- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методическая разработка родительского собрания во втором классе
Методическая разработка родительского собрания во втором классе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зенкова И.О. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ КСШ № 2 им. Горького Каргатского района Новосибирской области
Методическая разработка
Родительского собрания «Дети - цветы жизни»
Подготовила и провела: педагог-психолог Ирина Олеговна Зенкова
Цель: создание условий для включения родителей в учебный процесс.
Задачи:
-обратить внимание родителей на особенности и возможности своего ребёнка, необходимые ему в процессе обучения;
-осуществить взаимодействие родителей друг с другом и со школьным психологом.
Аудитория: родители обучающихся второго класса.
Время проведения: 40-45 минут.
Количество участников: 14-16 человек.
Место проведения: учебный кабинет.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, листы формата А4 - для каждого родителя. Комплект конвертов с рабочим материалом.
Конверт № 1: одинаковые по размеру, цвету и форме цветы, вырезанные из белой бумаги - 1 шт.
Конверт № 2: вырезанные из оранжевой бумаги овалы - 3 шт.
Конверт № 3: полоска зеленой бумаги 4 х 27 см - 1 шт.
Конверт № 4: вырезанные из голубой бумаги капельки - 3 шт.
Конверт № 5: солнышко с лучами, вырезанное из желтой бумаги - 1 шт.
Ход родительского собрания
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена выявлению особенностей и возможностей ваших детей, необходимых им в процессе обучения.
Мы вместе попытаемся разобраться, чем мы можем помочь ребенку стать успешным в процессе школьного обучения».
(Слайд 1, 2)
Задание 1
(Слайд 3)
Инструкция. Возьмите из конверта № 1 по цветку и раскрасьте его лепестки, а затем сравните с цветками соседей. Что вы заметили?
Педагог-психолог: «Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы их раскрасили, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди - ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному».
Педагог-психолог формулирует первое правило:
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого!
(Слайд 4)
Задание 2
Инструкция: «Вспомнив известное выражение "Дети - цветы жизни", я предлагаю вам сегодня вырастить свой цветок. Давайте вместе подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития цветка?..
Прежде всего, цветку необходимы благодатная почва и крепкие корни. В психологической интерпретации под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание, творческое воображение, восприятие. От того, насколько они хорошо развиты, будет во многом зависеть уровень интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребенка, следует знать одно очень важное правило, о котором я вам расскажу чуть позже.
(Далее участникам предлагается взять заготовки из конверта №2.)
Напишите, пожалуйста, на "корешках", какие, на ваш взгляд, психические процессы у вашего ребенка развиты уже достаточно хорошо, а на какие вам следует обратить внимание. Наклейте их внизу вашего листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты - чем лучше, тем выше, но так, чтобы занимаемая площадь не превышала 1/4 листа. (Время выполнения - 3 мин.)
(Слайд 5)
Я хочу продемонстрировать один простой опыт. (Для проведения опыта приглашается один из родителей по желанию. Используется любая плоскость.) Это наклонная плоскость. А это шар. Надо прокатить шар ВВЕРХ по наклонной плоскости. (Родитель выполняет действие.) У вас получилось? Что способствовало этому?.. (Возможные варианты ответа: "приложенные усилия", "я его все время подталкивала".) Правильно, вы все время подталкивали мяч и направляли его. В противном случае он неизбежно начал бы движение назад, в обратную сторону.
Шар - это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки, усилий для развития».
Педагог-психолог формулирует второе правило:
В развитии интеллекта нет "стоячего" положения. Если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Следовательно, развитие и обучение должны быть стабильными и постоянными. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко.
(Слайд 6)
Задание 3
Педагог-психолог: «Почвой, питающей корни и способствующей росту цветка, является мотивация. Давайте подумаем, желание ходить в школу и желание учиться - это одно и то же?».
( В ходе рассуждений педагог-психолог подводит родителей к выводу о том, что если ребенок идет в школу ради нового наряда или дорогого телефона или планшета и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано, - это желание учиться! Родителям не стоит запугивать ребенка учёбой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и основных занятиях, которым ребенок будет в ней посвящать свое время. Например, полезнее сказать: «Учиться всегда трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопределенностью: «Вот придешь в школу - тогда и узнаешь...».)
Инструкция. На полосках из конверта № 3 напишите 3 фразы, которыми вы мотивируете своего ребёнка к обучению в школе. Затем приклейте эти полоски над «корешками».(по желанию зачитываются несколько фраз)
Педагог-психолог формулирует третье правило:
В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.
(Слайд 7)
Задание 4
Педагог-психолог: «А теперь давайте подумаем, достаточно ли для благоприятного роста цветка только хорошо развитой корневой системы?.. Конечно, для того, чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п.».
Инструкция. Участникам предлагается взять материал из конверта № 4. На капельках напишите те слова, которыми вы готовы подбодрить ребёнка, развивая в нём уверенность в собственных силах и возможностях. Наклейте капельки на лист.
(Слайд 8)
Задание 5
Педагог-психолог: «Для активного роста цветка, конечно, необходимо, чтобы его осветило яркое солнце. А вспоминая утверждение "Учение - свет", мы можем говорить о том, что свет для детей - это школа, которая дает ребенку необходимые знания».
Инструкция. Участники работают с материалом из конверта № 5. На лучах солнца напишите, что вы ожидаете от обучения ребёнка в школе, что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Затем наклейте солнце в верхнем углу листа.
(Слайд 9)
Педагог-психолог: «Мы укрепили корни, подкормили и согрели цветок, и вот он начал расти. На своих листах нарисуйте стебель цветка и его листочки. Что еще необходимо цветку, для того чтобы противостоять различным природным явлениям? Сила и выносливость нашего цветка зависят от способности переносить нагрузки и справляться с трудностями. Так же и ребенка необходимо приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволяют вашему ребенку справляться с физическими нагрузками, которые ему приходится переносить в школе.
Важно и то, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц, иными словами - мелкая моторика. Пропуски букв, описки, разная высота букв - все это результат недостаточного развития "ловких" мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребенка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью».
Задание 6
Инструкция: На лепестках цветка, который вы разукрасили в самом начале, напишите то главное, чему должен научиться ребёнок, что вы ждёте от него в будущем, каким вы его видите. Не забудьте в центре цветка написать имя вашего ребёнка. Приклейте цветок к стеблю.
(Слайд 10)
Задание 7
Педагог-психолог: «Мы с вами вырастили замечательные цветы, но если посмотрим внимательно, то увидим что нашим цветочкам несколько одиноко в этом мире. Как для цветка, так и для ребенка важно иметь доброжелательное окружение, которое будет способствовать его развитию и росту. Коммуникативное общение включает в себя умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Последнее тоже весьма важно! По сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет внимательно слушать учителя, обладает развитой речью - зависит успешность усвоения школьных знаний. А задача родителей - научить ребенка простым правилам общения».
Инструкция. Объединитесь в группы и из полученных цветов сформируйте поляну.
(Слайд 11)
Педагог-психолог: «У нас получилась замечательная поляна, но на этом рост детей-цветов не прекращается и ещё придётся приложить немало усилий, чтобы они превратились в настоящие цветы жизни! Очень многие родители задаются вопросом: «Что же надо сделать, чтобы стать ближе к своему ребёнку, быть для него не только родителем, но и старшим другом?» Чтобы лучше понять своих детей и избежать некоторых ошибок в воспитании, я вам предлагаю познакомиться с заповедями известного итальянского педагога гуманиста - Марии Монтессори.
Детей учит то, что их окружает…
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
(Слайды 12, 13, 14)
(Обсуждение, по желанию родителей, отдельных заповедей).
Педагог-психолог: «Ваши дети уже второклассники, но для них, по-прежнему, очень важно, чтобы вы, любящие родители, находились рядом с ними. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.
Напоследок предлагаю вам еще один эксперимент. Я попрошу всех вас похлопать в ладоши... Спасибо! А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой... Получается?.. Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, т. е. без вас, дорогие родители, учитель бессилен. Отсюда можно вывести главное правило:
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Большое спасибо за внимание! До следующих встреч!».
(Слайд 15)
Педагог-психолог: «Прощаясь с Вами, я хочу Вас пожелать:
В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!