- Преподавателю
- Школьному психологу
- Ролевая играКонфликт с подростком
Ролевая играКонфликт с подростком
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никифорова Н.П. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ С ПОДРОСТКОМ
И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия со своим подростком, получение обратной связи; выработка новых моделей поведения в конфликтных ситуациях при общении с подростком; осознание барьеров, которые мешают лучше понимать подростка.
В игре, которую мы предлагаем для примера, принимают участие 3 активных и 3 подыгрывающих игрока. Ролевые ситуации разыгрываются в парах.
Пример ролевой ситуаций. Ваш подросток учится в 10 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что ваш сын (дочь) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой.
Задача - получить ответу сына (дочери): правда ли, что ваш сын (дочь) прогуливает уроки, в чем причина?
Внутренняя позиция родителя:
1. У вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалились до предела. А тут еще эта проблема... Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите...
2. У вас доверительные отношения с вашим подростком. Вы очень хотите понять, что происходит с сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите...
3. С недавнего времени вы тоже подозревали неладное. Вас настораживало подавленное настроение сына (дочери) и не нравились
его (ее) новые друзья. Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка. Вы говорите...
Внутренняя позиция подростка:
1. У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты,
действительно, прогулял(а), но на то были уважительные причины.
Ты уверен(на) в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.
2. Уроки ты прогулял(а). Но сейчас ты спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута. Разговаривать ты не хочешь.
3. Уроки ты прогулял(а). Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет». Тебе, в принципе, не хочется разговаривать, но ты делаешь это, чтобы не обидеть маму (папу).
4. У тебя доверительные отношения с родителями. Уроки ты прогулял(а). Но из-за страха тебе очень сложно признаться родителям.
Ведущий просит родителей-наблюдателей записать вопросы для последующего обсуждения ролевой игры.
Задание наблюдателям:
-
Была ли выполнена поставленная задача?
-
Что помогало участникам игры успешно достичь результата?
-
Что мешало участникам игры достичь результата?
-
Что было бы эффективно, для того чтобы активный игрок (в роли родителя) выполнил задачу?
После завершения собственно ролевой ситуации, ведущий предлагает непосредственным участникам игры высказать чувства, которые те испытывали в ходе выполнения задания. Первыми высказываются подыгрывающие игроки, а затем активные.
В ходе обсуждения ведущий напоминает участникам правила обратной связи:
1. Говори то, что чувствуешь.
2. Не оценивай.
3. Говори факты.
4. Слушай внимательно.
5. Не оправдывайся.
6. Запрашивай дополнительную информацию.
При обсуждении можно обратить внимание родителей на следующие вопросы:
I. О методах поведения в ситуациях предъявления требований.
Ситуации предъявления требований
1. Необвинительное описание ситуации, поведения другого человека.
2. Проговаривание своих чувств на это поведение или ситуацию.
3. Проговаривание своего требования, что бы вы желали: «Мне бы хотелось», «Я бы вам был очень признателен», «Я бы предпочел...».
Формула
«Когда Вы..., я чувствую..., потому что (почему поведение составляет проблему или как действует на вас), и я бы хотел...»
II. Так же возможно рассмотрение вопросов о стили межличностного общения между родителем и ребенком, используя теорию транзактного анализа Э. Берна.
Основой построения стиля общения «взрослый - взрослый» являются искренность и восприятие подростка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать. Подчеркнем, что в плане воспитания значимо содержание общения между родителем и подростком, но не само по себе, а то, что это общение серьезное, на равных.
III. Обсудить вопросы о том, как родители понимают, принимают и признают подростка.
Понимание - умение видеть сына (дочь) «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им.
Приятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».
Признание уникальности подростка - признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.
IV. Обсудить способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим сыном (дочерью):
-
обращаться по имени;
-
не начинать с критики;
-
отсрочить разговор на неприятную, сложную тему до того времени, когда вы в состоянии будете справляться со своими чувствами;
-
подчеркивать значимость собеседника (подростка);
-
просить помощи, совета у специалистов;
-
вспоминать прежние успехи, хорошие качества подростка;
-
использовать только проверенную вами информацию;
-
предоставлять подростку право выбора;
-
использовать «Я»-высказывания.