- Преподавателю
- Школьному психологу
- Подпрограмма развития образовательного учреждения счастливый ребенок - здоровый ребенок
Подпрограмма развития образовательного учреждения счастливый ребенок - здоровый ребенок
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хворова О.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
Программа развития образовательного учреждения
«Строим будущее для всех»
Подпрограмма: «Счастливый ребенок - здоровый ребенок»
Направление деятельности: культурно-нравственное.
Пояснительная записка: В обыденном сознании понятие "здоровье" сопряжено со здоровьем физическим. А вот ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) это понятие рассматривает шире: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Из определения видно, что категория здоровья складывается из трех компонентов: физического, психического и социального. Физическое "здоровье", как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, "здоровье" рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.
Термин "психологическое здоровье" - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и составляет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов"
Особо можно выделить, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация, гармония и с окружающей средой: социальным строем, с другими людьми, природой и далее.
Выделяются три уровня психологического здоровья:
- креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
- адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
- дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:
1. поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.
2. поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: "Нам все равно как, лишь бы по-нашему".
Психическое здоровье - это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений. Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Душевное здоровье человека зависит не столько от событий, происходящих в его жизни (даже самых неблагоприятных), сколько от его реакции на них.
Данная программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств, на совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации, формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения.
Позитивное мышление поможет контролировать свои мысли и чувства, избавиться от страха, самокритики, чувства вины и обиды, злости, зависти и высокомерия. Через творческое самовыражение в дальнейшем ребенок научится справляться с личностными трудностями.
Разработчик программы: Хворова Ольга Витальевна, педагог-психолог.
Структура подпрограммы
Содержание
Цель
формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения
Задачи
-
Снижение эмоционального напряжения
-
Создание положительного эмоционального настроения учащихся
-
Обучение приемам позитивного мышления
-
Развитие эмоционально-волевой регуляции
-
Формирование у детей умений справляться с переживаниями
-
Вооружение родителей знаниями о способах и методах восстановления нормального эмоционального самочувствия ребенка, создание условий для его полноценного психического развития.
-
Формирование у родителей знаний о путях и способах преодоления стрессовых ситуаций
Срок реализации
Сентябрь 2011 - июнь 2012
Участники
Учащиеся 1 «в» класса, родители, педагог (Колотилова Надежда Анатольевна), педагог - психолог
Формы работы
-
Диагностика учащихся
-
Анкетирование родителей
-
Лекция для родителей
-
Коррекционно-развивающие занятия с детьми
-
Семинар-практикум для родителей
-
Творческая работа педагогов, детей и родителей
Основные этапы и сроки выполнения
I четверть: Проведение диагностики на выявление уровня эмоционального благополучия детей, анкетирование родителей, лекция для родителей по итогам диагностики. Коррекционно-развивающие занятия с детьми.
II четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, работа с педагогами и родителями по снижению уровня стресса и повышению эмоционального благополучия детей.
III четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, семинар - практикум для родителей и детей «Повышение комфортности общения. Учимся понимать друг - друга»
IV четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместная творческая работа педагога, детей и родителей «Что такое счастье? »
Итоговый продукт
Формирование положительной психолого-педагогической среды, необходимой для полноценного личностного развития ребенка
Диагностические средства
Диагностика уровня детской тревожности, диагностика эмоционального благополучия ребенка, диагностика детско-родительских отношений.
Прогнозируемый конечный результат
Благодаря психокоррекционным занятиям у учащихся:
-
активизация высших психических функций
-
повышение возможностей самоконтроля
-
укрепление соматического и психологического статуса ребенка
-
снижение эмоционального напряжения
-
создание положительного эмоционального настроения
-
формирование приемов позитивного мышления
-
развитие эмоционально-волевой регуляции
-
формирование у детей умений справляться с переживаниями