Урок самопознания на тему Любви прекрасные мгновенья (9 класс)

Конспект урока самопознания в 9 классе    На уроке речь пойдет о первой любви, о любви мужчины и женщины.Беседа урока ориентирована на выявлении уровня осведомленности учащихся о взаимоотношениях полов. Тема урока 5:  Любви прекрасные мгновенья. Ценность: любовь Качества: симпатия, взаимоуважение, искрен­ность, признание интересов другого. Цель: формирование представлений о любви мужчины и женщины как возвышающем и облагораживающем чувстве. Задачи: раскрыть значение первой любви для человека, лю...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока 5: Любви прекрасные мгновенья.

Ценность: любовь

Качества: симпатия, взаимоуважение, искренность, признание интересов другого.

Цель: формирование представлений о любви мужчины и женщины как возвышающем и облагораживающем чувстве.

Задачи: раскрыть значение первой любви для человека, любви как основы крепких семейных отношений; развить стремление к личностному росту; воспитывать культуру чувств.


Ход урока

1Орг. момент Позитивный настрой

(Отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова под красивую мелодию)

Любить - это, прежде всего, отдавать.
Любить - значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить - это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить - это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга - читал он ее или нет?
Груша… А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь - это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь - не сплошной фейерверк страстей.
Любовь - это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь - не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить - это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

-О чем говорит поэт? Что хотел донести он до нас своим стихотворением?

Любовь - это сложное чувство, которое включает всю гамму переживаний, связанных с развитием или окончанием отношений любящих людей.

II. Проверка домашнего задания

Вам нужно было нарисовать рисунок на тему «Как человек может внести в свою жизнь красоту?»

III. Позитивное высказывание
1. Цитата нашего урока:

Любовь - это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. (Кун Фу-Цзы)

2. Беседа по содержанию цитаты

Как вы понимаете смысл этого изречения?

Бесконечное пространство любви и её всепобеждающая сила и мудрость.

IV. Рассказывание истории (беседа).

1. Когда к человеку приходит первая любовь?

2. Влияет ли на человека это чувство? Как?

3. Как вы понимаете смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»?

Сегодня мы с вами поговорим о первой любви, о любви мужчины и женщины.

Работа с текстом

Притча. Как важна в жизни Любовь

Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей:
Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет.
Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.
Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо... Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.
«О, Любовь, - ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».
Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос:
«Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.
И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась... ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию:
«Познание, скажи мне, кто спас меня?».
«Это было Время», - ответило Познание.
«Время?» - удивилась Любовь - Отчего Оно мне помогло?»
Познание ответило:
«Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь». --Как вы думаете, почему любовь последняя покинула остров?

- А почему другие чувства не взяли любовь с собой?

Этюд о любви Инкар Токаш Первая любовь - как много она значит для человека! Умытый первым чувством, мир вдруг неизъяснимо преображается, и каждый миг исполнен значения, и Неприметные прежде детали бытия возвышаются до символов, и природа - лес, речка, луна, цветы, солнце, дорога - входят в жизнь, как живые, имеющие душу существа, и твоя собственная душа открывается и оказывается бездонной, как и весь так волшебно вдруг преобразившийся мир. «Вот он просыпался утром, и первое, чго ударяло ему в глаза, было радостное солнце, первое, что он слышал, был радостный, знакомый с детства трезвон Деревенской церкви, там за росистым, полным тени и блеска, птиц и цветов садом ... Но тотчас же восторгом и ужасом всю душу пронзала мысль: Катя! Утреннее солнце блистало ее молодостью, свежесть сада была ее свежестью, все то веселое, игривое, что было в трезвоне колоколов, тоже играло красотой, изяществом ее образа ...» Не правда ли, и вы, даже если, проснувшись утром, не слышали колоколов и не видели в окно сада, чувствовали то же, что и бунинский Митя, когда были влюблены? Но кого-нибудь, быть может, при словах «первая любовь» охватит чувство острого сожаления: нет, не пережиты мною эти высокие мгновения, не узнаны душою этот восторг и ужас, сладость и боль. Все было мельче, а то и вовсе пошло, все было поспешно просто, а то и совсем не было. Мимо прошла любовь. Отчего? Как приходит любовь? И к кому? Отчего уходит? И можно ли ее удержать, сохранить, пронести через жизнь? Как распознать: истинное ли это чувство или его иллюзия? Почему сердце избирает именно его, ее? Всякий ли человек достоин любви?

-Что помогает человеку ответить на вопросы, поставленные автором?

-Всякий ли человек достоин любви?

История любви (но любовь ли это)

Я по-прежнему убеждена, что любовь - самое прекрасное и светлое чувство, которое человеку выпадает пережить. Но я была свидетелем того, как любовь чуть не разрушила человека. Никита пришел к нам в класс в 10-м и сразу всем понравился. Учителя в нем души не чаяли: легко учился на пятерки почти по всем предметам. Да что там пятерки! В нашем гуманитарном классе вдруг появился парень, способный представлять школу на олимпиаде по математике. А когда он занял там П-е место, был потрясен даже наш всегда спокойный и невозмутимый директор. Никите прочили лавры будущей звезды мат лингвистики.

Ребята, которые, как известно, учительских любимчиков не жалуют, относились к Никите с симпатией и уважением. Девчонок он сразил наповал, сразу же, без лишних уговоров согласившись играть в школьном театре. Мальчишки оценили, что Никита мог часами гонять с ними в футбол, не отговариваясь срочными уроками, как отличник.

Но главное, как он общался: доброжелательно, открыто, всегда с улыбкой. Никто из нас ни разу не слышал от него издевки или хамства. Веселый, приветливый, остроумный... Одних этих качеств было достаточно, чтобы каждая из нас по уши влюбилась в Никиту. Возможно, в глубине души так и было, но любовь к Никите была для девчонок нашего 10-а - табу! Потому что буквально на следующий день после его появления Полина сказала: «Он мой!»

Соперницы-одноклассницы - это в порядке вещей. В любви каждый сам за себя! И у нас в классе не раз возникали ситуации, когда девчонки ссорились и даже начинали враждовать из-за приглянувшегося парня. Но перебежать дорогу Полине не решился бы никто.

Полина - девушка умная, красивая, с сильным, волевым характером. Она писала стихи и песни и по любому поводу цитировала Диккенса. У нее была репутация бесшабашной девчонки, которая может зимой вылезти в окно и постоять на карнизе 3-го этажа, подначивая растерявшихся мальчишек. Или вогнать в краску учителя, заявив громко, на весь класс: «Я вас не узнаю, Александр Иванович, - урок сегодня был совершенно неинтересный». Ей все сходило с рук.

То, что Никита влюбился в Полину, никого особенно не удивило. Она девчонка яркая, с «изюминкой». С ней и поговорить интересно, и не соскучишься. С Полиной всегда связаны интересные приключения. То придумает встречать рассвет где-нибудь на крыше, под песни собственного сочинения. То решит поехать на выходные автостопом смотреть северное сияние. Нас удивило другое - влюбленный Никита менялся прямо на глазах.

Теперь Никита и Полина были всегда вместе. Он ушел из школьного театра, потому что театр покинула Полина - в новом спектакле для нее не было роли. Да и с нами он практически перестал общаться. Прежде веселый и разговорчивый, он теперь быстро кивал при встрече и с виноватой улыбкой торопился отойти в сторону: Полина ревновала его не только к девчонкам, но и к мальчишкам. Даже на школьный чемпионат по футболу играть за сборную класса Никита не пришел. Я видела потом, как Юрка похлопал извиняющегося Никиту по плечу:

- Я все понимаю, Кит, у тебя любовь! Но только учти: слопает тебя наша Поленька. Она же удав - анаконда с пышной челкой!

А еще через пару дней Юрка меня огорошил:

Ты знаешь, что Кит ушел из дома? Она потребовала!..

Перемены в Никите, конечно, заметили не только мы, но и его родители. Его мама позвонила Полине.

- Полиночка, вы с Никитой друзья. Меня беспокоит, что он забросил учебу, осунулся, погрустнел. Через две недели экзамены... Может быть, вам стоит сейчас пореже встречаться ?..

Полина отреагировала немедленно:

- Твои родители меня ненавидят. Или я - или они! Если ты меня действительно любишь, переезжай ко мне. Отец с бабулей слова не скажут!

Ослушаться Никита не посмел.

- Мама, я вас с папой очень люблю, но, поверь, так будет лучше.

Родители «поверили», боясь еще больше травмировать сына. Никита с Полиной за ручку приходили на экзамены, а потом, ни с кем не разговаривая, уходили.

Скандал разразился на экзамене по истории. Полина пришла сдавать его одна.

- А где же Никита? - чуть не хором спросили мы. Я ему запретила. Пусть докажет, что действительно меня любит!

Он доказал. Учителя с трудом уговорили комиссию разрешить ему сдавать экзамен с другим классом. На выпускном Никиты не было. Три недели он пролежал в больнице с сильнейшим депрессивным неврозом. Потом родители увезли его жить и учиться в другой город.

-Что связывало Никиту и Полину?

-Как влияли установившиеся отношения на образ 0 4 /ни и поступки каждого из них?

-Почему Никита попал в больницу?

-Мог ли Никита противостоять Полине? Почему?

-Какие уроки извлекли вы из этой истории?

Любовь между юношей и девушкой - прекрасное, яркое, окрыляющее чувство. Если чувства людей искренни и взаимны, в любви проявляются самые лучшие качества характера: нежность, заботливость, уважение к избраннику (избраннице). Нужно помнить, что настоящей любви не свойственны ревность, недоверие. Очень важно понимать, что основу отношений любящих людей составляет свобода выбора: подчинение любимого человека своей воле, игнорирование его интересов недопустимо!





V. Творческая деятельность, групповая работа.

Говорят, что влюбленный - это чудак.

Внешне, может, и так, но, по сути - не так.

Просто он изнутри озаренный.

Не косись на него с недоверьем,

Кто рекорды дает и живет с огоньком?

Да, конечно же, он влюбленный! Эдуард Асадов.

-Почему влюбленного поэт сравнивает с чудаком?

Нарисуйте влюбленного человека.

VI. Групповое пение.

Что же такое любовь?

1 Что же такое любовь

Мне не расскажет учебник

Видно совсем не одной

Формулы не для неё

Может её изобрёл

Добрый какой-то волшебник

Может это сам Бог

Чудо послал своё

Припев:

А любовь когда сердце поёт беззаботно

А любовь это точно волшебное что-то

На парте цветы

В портфеле записка

Наверное, всё уже близко

2 Что же такое любовь

Сердце на каждой страничке

Мой удивительный сон

Слово люблю на стене

На перемене Петров

Дёрнул меня за косичку

Видно волшебное он

Что-то сказать хотел мне

Припев.


VII. Домашнее задание.

Ребята вам нужно описать известную историю любви из реальной жизни или прочитанную в книге, увиденную в кино. Чем эта история поучительна? (тетрадь стр.20 задание № 4)

VIII. Заключительная минута тишины.

Любовь преображает и облагораживает человека, открывает ему пути к высокой и прекрасной жизни. Она не отрывает его от реального мира. Нужда в другом человеке помогает лучше познать себя, познать свое назначение и свою роль на Земле.



© 2010-2022