Программа по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»  для учащихся  11-х классов разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н. Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихс...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

г. Каменск-Шахтинский


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 14

Приказ от _________№ ____

________________Трофимук Г. В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»


Уровень среднее общее образование 11 класс

Количество часов 34

Учитель Тришкина Людмила Леонидовна



Программа разработана на основе авторских программ:

программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003; программа занятий по подготовке учащихся 10-11 класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» для учащихся 11-х классов разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.

Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.

Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Курс предназначен для учащихся 11 классов. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 часа. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся 11 класса при сдаче ЕГЭ.

Задачи:

1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ.

2. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.

3. Отработка навыков поведения на экзамене.

4. Развитие уверенности в себе.

5. Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

6. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей

7. Развитие коммуникативной компетентности.

8. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.

9. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.

10. Развитие навыков самоконтроля.

11. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

12. Обучение приемам эффективного запоминания.

13. Обучение методам работы с текстом.

Содержание занятий включает три блока:

I. Информационный - Выпускник и ЕГЭ (1-3 занятие). Сведения о процедуре и правилах Единого государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников.

II. Поведенческий - Сдаем ЕГЭ (4-14 занятие). Отработка навыков поведения на экзамене, учебных навыков, развитие коммуникативной компетенции.

III. Эмоциональный - Я и ЕГЭ (15 - 33 занятие). Какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости).

Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»

Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ

Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:

• просвещение;

• мониторинг изменений;

• занятия с элементами тренинга.

Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. В наши дни большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:

- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;

- личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

- процессуальные - связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» в учебном плане

В учебном плане на изучение элективного курса «» отводится в 11 классе - 1 час в неделю. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа в год.

Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них состоит из:

  1. Выпускник и ЕГЭ - 3 ч.

  2. Сдаем ЕГЭ - 11 ч.

  3. Я и ЕГЭ - 20 ч.

Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»

Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арт-терапия, мозговой штурм.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:

Реферат, презентация:


  1. Особенности юношеского возраста.

  2. Психологический климат в группе.

  3. Самопознание.

  4. Стресс.

  5. Коммуникация.

  6. Имидж.

  7. Поведение и установки.

  8. Межличностное общение.

Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Формула успеха сдачи ЕГЭ»

  1. Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ.

  2. Советы и рекомендации родителям перед сдачей ЕГЭ учащимися.

  3. Презентация: «Психологическая подготовка 11-классников к ЕГЭ», «Как справиться со стрессом перед экзаменом».

  4. Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах».

  5. Составление программы психологического тренинга позитивного общения.


  1. класс

Выпускник и ЕГЭ. (3 ч). Работа с учащимися 11 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен.

Сдаем ЕГЭ. (11 ч). Наши правила. Как лучше подготовиться к занятиям. Поведение на экзамене. Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2). Методы работы с текстами. Что такое ЕГЭ? (часть 1). Что такое ЕГЭ? (часть 2). Индивидуальный способ деятельности. Мой учебный стиль. Практические задания по темам.

Я и ЕГЭ. (20 ч). Как справляться со стрессом. Уверенность на экзамене. Моя ответственность на экзамене. Идем на ЕГЭ. Психологические особенности публичного выступления. Как преодолеть страх перед экзаменом. Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция). «Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, "мозговой штурм"). Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика). Духовные ценности современной цивилизации. Обучение приемам релаксации. Способы снятия нервно-психического напряжения. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Эмоции и поведение (1 часть). Эмоции и поведение (2 часть). Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Развитие уверенности в себе. Защита творческих работ (2 часа.). Завершающее занятие. Прощание.

Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» и система их оценки

На занятиях учащиеся научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ (далее - экзамены), стать более уверенными;

  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;

  • развить установку на успешную сдачу экзаменов;

  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;

  • и, наконец, сможете стать психологически более сильным.

Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я-концепции личности». Высокий уровень мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование.

Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир.

Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность навыков регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.

Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.

Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Тематическое планирование

11 класс



п/п

Содержание

Количество


1. Выпускник и ЕГЭ.

3

1

Работа с учащимися 11 классов

Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ».

1

2

Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь»

1

3

Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен

1


2. Сдаем ЕГЭ.

11

4

Наши правила.

1

5

Как лучше подготовиться к занятиям

1

6

Поведение на экзамене

1

7

Память и приёмы запоминания (часть 1)

1

8

Память и приёмы запоминания (часть 2)

1

9

Методы работы с текстами

1

10

Что такое ЕГЭ? (часть 1)

1

11

Что такое ЕГЭ? (часть 2)

1

12

Индивидуальный способ деятельности

1

13

Мой учебный стиль.

1

14

Практические задания по темам.

1


3. Я и ЕГЭ

20

15

Как справляться со стрессом

1

16

Уверенность на экзамене

1

17

Моя ответственность на экзамене

1

18

Идем на ЕГЭ.

1

19

Психологические особенности публичного выступления

1

20

Как преодолеть страх перед экзаменом

1

21

Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция)

1

22

"Как быть готовым к ЕГЭ?". Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, "мозговой штурм")

1

23

Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика)

1

24

Духовные ценности современной цивилизации.

1

25

Обучение приемам релаксации

1

26

Способы снятия нервно-психического напряжения

1

27

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания

1

28

Эмоции и поведение (1 часть)

1

29

Эмоции и поведение (2 часть)

1

30

Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками

1

31

Развитие уверенности в себе

1

32

Защита творческих работ.

2

33

Завершающее занятие. Прощание.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебников и учебных пособий:


  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.

  3. Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. - 20002. - №2. Пилотный выпуск.

  4. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.

  5. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.

  6. ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. - 2005. - № 6. - С.99-110.

  7. Ерхова М. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

  8. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.

  9. Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей //Завуч. - 2003. - №4. - С. 16-17.

  10. Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших образовательных учреждении //Образование в современной школе. - 20001. - № 9. - С. 15-18.

  11. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - Спб.: Речь, 2005.

  12. Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к ЕГЭ / Образование в современной школе. - 2007. - № 3 - С. 21-30.

  13. Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.

  14. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.

  15. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.

  16. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. - 2008.- № 9. - С. 197-202.

  17. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

Технические средства обучения:


  1. компьютер

  2. колонки

  3. мультимедийный проектор

  4. ноутбук

  5. аудио и видеоматериалы

  6. расходные материалы

  7. выход в Интернет

  8. разработки уроков

  9. лекционный материал

  10. раздаточный материал

СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 14

от _________ № ____

_______________Трофимук Г. В.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________Сидорова Ж. А.

«___» __________ года

Положение

об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с

  • Законом Российской федерации "Об образовании",

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178

  • Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.

  • О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4 марта 2010 г № 03-413

  • Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.

  • Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).

  • Уставом школы

Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.

1.2. Целями промежуточной аттестации являются:

  • определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным курсам;

  • осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;

  • установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:

  • требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;

  • критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе элективных курсов данного года обучения;

  • настоящего Положения.

1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя

поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного

года.

2. Содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и

устно.

Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • практическая работа;

  • лабораторная работа.

Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:

  • зачет;

  • защита реферата;

  • защита учебного проекта;

  • собеседование.

2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.

Курс может быть оценен положительно, если ученик

посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;

выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.

2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса

осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов

используется одна из следующих систем:

• зачтено - не зачтено;

• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено

Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.

2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.

2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по пятибалльной системе.

2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного курса.

2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.

3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.

3.2. Итоговая отметка выставляется в журнал по элективным курсам, а также вносится в "портфолио" обучающихся в блок В "Элективные курсы".


© 2010-2022