Выявление, развитие и воспитание одаренных детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одаренные дети

Что такое одаренные дети? Мы говорим одаренные дети, и говорим гениальные о взрослых. Никто и никогда не говорит об одаренности сорокалетнего человека. То есть под одаренностью мы понимаем преддверие большого таланта, возможной гениальности сегодняшнего ребенка. Одаренность, как правило ограничена сравнительно небольшим набором направлений в близких областях знаний, и лишь немногие из "великих" людей могли считаться гениальными в очень различных областях. Например, Леонардо да Винчи - великий художник, физик, инженер. Г. Лейбниц - создатель интегрирования и дифференцирования, крупнейший немецкий философ своего времени и прекрасный историк. Э. Шреденгер - создатель современной квантовой механики и известнейший в Европе музыковед. Для большинства гениальных людей была необходимость в приложении своих способностей в других областях, например, композитор А. Бородин был неплохим химиком. Ф. Тютчев нам известен как поэт, а не как российский дипломат.

Итак, детская одаренность или просто одаренность - это раннее проявление возможной гениальности, что проявляется в способности решать неординарные творческие проблемы.

Одарённые дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.). В научной литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder - чудо и Jund - ребёнок), подчёркивая тем самым исключительный характер их способностей.

Существует определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем - к рисованию; вообще, одарённость к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науках раньше других проявляются способности к математике (почти у всех крупных математиков - до 20 лет). Общеинтеллектуальная одарённость может выражаться необычно высоким уровнем умственного развития (при прочих равных условиях) и качеств, своеобразием умственной деятельности.

Как формируется у ребенка одаренность? Это заложено генетически или же это видовой онтогенез? Очевидно, элементы, определяющие одаренность могут быть различны, но для ее проявления необходима соответствующая окружающая среда.

Изобразим условную схему развития ребенка в окружающей среде и их взаимодействия. Р - ребенок, С - семья, У - учитель, И - идея, В. О - все остальное: друзья, "улица", и т.д. и т.п. Эти взаимодействия и определяют процесс обучения ребенка, приводящий к развитию ребенка, как личности. Задача Учителя помочь ребенку найти себя и как можно полнее проявить себя и помочь выбрать свой творческий жизненный путь. В этом случае жизненная задача, если этот Учитель не мама, папа, дедушка или бабушка, состоит в том, чтобы учитель и ученик смогли найти друг друга. Хорошо, что есть такие школьные учебные заведения, которые стараются найти таких детей, помочь им в развитии благодаря своему высокопрофессиональному потенциалу учителей. Так известно изречение "если видишь "одаренного ребенка", то ищи рядом талантливого взрослого".

«С умным - больно хлопотно» - поется в известной песне... Что правда, то правда - одаренные дети помимо гордости и радости приносят и немало хлопот. Актуальным становится вопрос о том, как же все-таки не упустить и разглядеть в ребенке скрытые таланты и дать им адекватное развитие, найти им должное применение в жизни. Ученые говорят о том, что выдающиеся способности могут проявлять дети с самых первых лет своей жизни, а могут и гораздо позже. В любом случае следует обратить внимание на неординарных и трудных в воспитании детей - именно они по статистике обладают самым большим умственным и творческим потенциалом. В таких детях сильно развито стремление к познанию, поиску новой информации.


  • Одаренные дети - дети-почемучки. Их интересует мир и его законы. Одаренных детей, как правило, отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

  • Склонны к самостоятельному мышлению. Часто задумчивы и серьезны. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;

  • Могут подолгу сосредоточиваться на одном интересующем его деле, вопросе.

    • Способны к прогнозированию.

    • Одаренные дети оригинально мыслят и способны выдвигать новые, неожиданные идеи.

    • Упрямы и настойчивы.

    • Обладают хорошей памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями (Это, в частности, проявляется и в характерном одаренных детей увлечении коллекционированием)

    • Одаренные дети рождены с развитым образным мышлением - много фантазируют, сочиняют.

    • Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события. Предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей

    • Имеют выдающиеся способности к какому-либо из школьных предметов, виду творчества.

    • Замечают то, что недоступно другим. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Получается, что одаренность не является залогом высокой успеваемости в школе - это всего лишь особенность личности, которой нужно найти достойное применение. Часто талантливых детей недолюбливают учителя и не понимают сверстники и родители. Так устроен наш мир, живущий по законам большинства. Определиться со спецификой воспитания и учебы помогут 6 основных типов одаренности - может, в одном из них вы узнаете своего ребенка.

Самый беспроблемный тип одаренности - интеллектуальный. Его проще всего распознать - такие дети, как правило, любимчики учителей. Они хорошо учатся, легко запоминают материал. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов». Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим школьникам с легкостью усваивать изучаемое, однако их различное отношение к школьным дисциплинам приводит к тому, что по одним предметам они успевают блестяще, а по другим - нет. В связи с этим выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: общая и локальная.

Об общеумственной одаренности можно говорить тогда, когда школьник с легкостью успевает по всем предметам. Локальная интеллектуальная одаренность свойственная детям, добивающимся больших успехов в отдельной специализации (гуманитарной или математической). Как отмечают психологи, очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются в общем, а после обнаруживается специализация способностей и интересов.

Однако успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей. Здесь все определяется отношением к учению и вообще к школе. Если ваш ребенок с детства проявляет сообразительность, все схватывает на лету, то необходимо позаботиться о том, чтоб ему не было уныло за школьной партой. Целесообразно таких детей отдавать в школу с 6 лет, так же не мешало бы обеспечить ему общение с «себе подобными». Хорошо известны случаи, когда первоклассник приходит в школу, уже умея бегло читать и хорошо писать, и потому скучает на уроках. Пребывая в классе с заведомо менее способными учениками, ребенок теряет познавательный интерес, в дальнейшем возникают проблемы с учебой - задача родителей этого не допустить.

Академический тип одаренности. Школьники этого типа одарённости проявляют высокие способности именно к обучению. Учиться им легко и приятно, поскольку такова специфика их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Дети академического типа одаренности часто носят гордое звание «гордость школы». Их фотографии можно встретить в школе на доске почета. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. От первого типа одаренности эти дети отличаются тем, что интеллектуалы мыслят более независимо и свободно, тогда как академически одаренные школьники проявляют свои способности именно в школьной (позже студенческой) системе. Таким детям бывает трудно найти себя после завершения учебы. При переходе из одной системы в другую им необходимо время, чтобы адаптироваться. За честолюбивость и перфекционизм их часто недолюбливают одноклассники. Очень важно с ранних лет, кроме стремления к знанию прививать таким детям понятия дружбы и товарищества. Полезным для таких детей будет заниматься командными видами спорта, туризмом.

Художественный тип. Определяется тогда, когда ученик проявляет высокие способности к творчеству, будь то музыка, поэзия, живопись, актерское мастерство. Данные способности важно не проглядеть и вовремя определить чадо к специалисту, который сможет профессионально с ним заниматься. Однако немаловажным будет учитывать здесь интересы самого ребенка. Иногда, имея абсолютный музыкальный слух - человек остается равнодушным к занятиям музыкой. Прежде чем заставлять - подумайте, что для вас важнее - воспитание гармоничной личности или осуществление Ваших честолюбивых планов?

Креативный тип. Самый проблемный тип одаренности. Ребенок - наделенный необычным взглядом на мир с одинаковым трудом уживается и с учителями и со сверстниками. Первые считают их выскочками и попросту трудными детьми - вторых настораживает их неординарность. Частенько у таких учеников наблюдаются большие проблемы с учебой, поскольку школьная программа не позволяет им проявить себя. Ломать таких детей ни в коем случае нельзя - этим можно только навредить. Стремление переделать свое чадо в угоду законам большинства только озлобит и напугает ребенка. Нестандартность мышления - дар, который необходимо сберечь. Поскольку именно наша эпоха как никогда нуждается в новых идеях и веяниях привнести которые способен именно ваш ребенок. В каждом из этих «трудных» детей дремлет гениальный креатор, копирайтер, модельер, изобретатель, ученый. Именно такому ребенку под силу выполнить задания, требующие максимальной независимости: разработать проект, осуществить самостоятельное исследование. Такие дети очень нуждаются в понимании, поддержке и любви. Главной задачей родителей тут будет отстоять право ребенка на его независимость и одновременно воспитать в нем положительные человеческие качества. Часто такие дети уходят в мир собственных фантазий, становятся нелюдимыми - важно сформировать в них потребность в общении.

Лидерская одаренность. Ею отмечены дети с высокими организаторскими способностями. Этот тип одаренности мало связан со школьной учебой и потому не вызывает интереса у учителей. Более того, школьники, наделенные этим даром, как правило, имеют низкую мотивацию к учебе. Однако гораздо боле важным оказывается тот факт, что эти дети обладаю повышенной способностью не только понимать и сопереживать другим людям, но и руководить ими. Они охотно берут ответственность на себя. Не испытывая проблем с общением такие дети нуждаются в контролировании учебного процесса.

Спортивная одаренность. О ней говорят тогда, когда ребенок проявляет высокие способности в одном из видов спорта. Данный тип одаренности по рекомендациям воспитания совпадает с одаренностью художественной. Здесь так же необходимо прислушиваться к мнению самого ребенка.

Однако как можно выявить одаренность человека, а выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко решаемой

Трудоспособность. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Прежде всего этим - хотя, разумеется, и не только этим - отличаются они от остальных детей. Позвольте, могут возразить нам, а разве мало примеров того, что способные дети учатся легко, что они и уроков не делают, пользуясь тем, что память им сохраняет точно и прочно все, что излагается учителем во время объяснения. Спору нет, но конечным критерием здесь должны быть не легко полученные пятерки, а глубокие знания и умения и, главное, психологическая готовность к труду, которую не обеспечивает такого рода умение. Ребенок, привыкнув к мысли, что ему все дается легко, не знающий, что такое усидчивость, трудолюбие, прилежание, рано или поздно вынужден будет столкнуться с делом, которое от него потребует большого и напряженного труда, и здесь-то и выяснится, что ему не хватает главного - трудоспособности.

Трудоспособность не заменяет всех других способностей, а соседствует с ними. Но даже в том случае, когда все остальные способности, кроме нее, оказываются первоначально невыраженными (это бывает в общем довольно редко), то и тогда конечные результаты трудовой деятельности могут быть поразительными. Антон Семенович Макаренко, рассказывая в «Педагогической поэме» о подготовке колонистов к поступлению на рабфак, следующим образом характеризует решающую роль трудоспособности:

«Особенно поражал нас учебной страстью Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики, но и свои сравнительно слабые способности. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым заблуждением: он был глубоко уверен, что наука на самом деле такая трудная и головоломная вещь, что без чрезмерных усилий ее одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя, что Задоров не тратит на учебу ни одной лишней минуты сверх обычных школьных часов, что Карабанов даже и на уроках мечтает о вещах посторонних и переживает в своей душе какую-нибудь колонийскую мелочь, а не задачу или упражнение. И наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей, когда их талантливо схваченные огоньки знания сделались чересчур скромными по сравнению с солидной эрудицией Буруна».

Вот почему, говоря о развитии одаренностей, надо прежде всего сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряженному труду.

Лень - это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий, в том числе и наличием одаренности, которые приглушены и замаскированы ленью.

Бороться с ленью можно только одним способом -постепенно втягивая ребенка в трудовую деятельность, прививая ему привычку к труду, к трудовому усилию. Здесь не надо чересчур полагаться на разговоры и назидания. Гораздо важнее наладить контроль за выполнением учебного задания, режимом домашних занятий, способствовать созданию рабочей обстановки. Немалое значение имеет и личный пример. Родители, чьяяработа представляет собой образец гражданского отношения к труду, вызывает уважение окружающих, имеют моральное право предъявить высокие требования к учебной работе своих детей, и дети это право не могут не признать. Пусть, формируя у себя привычку к трудовым усилиям, ребенок вначале опирается на твердую волю и требовательность взрослого человека. Пройдет время, и опорой для него станет его собственная воля и убежденность.

Можно с уверенностью сказать, что человек, сформировавший у себя замечательное качество - трудоспособность, имеет явное преимущество перед любым другим человеком, лишенным этого качества, коль скоро речь идет не о мимолетных удачах, а о дальней перспективе его деятельности и трудовых успехов.

...плюс интерес. Другой существенно важный фактор развития одаренностей ребенка- устойчивые, специальные интересы. Специальные, подчеркиваем мы, потому что говорить об интересах «вообще» как факторе одаренностей, само собой, нет смысла, так как нет ребенка, у которого не было бы самых разнообразных интересов: к приключенческим повестям и кинофильмам, футболу, почтовым маркам, голубям и т. п.

Специальные интересы в данном случае - это интересы к содержанию какой-то области человеческой жизни и деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим делом деятельности. Познавательный интерес здесь неприметно превращается в действенное овладение приемами и способами деятельности. Это перерастание интереса в действие можно отчетливо увидеть в автобиографическом рассказе изобретателя В. А. Дегтярева: «За зиму я научился бойко читать, писать и считать, а лето опять проводил в саду и в дедушкиной кузне... Как-то в воскресенье отец повел меня в город и там, у дома одного купца, мы увидели фонтан. Всю дорогу я приставал к отцу с вопросами: откуда берется вода, почему она идет вверх, что ее разбрызгивает? Отец подробно объяснил мне устройство фонтана.

Не говоря никому ни слова, я притащил со свалки несколько старых водопроводных труб, стал их подгонять друг к другу, свинчивать, прилаживать...

Вскоре на той же свалке я отыскал мятый заржавленный бак. Взгромоздив его на крышу, скрепив кран проволокой с трубой и прочно примазав замазкой, я распорядился: - Ну ребята, таскайте воду!

Скоро бак до краев был наполнен водой. Я торжественно открыл кран. Все застыли, пораженные неожиданным зрелищем: из трубы высокой струей била вода.

- Стой, ребята! - закричал я, опомнившись. - Это - не то, надо, чтоб вода разбрызгивалась!

Ребята неохотно разошлись, а я заперся в дедовской кузне и стал мастерить из жести высокий конус. Приладив его к трубе, возвышавшейся над клумбой, я положил в него мячик.

Вечером, когда пришел отец и собрались соседские ребятишки, над клумбой взвился бисерный столб воды.

Мальчишки от удивления открыли рты, а отец осмотрел устройство фонтана и в награду дал мне двугривенный на пряники.

Взволнованный похвалами и наградой отца, я убежал в кузню, залез на верстак, где была моя постель, и уснул счастливый.

Двадцать копеек сулили много радостей. Можно было купить на эти деньги бабки... Но меня уже давно манила к себе книжная лавка... Скромные брошюрки по механике влекли меня к себе. Через день я оказался обладателем нескольких таких книжечек».

Подмечено, что пробуждение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением одаренностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития. Наши желания, по словам Гёте, предчувствие скрытых в нас одаренностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить. Всегда ли мы понимаем, что упрочившиеся интересы ребенка - это лакмусовая бумажка его способностей? К сожалению, чаще их не замечают, безучастно проходят мимо.

К счастью, бывает и по-другому. Психолог В. Е. Сыркина рассказывает о родителях, которые сумели сформировать одаренность сына, сознательно поощряя его интересы. Мать Славы не огорчилась тем, что ее мальчик всем играм предпочитал игру в «войну», предводительствуя во всех «сражениях», и был «комендантом» всех снежных крепостей во дворе. Не смущало ее и то, что «командиру» не раз ставили снежком «фонарь» под глазом, что комната загромождалась «оружием» и «амуницией», что мальчик самозабвенно играл вырезанными из картона солдатиками. Когда Слава подрос, она постепенно подобрала для него библиотечку книг по военной тематике, познакомила с биографиями выдающихся полководцев, рассказала, как готовился Суворов к своей военной профессии. Она поощряла занятия спортом и всегда была согласна с сыном в том, что старое пальто еще можно носить, а вот лыжи нужно купить обязательно... Слава пошел в военное училище и закончил его с отличием.

Итак, устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребенком, являются сигналом, который должен заставить окружающих, и в первую очередь родителей, насторожиться: не дают ли себя знать зарождающиеся одаренность?

Но вот беда! У подростка эти интересы нередко приобретают характер увлечений, кратковременных, хотя и страстных.

Интересы к различным занятиям и наукам, вспыхивающие и угасающие в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный поиск призвания и помогают проявлять одаренность. Задача взрослых при этом не в том, конечно, чтобы заставлять юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление и склонность заниматься областью деятельности, ставшей центром интересов.

Конечно, лучше, когда школьник очень рано обнаруживает при посредстве и помощи взрослых устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие одаренность, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание. Но это бывает, как известно, далеко не со всяким молодым человеком. Быть может, мы выскажем здесь мысль, которая вызовет у некоторых педагогов возражения. Однако, нам кажется, пусть уж выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к какой-то профессии (речь здесь идет об интересе, а не о необходимых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду), чем неверно и скоропалительно его определит и в дальнейшем будет «вековать» в положении «неуместного» врача или юриста.

Экзаменами на аттестат о среднем образовании завершается школьное обучение, но не завершается развитие интересов и одаренностей молодого человека. Существующая у нас система заочного и вечернего образования, широчайшие возможности для самообразования (библиотеки, лектории, кружки при Домах культуры и т. д.) позволяют надеяться на успешное развитие интересов и дарований молодого человека, каков бы ни был род его занятий по окончании школы.

Это зависит от семьи. Вспоминается рассказ товарища студенческих лет. «Писателем я не стал по чистой случайности, - улыбаясь, говорил он. - Было мне тогда лет четырнадцать, и я писал приключенческий роман. Писал тайно. Писал с упоением. Исписанные листки засовывал в третий том энциклопедии. Мама у меня была человеком очень аккуратным, и порядок у нас в доме был образцовый. Очевидно, ей бросилась в глаза неестественная пухлость книжки, и моя тайна была раскрыта. И вот через несколько дней она положила передо мной большую конторскую книгу с пронумерованными листами. «Будешь писать каждый вечер две страницы. После уроков я буду проверять». И она что-то еще говорила. По всей вероятности, о том, что одаренности могут развиваться только в результате систематиччского труда, что терпение и труд все перетрут и другие полезные для меня истины. Несколько дней под ее наблюдением я переписывал с листков, извлеченных из тайника, начало романа. Но после дело застопорилось. Сюжет повествования, его герои как-то померкли и не волновали меня больше».

Эта невеселая история рассказана не потому, что автор верит в большую литературную одаренность своего приятеля. Вполне вероятно, что он ничем не обогатил бы родную литературу. Но несомненно одно - неразумное, навязчивое вмешательство в творчество подростка, бестактный контроль и командование стали препятствием на пути развития одаренностей.

Трудно сказать, что приносит больший вред - неумеренный восторг по случаю выявления талантов у ребенка, желание поторопить, форсировать получение каких-либо вещественных доказательств его незаурядности или неверие в его силы, безразличное, порой пренебрежительное отношение к его успехам и интересам.

...Девочка любила лепить. На столе перед зеркалом выстраивались забавные фигурки из пластилина: покачивался в кресле Хлестаков, рядом, заложив руки за спину и выпятив чугунной тяжести живот, стоял Собакевич, горевала Золушка, служили, поднявшись на задние лапы, собачки. На столе уже почти не оставалось места. И вот однажды, вернувшись из школы, девочка заметила, что в комнате что-то изменилось. Сначала она не могла понять, что. И вдруг увидела: ни Собакевича, ни Хлестакова, ни Золушки не было. Вместо веселых фигурок перед зеркалом красовался новый зеленого стекла туалетный прибор. А в углу на книжной полке лежал бесформенный ком разноцветного пластилина - все, что осталось от ее маленьких друзей. Девочка проплакала весь вечер. Потом пришел отец... Мать, уже пожалевшая о своем опрометчивом поступке, рассказала отцу о происшедшем. Раскрывая газету, отец сказал довольно спокойно. «Не понимаю, что ты тревожишься. Пластилин-то остался, слепит новые».

Об этом происшествии рассказала учительница. Неизвестно, как дальше сложилась судьба способной девочки. Но тогда на вопрос: «Продолжает ли девочка лепку?»-учительница ответила отрицательно.

Увидеть зарождающиеся одаренность ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой настойчивость, - вот прямой долг родителей.

...Когда у юноши выявился заметный интерес к химии, родители серьезно задумались. Как на беду, в семье специалистов-химиков не было и отвечать на бесчисленные вопросы, которые ежедневно возникали у сына, никто не мог. Конечно, есть преподавательница химии в школе, в городе - библиотека. Можно было просто махнуть рукой на возникший интерес - авось сам найдет для себя нужный выход. Но родители рассудили иначе. На книжную полку сына было поставлено несколько новых книг по химии. Мать вспомнила, что знакомый ее мужа работает в области органической химии, и через неделю паренек познакомился с человеком, влюбленным в древнейшую на земле науку. Мальчик еще не кончил школу, но уже с помощью своего друга не раз побывал в заводской лаборатории, и книг специального характера им было прочитано не меньше, а может быть, больше, чем прочитывает их студент-химик второго курса. В общем, семья сделала все от нее зависящее, чтобы поддержать увлечение сына. Не приходится поэтому удивляться, что в настоящее время он работает в одном из научно-исследовательских институтов, разрабатывающем актуальные проблемы современной химии. Интересная деталь. Юноша, о котором шла речь, свое увлечение химией начал с того, что заинтересовался занимательно написанным рассказом о судьбе средневекового теолога и философа Альберта фон Больштедт, известного под именем Альберта Великого, который впервые в истории выделил и описал мышьяк и открыл сульфиды (сернистые металлы). Фантазия, разбуженная увлекательным рассказом, явилась мощным катализатором процесса развития интересов и одаренностей.

Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании одаренностей к любой деятельности, будь то литературное творчество, изобразительное искусство, химия или история. Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Полет фантазии опережает медленную поступь реальных событий, яркими красками расцвечивает и делает живыми даже самые сухие абстракции.

Но, очевидно, что при любых схемах отбора одаренных детей собирать только одаренных в одном месте (к примеру, в лицее) практически невозможно. Следовательно, всякая школа (лицей) отбирает себе учащихся в основном не столько (не только) одаренных, а прежде всего способных к обучению детей, которые ориентированы на получение высокого интеллектуального образования. Однако, лицей, собрав в своих стенах таких детей сталкивается с проблемой, как помочь способному ученику найти себя, поддерживать высокий интеллектуальный уровень по многим предметам. Одним из наиболее ярких внешкольных мероприятий, стимулирующих саморазвитие знаний учащихся являются олимпиады.

Однопрофильные олимпиады требуют от учащихся глубокой, выходящей за рамки школьной программы, подготовки, и тем самым отодвигают достаточно одаренных детей, которые еще не выбрали себе узкой специализации.

Окружающий школьника современный мир, его (мира) насыщенность информацией приводят к тому, что даже одаренные школьники обладают большим разбросом в уровнях знаний и неумением сосредоточиться на небольшом числе предметов.

Задача образовательного учреждения для развития и поддержки индивида и его широкого интеллектуального развития, необходимо приводит к поиску новых путей и условий развития интеллекта. Одним из таких путей является проведение многопрофильных олимпиад. Отличие их от однопрофильных состоит в том, что задания по каждому из профилей, как правило, несколько слабее, чем в узкопрофильных, но участие всех учеников во всех турах многопрофильной олимпиады, создает в целом интеллектуальное напряжение не меньше, а может быть и больше чем в однопрофильных олимпиадах.

Такие олимпиады способствуют не только развитию интеллектуальных способностей школьников, но и поддерживают уверенность их в своих способностях, и порождают стремление к развитию этих способностей.

Следовательно, многопрофильные олимпиады заполняют собою огромную нишу в образовательном процессе развития и отслеживания интеллектуально одаренных детей. Многопрофильные олимпиады являются органической частью современного образования высокого уровня. К таким многопрофильным олимпиадам относится международная олимпиада "Интеллектуальный марафон" проводимая Международным Клубом Глюон" уже в течение семи лет, это "Олимпийский марафон", проводимая Международной Ассоциацией Лицей.

Проблемы одаренных детей

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Им свойственна конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Опросник 1.

Уважаемые педагоги!

Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости определенных черт личности Ваших детей. Мы думаем, что в этом Вам поможет Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.

Перед вами список черт (качеств), степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

Низкий уровень - если данная черта не проявляется совсем.

Уровень ниже среднего - если данная черта проявляется, но достаточно редко.

Средний уровень - если данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень выше среднего - если данная черта проявляется часто, но не всегда.

Высокий уровень - если данная черта проявляется всегда.

1. Самооценка

Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои "сильные" и "слабые" стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другими людьми.

Например: - Я не буду рисовать трактор, потому что я не умею рисовать машины.

2. Эгоцентризм.

Направленность на себя. Ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего мнения и практически не способен встать на позицию другого человека.

Например: - Я буду играть в мяч, потому что я так хочу.

3. Демонстративность.

Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремиться любой ценой привлечь к себе внимание взрослых и сверстников.

Например: - Посмотрите, что я сделал и какой я.

4. Эмоциональность.

Восприимчивость, "чувствительность" к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тревожности.

Например: - Как вы могли не полить цветы, ведь он теперь умрет от жажды!

5. Произвольность поведения.

Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребенок контролирует свои желания и свое поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами.

Например: - Я не буду шуметь, так как это мешает другим людям.

6. Способность к оценке.

Критичность мышления. Выражается в способности ребенка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведении других людей.

Например: Мне нравится машина, которую сделал Сережа, потому что у нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру.

Опросник 2.

Уважаемые педагоги!

Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей Ваших детей. Мы думаем, что в этом Вам поможет Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.

Перед вами список качеств, степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

Низкий уровень - если данное качество не проявляется совсем.

Уровень ниже среднего - если данное качество проявляется, но достаточно редко.

Средний уровень - если данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень выше среднего - если данное качество проявляется часто, но не всегда.

Высокий уровень - если качество проявляется всегда.

1. Память.

Способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). "Маленький компьютер"

Например: - Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой.

2. Внимание.

Способность ребенка быстро концентрироваться, "настраиваться" на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. "Крайне сосредоточенный".

Например: Ребенок бегает на перемене, но звенит звонок, и он уже готов заниматься долго, не отвлекаясь.

3. Способность к анализу и синтезу.

Способность ребенка быстро "раскладывать" предложенную информацию (предмет) на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). "Маленький ученый".

Например: - На улице весна, потому что тает снег, прилетают птицы, греет солнце.

- На улице тает снег, греет солнце, прилетают птицы - значит, наступила весна.

4. Продуктивность мышления.

Способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений. "Генератор идей".

Например: - На что похож круг? На яблоко, на солнце, на тарелку и т.д.

5. Перфекционизм (старательность)

Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. "Очень старательный".

Например: Ребенок учится писать. Он будет настолько долго и тщательно выводить буквы по несколько раз, что даже ваша похвала его не остановит.

6. Гибкость мышления.

Способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. "Ловкий и изворотливый менеджер".

Например: Ребенок рисует хвост кошки. Краска растекается и грозит испортить рисунок. Он ловко "превращает" расплывшийся хвост в корень дерева.

7. Оригинальность мышления.

Способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть "необычное" в обычном, действовать "не как все". "Оригинал

Не сетовать на природу, не копаться в родословных, а активно действовать, творить, работать - вот путь, на котором любые средние способности позволят любому молодому человеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы и будущего.

Еще раз напомним: всесторонне развивая одаренность ребенка, нельзя забывать главное. Одаренность не самоцель. Заботясь о развитии одаренностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них - способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью


© 2010-2022