Ролевая играКонфликт с подростком

Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия со своим подростком, получение обратной связи; выработка новых моделей поведения в конфликтных ситуациях при общении с под­ростком; осознание барьеров, которые мешают лучше понимать подростка. В игре, которую мы предлагаем для примера, принимают уча­стие 3 активных и 3 подыгрывающих игрока. Ролевые ситуации разыгрываются в парах.   Пример ролевой ситуаций. Ваш подросток учится в 10 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель ваше...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ С ПОДРОСТКОМ

И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия со своим подростком, получение обратной связи; выработка новых моделей поведения в конфликтных ситуациях при общении с подростком; осознание барьеров, которые мешают лучше понимать подростка.

В игре, которую мы предлагаем для примера, принимают участие 3 активных и 3 подыгрывающих игрока. Ролевые ситуации разыгрываются в парах.

Пример ролевой ситуаций. Ваш подросток учится в 10 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что ваш сын (дочь) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой.

Задача - получить ответу сына (дочери): правда ли, что ваш сын (дочь) прогуливает уроки, в чем причина?

Внутренняя позиция родителя:

1. У вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалились до предела. А тут еще эта проблема... Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите...

2. У вас доверительные отношения с вашим подростком. Вы очень хотите понять, что происходит с сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите...

3. С недавнего времени вы тоже подозревали неладное. Вас настораживало подавленное настроение сына (дочери) и не нравились

его (ее) новые друзья. Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка. Вы говорите...

Внутренняя позиция подростка:

1. У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты,

действительно, прогулял(а), но на то были уважительные причины.

Ты уверен(на) в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.

2. Уроки ты прогулял(а). Но сейчас ты спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута. Разговаривать ты не хочешь.

3. Уроки ты прогулял(а). Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет». Тебе, в принципе, не хочется разговаривать, но ты делаешь это, чтобы не обидеть маму (папу).

4. У тебя доверительные отношения с родителями. Уроки ты прогулял(а). Но из-за страха тебе очень сложно признаться родителям.

Ведущий просит родителей-наблюдателей записать вопросы для последующего обсуждения ролевой игры.

Задание наблюдателям:

  • Была ли выполнена поставленная задача?

  • Что помогало участникам игры успешно достичь результата?

  • Что мешало участникам игры достичь результата?

  • Что было бы эффективно, для того чтобы активный игрок (в роли родителя) выполнил задачу?

После завершения собственно ролевой ситуации, ведущий предлагает непосредственным участникам игры высказать чувства, которые те испытывали в ходе выполнения задания. Первыми высказываются подыгрывающие игроки, а затем активные.

В ходе обсуждения ведущий напоминает участникам правила обратной связи:

1. Говори то, что чувствуешь.

2. Не оценивай.

3. Говори факты.

4. Слушай внимательно.

5. Не оправдывайся.

6. Запрашивай дополнительную информацию.

При обсуждении можно обратить внимание родителей на следующие вопросы:

I. О методах поведения в ситуациях предъявления требований.

Ситуации предъявления требований

1. Необвинительное описание ситуации, поведения другого человека.

2. Проговаривание своих чувств на это поведение или ситуацию.

3. Проговаривание своего требования, что бы вы желали: «Мне бы хотелось», «Я бы вам был очень признателен», «Я бы предпочел...».

Формула

«Когда Вы..., я чувствую..., потому что (почему поведение составляет проблему или как действует на вас), и я бы хотел...»

II. Так же возможно рассмотрение вопросов о стили межличностного общения между родителем и ребенком, используя теорию транзактного анализа Э. Берна.

Основой построения стиля общения «взрослый - взрослый» являются искренность и восприятие подростка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать. Подчеркнем, что в плане воспитания значимо содержание общения между родителем и подростком, но не само по себе, а то, что это общение серьезное, на равных.

III. Обсудить вопросы о том, как родители понимают, принимают и признают подростка.

Понимание - умение видеть сына (дочь) «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им.

Приятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признание уникальности подростка - признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

IV. Обсудить способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим сыном (дочерью):

  • обращаться по имени;

  • не начинать с критики;

  • отсрочить разговор на неприятную, сложную тему до того времени, когда вы в состоянии будете справляться со своими чувствами;

  • подчеркивать значимость собеседника (подростка);

  • просить помощи, совета у специалистов;

  • вспоминать прежние успехи, хорошие качества подростка;

  • использовать только проверенную вами информацию;

  • предоставлять подростку право выбора;

  • использовать «Я»-высказывания.



© 2010-2022