Рабочая программа группы развития «В школу с радостью» для 1 класса

Поступление ребёнка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Часто это приводит к эмоционально-стрессовой ситуации, изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Детям необходимо время , чтобы привыкнуть к новому коллективу, к учителю, к школьным правилам. Для того, чтобы помочь детям быстрее адаптироваться , снять психоэмоциональное напряжение,  страх перед школой , познакомиться с будущими одноклассниками и учителем, с...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Ямская общеобразовательная школа»


Согласовано «Утверждено»

зам.дир. по УВР приказ № от

_____________ директор школы

__________/П.И.Бурцев/




Рабочая программа группы развития

«В школу с радостью»

для 1 класса

на 2013-2014 учебный год




Составитель:

педагог-психолог высшей категории

МБОУ «Ново-Ямская СОШ»

Степанова Т.В.









2013 г.

Пояснительная записка


Поступление ребёнка в первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Часто это приводит к эмоционально-стрессовой ситуации, изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Детям необходимо время , чтобы привыкнуть к новому коллективу, к учителю, к школьным правилам. Для того, чтобы помочь детям быстрее адаптироваться , снять психоэмоциональное напряжение, страх перед школой , познакомиться с будущими одноклассниками и учителем, создана программа «В школу с радостью». Занятия по данной программе можно проводить либо в июне ( что позволит дать родителям конкретные рекомендации по подготовке детей к школе на летний период ), либо в середине августа. На данных занятиях обязательно присутствие учителя, чтобы он наблюдал за детьми, знакомился с ними, а после занятия проходил с детьми в свой класс для дальнейшей работы. Занятия поводятся с использованием психологических, игр, этюдов, упражнений на развитие воображения, памяти, внимания , мыслительных процессов, речи, на сплочение коллектива , на знакомство и т.д. с обязательным включением в каждое занятие ритуалов приветствия и прощания. Программа рассчитана на 5 часов. Продолжительность занятий 25-35 минут.

Цель данной программы - создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Задачи:

- формировать психологический потенциал, обеспечивающий продвижение ребёнка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыками регуляции поведения и самоконтроля;

-развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности;

-развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителем.

Формы и методы работы:

  • тренинговые упражнения

  • диагностические процедуры

  • игры

Материально-техническое обеспечение:

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • компьютерные средства

  • технические средства (ТСО): слайд-проектор (диапроектор), экран (на штативе или навесной)

  • листы бумаги А 4, , цветные карандаши, фломастеры.

Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть страх перед школой, познакомиться с педагогом, одноклассниками, правилами поведения в школе. Возможно, будет наблюдаться динамика развития внимания, психических процессов, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.











Содержание программы

Занятие 1. Мы знакомимся.

Цель: знакомство детей друг с другом , с учителем, с правилами поведения в школе; развитие творческого воображения, памяти, наблюдательности.

Занятие 2.Мы общаемся.

Цель: развитие у детей коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителем.

Занятие 3. Развиваем внимание.

Цель: развитие различных свойств внимания, произвольности.

Занятие 4. Развиваем память.

Цель: развитие слуховой , речевой, образной памяти, мелкой моторики руки.

Занятие 5.Развиваем воображение.

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики руки.







Календарно-тематическое планирование

Название темы

Используемые материалы, методики

Сроки

1.

Мы знакомимся.

Меня зовут…Что в мешочке? Нарисуй что представляешь. Снежный ком. Правила поведения в школе. Ко мне бегут…

2.

Мы общаемся.

Ласковое имя. Ворота. Расскажи о себе. Что такое семья. Рисунок семьи. Пол-нос-потолок.

3.

Развиваем внимание.

Паровозик. Да и нет не говори. Кто летает? Четыре стихии. На одну букву. Фотография. Что растёт после дождя?

4.

Развиваем память.

Имя-движение. Нарисуй и запомни. Весёлые мордашки. Массаж. Запомни слова.Цветочек.

5.

Развиваем воображение.

Мама меня называет… Цветы и бабочки. Дорисуй до…

Кошечка-собачка.Что было бы если…Салют.








Материалы к занятиям.

Занятие1. Мы знакомимся.

Цель: знакомство детей друг с другом , с учителем, с правилами поведения в школе; развитие творческого воображения, памяти, наблюдательности.

Материалы: мешочек, игрушка Ежик, тетради, карандаши

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! А вы? Давайте мы с вами поздороваемся и скажем об этом друг другу.Дети здороваются, прикасаясь ладошками , говорят друг другу: " Очень рад (а) тебя видеть!"

-Я поздравляю вас , вы теперь ученики, вы уже ходите в школу. А что такое школа?

2. Психологическая разминка. Знакомство.

-Посмотрите, ребята, сегодня я на занятие принесла "волшебный мешочек". Давайте узнаем, что в нем лежит. Для этого каждый из вас по очереди потрогает рукой на ощупь содержимое мешочка и попытается догадаться, что же в нем. Кто догадался, пока не выдает свой секрет, пока все не потрогают, что находится в мешочке.

-Теперь возьмём в руки карандаши и попробуем нарисовать, что или кто там.(показ рисунков)

-А теперь посмотрите кто был в мешочке( достать игрушку). Это ежик Тиша, он много лет живет в этой комнате. Очень хочет с вами познакомиться. Давайте сделаем так :передаём игрушку друг другу со словами: «Здравствуй, Тиша, меня зовут…»

3. Знакомство с правилами поведения в школе , со школой.

-Ребята, как вы думаете., зачем нужны правила? А какие правила в школе, кто знает.

Учитель спросит-надо встать.

Когда он сесть позволит-сядь.

Ответить хочешь-не шуми , а только руку подними.

Всё пиши, не отставая, слушай , не перебивая.

Говорите четко, внятно, чтобы все было понятно.

Если друг стал отвечать -не спеши перебивать.

На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.

4. Ко мне бегут…

-Тиша очень хочет познакомиться с вами поближе. Я ,кажется ,знаю как это сделать.

(Все стоят кругом, в центре стоит психолог и учитель.) . К нам будут подбегать те, кого назовём. Будьте внимательны.

-К нам бегут те, у кого темные волосы.

-мальчики, девочки, светлые волосы, у кого есть сестра, брат, домашнее животное, кто любит манную кашу, мороженое, чьё имя на букву А, все кто учится в первом классе.

5. Снежный ком.

-Чтобы лучше запомнить ваши имена, предлагаю ещё одну игру. Ребёнок называет своё имя, следующий прежде чем назвать своё имя, сначала называет имя предыдущего и т.д. Учитель стоит последним.

6. Ритуал прощания. Солнышко.

Дети , стоя в кругу, протягивают ладошки в центр круга и говорят «До свидания!».




Занятие 2. Мы общаемся.

Цель: развитие у детей коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителем.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия. Ласковое имя.

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени.

2. Психологическая разминка.

Цель:Снятие напряжения.

-Ребята, Тиша предлагает нам погулять по лесу. Согласны?

Идем по кругу и представляем , что подходим к лесу, раздвигаем ветки, смотрим, кто это там так красиво поёт на дереве, смотрим , что там впереди, перешагиваем через лежащее дерево, отгоняем от себя комаров, нашли гриб, обрадовались, сорвали, понюхали, перепрыгиваем через лужу, устали, выходим из леса, впереди река, подошли к ней потрогали воду рукой, умыли лицо, побрязгались, обрызгали соседа.

3. Ворота.

-Теперь Тиша предлагает поиграть в игру. Посмотреть. какие вы товарищи и насколько вы внимательны.

-Я называю имя, этот человек присаживается на корточки, а соседи справа и слева соединяют свои руки над головой сидящего, делая ворота.

4. Расскажи о себе.

-Назовите имя и самое любимое занятие, блюдо, время года.

5. «Пол - нос - потолок»

Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.

Дети стоят около своего рабочего места.

Психолог произносит слова (пол, нос, пололок) и показывает соответствующие слову места, дети должны быть предельно внимательны, т. к. психолог будет их путать и показывать не то, что называет.

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!

ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,

А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.

ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,

А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.

6. Ритуал прощания. Пирамидка из рук.








Занятие 3. Развиваем внимание

Цель: развитие различных свойств внимания, произвольности

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

-Посмотрели друг на друга , улыбнулись, взялись за руки, поздоровались.

2. Основная часть.

-Ребята, кто знает, что значит быть внимательным? А что было бы , если бы у нас не было внимания?

2.1.Игра «Паровозик».

-Один ребёнок встаёт первым, идет по кругу, называя своё имя, подходит к другому ,тот встает теперь первым , называя уже свое имя, идет по кругу и т.д.

2.2. Игра «Кто летает?»

Ведущий называет предмет, если летает, дети показывают как, не летает-дети молчат.

(тетрадь,кукла, самолёт, собака, телефон. Птица, ракета, молоток, стол, рыба, комар, кузнечик, лев, шмель, медведь, бабочка, стрекоза, машина, дверь, камень, птенец, крокодил)

-Молодцы!

2.3. Да и нет-не говори!

-Я по очереди подхожу к каждому и задаю вопрос, вы отвечаете как угодно, только нельзя говорить «ДА И НЕТ»

-Тебя зову Петя?
-Ты сейчас спишь?

-Ты любишь мороженое?

-Ты ходишь в школу?

-Ты любишь ходить к врачу?

-Ты любишь ходить в цирк?

-Зимой бывает жарко?

-Собаки любят кошек?

Трава белого цвета?

-Второй этаж выше третьего?

-Медведи бывают белыми?

-У часов одна стрелка?

-Лиса рыжего цвета?

-У слона две ноги?

-Конфеты бывают горькими?
-Ты ходишь на работу?

-Коровы умеют летать?

-Зимой бывает жарко?

-Доктор делает причёски?

2.4. "Что растет после дождя?"

Когда я назову то, что может подрасти после дождя, вы хлопните в ладоши. А если, вы услышите название того, что расти после дождя не может, то сидите тихонечко, хлопать не надо. Всем понятно?

  • После дождя растут грибы.

  • После дождя растут дома.

  • После дождя растут деревья.

  • После дождя растут книги.

  • После дождя растут зонтики.

  • После дождя растут цветы.

  • После дождя растут кусты.

  • После дождя растут машины.

  • После дождя растет трава.

2.5. Четыре стихии.

-Дети стоят в кругу, по команде ведущего выполняют определяют движение руками.

команда

движение рук

земля

дети опускают руки вниз

вода

руки вперед

воздух

руки вверх

огонь

махать на себя

3. Ритуал прощания. Фотография.

Ведущий предлагает ребятам сделать групповой снимок на память.









Занятие 4. Развиваем память.

Цель: развитие слуховой , речевой, образной памяти, мелкой моторики руки.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Имя-движение.

Дети, стоя в кругу. Выходят по очереди называют своё имя и показывает какое-либо движение, все остальные повторят за ним и т.д.

2. Основная часть .

-Что такое память? А что было бы если бы у нас не было памяти?

Что делают ваши родные , чтобы не забыть номер телефона, рецепт, адрес и т.д?

2.1.Запомни слова.

-Я вам читаю слова, вы слушайте и запоминайте(шкаф, конфета, ромашка, стол, тюльпан, варенье, диван, роза, тетрадь, ландыш).

-А теперь скажите названия каких цветов упоминалось? Сколько всего было слов? Что вы делали , чтобы не отвлекаться? Какие слова еще были?

2.2. Психогимнастика.

-Дотроньтесь правой рукой до левого уха, левой рукой до кончика носа. Левой до правого уха и т.д.

-Поднимите руку, кто внимательно выполнял задание и не отвлекался.

2.3. Массаж .

-Встаньте паровозиком по кругу, чтобы спина вашего соседа была перед вами. Будем делать друг другу массаж и заодно посмотрим, какая у вас память. На каждое слово будет свое движение.

Светит солнышко-рисуем на спине пальчиком солнышко.

Пришла тучка-поглаживаем ладошкой по спине.

Начался маленький дождик- одним пальчиком постукиваем по спине.

Дождь пошёл сильнее- двумя пальчиками.

Ливень-всеми пальцами.

Стихает дождь-двумя.

Моросит-одним пальчиком.

Тучка ушла-ладошкой.

Выглянуло солнышко-рисуем солнышко. (2-3 раза)

2.4. Нарисуй и запомни.

-Я называю слова , вы каждое слово обозначаете в тетради каким либо рисунком , который потом поможет вам вспомнить слово.

(веселый праздник, быстрый человек, темный лес, сила, болезнь, день , хороший друг, машина, мальчик, сказка).

-А теперь назовите, какие были слова, глядя на свои рисунки.

2.5. Весёлые мордашки.

-Я показываю картинки с мордашками, вы запомните и нарисуйте такие же.

2.6.Итог.

-Как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы наша память стала лучше?

А как?

3. Рефлексия. Цветочек.

-Руки к середине круга, потом бутон раскрыть и закрыть.










Занятие 4. Развиваем воображение.

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики руки.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Мама меня ласково называет…(продолжи фразу)

-Возьмемся за руки и поздороваемся.

2. Основная часть.

2.1. Игра «Цветы и бабочки»

-Рассчитайтесь на первый-второй. Первые- бабочки, вторые-цветы, которые растут на полянке и стараются привлечь к себе внимание бабочек. Бабочки летят на тот цветок, который им больше нравится, необычный, больше привлекает их внимание. Затем поменяться.

2.2. Дорисуй до…

-Учитель на доске рисует любую фигуру, каракулю и т.д. , дети дорисовывают в тетрадях до предмета.

-Поднимите тетради вверх, покажите всем.

2.3. Кошечка-собачка.

Цель:Снятие эмоционального напряжения.

-Тиша очень хочет знать ,у кого дома есть кошечки или собачки.

У кого кошечки -поднимите руки. У кого собачки- поднимите руки.

Вы, наверное, наблюдали за их повадками, как менялось их настроение. Давайте попробуем это изобразить.

-Представьте, что вы собачки, изобразите их (ласковые, злые ,грустная, весёлая, добрая)

-Теперь превращаемся в кошечек.

-Теперь превращаемся в учеников 1 класса.

2.4. Итог.

-Тише очень понравилось общение с вами, он многое узнал о вас, вы узнали друг о друге. Он еще раз поздравляет вас с тем, что вы теперь не просто мальчишки и девчонки, вы теперь ученики.

3. Рефлексия . Салют.

-Давайте будем изображать салют со словами «УРА!МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ!»

-До свидания, ребята, мы с вами увидимся в сентябре!




Список используемой литературы

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы).Система работы с детьми, родителями и педагогами. С.А.Коробкина.- Волгоград: Учитель, 2010 г.-238 с.

2.Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/под ред.С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.

3. Развитие внимания детей. Л.В.Черемошкина - ЯР.: Академия Развития, 1997

4. Развитие творческого мышления детей. А.Э. Симановский - ЯР.: Гринго, 1996

5. Человекознание:Курс психологии с элементами этики и валеологии:1 класс.-М.:Генезис, 1998

.


© 2010-2022