуется любая плоскость.) Это наклонная плоскость. А это шар. На­до прокатить шар ВВЕРХ по наклонной плоскости. (Родитель выполняет действие.) У вас получилось? Что способствовало это­му?.. (Возможные варианты ответа: "приложенные усилия", "я его все время подталкивала".) Правильно, вы все время подталкивали мяч и направляли его. В противном случае он неизбежно начал бы дви­жение назад, в обратную сторону.

Шар - это умственная деятельность человека. Секрет заключа­ется в том, что наш ум требует постоянной загрузки, усилий для развития».

Педагог-психолог формулирует второе правило:

В развитии интеллекта нет "стоячего" положения. Если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Следовательно, развитие и обучение должны быть стабильными и постоянными. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко.

(Слайд 6)

Задание 3

Педагог-психолог: «Почвой, питающей корни и способ­ствующей росту цветка, является мотивация. Давайте подумаем, желание ходить в школу и желание учиться - это одно и то же?».

( В ходе рассуждений педагог-психолог подводит ро­дителей к выводу о том, что если ребенок идет в школу ради нового наряда или дорогого телефона или планшета и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформирова­но, - это желание учиться! Родителям не стоит запугивать ребенка учёбой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Следует фор­мировать адекватное представление о школе и основных занятиях, которым ребенок будет в ней посвящать свое время. Например, по­лезнее сказать: «Учиться всегда трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопреде­ленностью: «Вот придешь в школу - тогда и узнаешь...».)

Инструкция. На полосках из конверта № 3 напишите 3 фразы, которыми вы мотивируете своего ребёнка к обучению в школе. Затем приклейте эти полоски над «корешками».(по желанию зачитываются несколько фраз)

Педагог-психолог формулирует третье правило:

В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициатив­ность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помо­гать учиться новому, а не делать все за них.

(Слайд 7)

Задание 4

Педагог-психолог: «А теперь давайте подумаем, доста­точно ли для благоприятного роста цветка только хорошо разви­той корневой системы?.. Конечно, для того, чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под дра­гоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ре­бенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п.».

Инструкция. Участникам предлагается взять материал из кон­верта № 4. На капельках напишите те слова, которыми вы готовы подбодрить ребёнка, развивая в нём уверенность в собственных силах и возможностях. Наклейте капельки на лист.

(Слайд 8)

Задание 5

Педагог-психолог: «Для активного роста цветка, конеч­но, необходимо, чтобы его осветило яркое солнце. А вспоминая утверждение "Учение - свет", мы можем говорить о том, что свет для детей - это школа, которая дает ребенку необходимые зна­ния».

Инструкция. Участники работают с материалом из конверта № 5. На лучах солнца напишите, что вы ожидаете от обучения ребёнка в школе, что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Затем наклейте солнце в верхнем углу листа.

(Слайд 9)

Педагог-психолог: «Мы укрепили корни, подкормили и согрели цветок, и вот он начал расти. На своих листах нарисуйте стебель цветка и его листочки. Что еще необходимо цветку, для то­го чтобы противостоять различным природным явлениям? Сила и выносливость нашего цветка зависят от способности перено­сить нагрузки и справляться с трудностями. Так же и ребенка не­обходимо приучать к посильным физическим упражнениям и под­вижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволяют вашему ребенку справляться с физическими нагрузками, которые ему приходится переносить в школе.

Важно и то, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц, иными словами - мелкая моторика. Пропуски букв, описки, разная высота букв - все это результат недостаточного развития "ловких" мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и ин­тересные для ребенка занятия, как лепка, аппликация, работа с нож­ницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо разви­вает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тес­ная взаимосвязь между координацией движений и речью».

Задание 6

Инструкция: На лепестках цветка, который вы разукрасили в самом начале, напишите то главное, чему должен научиться ребёнок, что вы ждёте от него в будущем, каким вы его видите. Не забудьте в центре цветка написать имя вашего ребёнка. Приклейте цветок к стеблю.

(Слайд 10)

Задание 7

Педагог-психолог: «Мы с вами вырастили замечатель­ные цветы, но если посмотрим внимательно, то увидим что нашим цветочкам несколько одиноко в этом мире. Как для цветка, так и для ребенка важно иметь доброжелательное окружение, кото­рое будет способствовать его развитию и росту. Коммуникативное общение включает в себя умение ребенка общаться как со свер­стниками, так и со взрослыми. Последнее тоже весьма важно! По сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контак­тен, умеет внимательно слушать учителя, обладает развитой ре­чью - зависит успешность усвоения школьных знаний. А задача родителей - научить ребенка простым правилам общения».

Инструкция. Объединитесь в группы и из полученных цветов сформируйте поляну.

(Слайд 11)

Педагог-психолог: «У нас получилась замечательная поляна, но на этом рост детей-цветов не прекращается и ещё придётся приложить немало усилий, чтобы они превратились в настоящие цветы жизни! Очень многие родители задаются вопросом: «Что же надо сделать, чтобы стать ближе к своему ребёнку, быть для него не только родителем, но и старшим другом?» Чтобы лучше понять своих детей и избежать некоторых ошибок в воспитании, я вам предлагаю познакомиться с заповедями известного итальянского педагога гуманиста - Марии Монтессори.

Детей учит то, что их окружает…

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

(Слайды 12, 13, 14)

(Обсуждение, по желанию родителей, отдельных заповедей).

Педагог-психолог: «Ваши дети уже второклассники, но для них, по-прежнему, очень важно, чтобы вы, любящие родители, находились рядом с ними. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодо­левать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить са­мих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, ба­бушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.

Напоследок предлагаю вам еще один эксперимент. Я попрошу всех вас похлопать в ладоши... Спасибо! А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой... Получается?.. Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, т. е. без вас, дорогие родители, учитель бессилен. Отсюда можно вывести главное правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспи­тании и обучении детей.

Большое спасибо за внимание! До следующих встреч!».

(Слайд 15)

Педагог-психолог: «Прощаясь с Вами, я хочу Вас пожелать:

В семейной жизни всем желаю счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем вам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в ваших семьях всегда!


© 2010-2022