Программа профилактики трудностей адаптации у первоклассников Психологическая азбука

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска»



Утверждено

Приказом по МКОУ «Средняя школа №3

г. Киренска» № ______

от «___» ____ 20___г.

Директор МКОУ «Средняя школа №3 г. Киренска»

______________ /Н.В.Тюрнева/

Рекомендовано ШМО «Росток»

МКОУ «Средняя школа №3

г. Киренска , протокол №___

от«____»____20__ г.

Руководитель ШМО

______________ /О.В. Сосненко/



Программа

профилактики и психокоррекции

трудностей адаптации у первоклассников

«Психологическая азбука»











Автор:

педагог-психолог Швецова Е.Г.








Пояснительная записка

Начинается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Программа профилактики и психокоррекции трудностей адаптации у первоклассников «Психологическая азбука» разработана в рамках Программы «Психологическая поддержка первоклассников в адаптационный период» с целью - развития личности ребенка, в частности развитие его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности».

Задачи:

1. коррекция и развитие у детей познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе;

2. коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

3. формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30-40 мин. В занятия включены элементы сказкотерапии, игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные упражнения, диагностические методики, направленные на изучение социально-психологической адаптации детей к школе; диагностика стартовой готовности к школе «Школьный старт» по программе Бегловой Т.В., Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В.

Структура занятий включает в себя следующие этапы:

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Все занятия курса разбиты на 3 блока:

1 блок - «Я-школьник», направлен на осознание новой позиции школьника.

2 блок- «Вот такие чудеса», направлен на развитие психических процессов.

3 блок - «Радуга эмоций», направлен на развитие эмоционально-волевой сферы.

1 блок «Я - школьник»

Цели: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1

Знакомство

2-4

Диагностика стартовой готовности «Школьный старт»

5

Я - школьник, правила школьной жизни

6

Я - школьник, я умею управлять собой

7

Я - школьник, я умею преодолевать трудности.

8

Я - школьник, я умею слушать других

9

Я - школьник, я умею учиться у ошибки

10

Я - школьник, я умею быть доброжелательным

2 блок «Вот такие чудеса».

Цели: развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики

1

Путешествие в страну снежинок

2

Поиграем в индейцев

3

В гостях у пчелки Майи

4

Сказка про манную кашу

5

Поиграем в разведчиков

6

День рождения ослика Иа

7

В стране Вымышляндии

8

Морские волки

9

Вот такие чудеса

10

В гостях у 12 месяцев

3 блок «Радуга эмоций».

Цель: развитие рефлексии, эмоционально-волевой сферы, осознание своих эмоциональных состояний.

1

Мир эмоций

2

Что такое радость

3

Радость можно передать прикосновением

4

Что такое страх

5

Что такое грусть

6

Гнев, с каким чувством он дружит?

7

Что такое обида

8

Очень разные чувства

итого

28 занятий


Тематическое планирование









Список использованной литературы


  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. - М.: Генезис, 2011.-144с.

  2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

  3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

  4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

  5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.

  6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.

  7. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. - 240 с.

  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. - 208 с.

  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

  10. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 192 с.

  11. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.

  12. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей. - М.: Академия развития. - 32с.

  13. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 29 с.

  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. - М.: Генезис, 2000. - 160 с.


2014г. г. Киренск

© 2010-2022