Подпрограмма развития образовательного учреждения счастливый ребенок - здоровый ребенок

Термин "психологическое здоровье" - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и составляет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов" Особо можно выделить, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация, гармония и с окружающей сред...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»

Программа развития образовательного учреждения

«Строим будущее для всех»

Подпрограмма: «Счастливый ребенок - здоровый ребенок»

Направление деятельности: культурно-нравственное.

Пояснительная записка: В обыденном сознании понятие "здоровье" сопряжено со здоровьем физическим. А вот ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) это понятие рассматривает шире: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Из определения видно, что категория здоровья складывается из трех компонентов: физического, психического и социального. Физическое "здоровье", как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).

Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, "здоровье" рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.

Термин "психологическое здоровье" - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и составляет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов"

Особо можно выделить, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация, гармония и с окружающей средой: социальным строем, с другими людьми, природой и далее.

Выделяются три уровня психологического здоровья:

- креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

- адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

- дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

1. поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.

2. поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: "Нам все равно как, лишь бы по-нашему".

Психическое здоровье - это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений. Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

Душевное здоровье человека зависит не столько от событий, происходящих в его жизни (даже самых неблагоприятных), сколько от его реакции на них.

Данная программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств, на совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации, формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения.

Позитивное мышление поможет контролировать свои мысли и чувства, избавиться от страха, самокритики, чувства вины и обиды, злости, зависти и высокомерия. Через творческое самовыражение в дальнейшем ребенок научится справляться с личностными трудностями.

Разработчик программы: Хворова Ольга Витальевна, педагог-психолог.

Структура подпрограммы

Содержание

Цель

формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения

Задачи

  • Снижение эмоционального напряжения

  • Создание положительного эмоционального настроения учащихся

  • Обучение приемам позитивного мышления

  • Развитие эмоционально-волевой регуляции

  • Формирование у детей умений справляться с переживаниями

  • Вооружение родителей знаниями о способах и методах восстановления нормального эмоционального самочувствия ребенка, создание условий для его полноценного психического развития.

  • Формирование у родителей знаний о путях и способах преодоления стрессовых ситуаций

Срок реализации

Сентябрь 2011 - июнь 2012

Участники

Учащиеся 1 «в» класса, родители, педагог (Колотилова Надежда Анатольевна), педагог - психолог

Формы работы

  • Диагностика учащихся

  • Анкетирование родителей

  • Лекция для родителей

  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми

  • Семинар-практикум для родителей

  • Творческая работа педагогов, детей и родителей

Основные этапы и сроки выполнения

I четверть: Проведение диагностики на выявление уровня эмоционального благополучия детей, анкетирование родителей, лекция для родителей по итогам диагностики. Коррекционно-развивающие занятия с детьми.

II четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, работа с педагогами и родителями по снижению уровня стресса и повышению эмоционального благополучия детей.

III четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, семинар - практикум для родителей и детей «Повышение комфортности общения. Учимся понимать друг - друга»

IV четверть: Коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместная творческая работа педагога, детей и родителей «Что такое счастье? »

Итоговый продукт

Формирование положительной психолого-педагогической среды, необходимой для полноценного личностного развития ребенка

Диагностические средства

Диагностика уровня детской тревожности, диагностика эмоционального благополучия ребенка, диагностика детско-родительских отношений.

Прогнозируемый конечный результат

Благодаря психокоррекционным занятиям у учащихся:

  • активизация высших психических функций

  • повышение возможностей самоконтроля

  • укрепление соматического и психологического статуса ребенка

  • снижение эмоционального напряжения

  • создание положительного эмоционального настроения

  • формирование приемов позитивного мышления

  • развитие эмоционально-волевой регуляции

  • формирование у детей умений справляться с переживаниями



© 2010-2022