Деловая игра для старшеклассников

Современное общество требует от нас таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими чертами характера формируют в человеке лидера. Как учитель с большим опытом, я с уверенностью могу сказать, что потенциал лидера виден еще в детстве. Наблюдая за детьми, сразу можно заметить, как ребенок взаимодействует с окружающими: активен ли он в общении с другими ребятами или, наоборот, всячески избегает заводить дружбу. Тенденция к лидерству продолжает развиваться и в...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра «Лидерами не рождаются»

Задачи:

  1. На основе сравнения различных трактовок и типологий лидерства сформулировать и обосновать собственное видение задач лидера во взаимодействии с группой, обществом.

  2. Выявить личностные качества, характеризующие лидерский стиль поведения, и степень сформированности этих качеств в собственном характере.

  3. Способствовать позитивным изменениям в лидерской позиции ученика в школе

4. Обучение основам самопрезентации и самореализации.

5. Развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности.

6. Формирование социально продуктивных форм деятельности.

7. Умение организовать самостоятельную деятельность.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся 8-11 классов пополнят свои представления о сущности лидерства и роли людей, выходящих на лидерские позиции в коллективе, обществе в целом. В ходе общения с психологом и сверстниками подросткам удастся выделить ключевые качества лидера. На мероприятии будут созданы рефлексивно-оценочные ситуации, в рамках которых школьники проанализируют, какие качества личности им предстоит сформировать. При организации мероприятия психолог будет использовать такие приёмы работы, как мозговой штурм, игровые методы, обмен мнениями, самопрезентация.

Предварительная подготовка: индивидуальная работа с учениками 10 класса, подготовка выступлений по теме мероприятия.

Длительность мероприятия: 45 минут.

  1. Вступительное слово психолога.

Современное общество требует от нас таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими чертами характера формируют в человеке лидера. Как учитель с большим опытом, я с уверенностью могу сказать, что потенциал лидера виден еще в детстве. Наблюдая за детьми, сразу можно заметить, как ребенок взаимодействует с окружающими: активен ли он в общении с другими ребятами или, наоборот, всячески избегает заводить дружбу. Тенденция к лидерству продолжает развиваться и в старшем возрасте. Ребята, участвующие в общественной деятельности, тянущиеся к общению, имеют больше шансов стать лидерами в своем классе, школе или компании. Но как быть тем детям, которые по каким-либо причинам не могут раскрыть свои лидерские качества в полной мере? Не отчаивайтесь, если пока не получается стать инициатором интересного дела, сплотить вокруг себя единомышленников и заставить окружающих прислушаться к своим взглядам на жизнь. Я убеждена, что лидерами не рождаются, ими становятся! Итак,

- Какого человека мы вправе назвать лидером?

- Каждый ли человек может стать лидером?

- Как воспитать в себе лидерские качества?

- Зачем обществу нужны лидеры?

- Все ли лидеры одинаковы?

- Как менялись представления о лидерах в разные исторические эпохи и в разных культурах?

На эти вопросы нам помогут ответить учащиеся 10 класса.

1 ученик: Что значит слово «лидер»? Каково его происхождение?

«Лидер» (leader) - это английское слово, происходящее от глагола "lead" (вести за собой, руководить, возглавлять, быть первым). "Leader" - человек, ведущий за собой других, руководящий ими, возглавляющий какое-то дело, коллектив.

Wikipedia даёт такое определение: Ли́дер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая главную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

2 ученик: Представления о лидерах в разных цивилизациях.

В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации.

В Древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим этого общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам.

3 ученик: В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.

В современной американской культуре основные приметы лидера выражаются в конкурентной напористости, целеустремлённости в достижении своих целей, подчёркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством.

Философ Н.К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело».

4 ученик: Какие качества выделяют лидера из общей массы людей?

Для этого достаточно вспомнить одноклассника или друга, который внушает вам уважение и стремление соответствовать ему. Какие качества свойственны таким людям? Кратко перечислим основные из них. Итак, лидер:

1) умеет ставить цели и стремится к их достижению - то есть целеустремлен;

2) заряжает окружающих энтузиазмом, своим примером побуждая их к действию;

3) в экстремальных ситуациях он всегда - у руля;

4) легко адаптируется к новым условиям, способен пережить неудачи и двигаться дальше.

Психолог: Итак, вкратце мы выяснили, кто такой лидер. Очень хотелось бы узнать, а есть ли таковые среди наших учеников. Чтобы выяснить это, просим желающих доказать, что они и есть настоящие лидеры нашего школьного коллектива, подняться на сцену.

/ На сцену поднимаются учащиеся, пожелавшие продемонстрировать свои лидерские качества/

Для того, чтобы следить заходом игры, нам необходимо выбрать жюри. Предлагаю в состав жюри пригласить трех человек.

/Жюри занимает свои места/

Психолог: Первое задание. Станьте, пожалуйста, в круг. Каждый должен представить соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты.

/Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов./

Психолог: Второе задание - ребята, получившие красные жетоны должны собрать вокруг себя группу по желанию и придумать название своей команде. Представьте, пожалуйста, свою команду.

Каждая группа получает задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих.

Пока они рисуют, мы с вами поиграем. Игра называется «Чих слона». Знаете ли вы, как чихает слон? Нет? тогда давайте все вместе воспроизведем громогласное «слоновье апчхи». Для этого разделимся на три примерно равные по количеству человек группы. По моему условному сигналу (например: движению руки) одна группа кричит: «Ящики!», другая - «Хрящики!», а третья - «Спички!». Главное кричать громко-громко и дружно-дружно. Только тогда можно услышать настоящий «чих слона»! Ну что, пробуем?

Психолог: Я думаю, слон уже начихался, а наши игроки нарисовали шаржи. Сейчас я их соберу и предложу третье задание - придумать творческую подпись к шаржу. Подпись должна быть интересной, с юмором, чтобы всем нам запомнилась. Каждая команда получает рисунок, нарисованный другой командой. Начали.

/команды под музыку придумывают название и записывают его под рисунком/

Команды готовы, просим представить ваши работы.

/Ребята показывают шаржи и читают подписи. Жюри оценивает работу/

Психолог: Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. (Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.)

Итак, задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

(Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Следующее задание. По моей команде необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро присели полкоманды. «Начали!»

(обычно приседают самые активные члены группы, включая лидера)

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

(Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого)

Молодцы! Жюри внимательно следит за ходом поединка и вскоре будет готово подвести итоги. А мы продолжаем.

Следующий конкурс. Каждая команда должна придумать наиболее интересное (полезное) дело для школы, для села.

Пока команды думают, жюри подводят итоги, мы с вами поиграем еще разок. Игра называется

«Гол - мимо»

Зал делится на две половины. Я поочерёдно буду показывать то левую, то правую руку. Исходя из того, какая рука показывается, вы кричите: Правая половина зала - Гол! (поднята правая рука) Левая половина зала - Мимо! (поднята левая рука) Если я подниму вверх обе руки, вы кричите: «Штанга!» Главное для вас, не запутаться, так как я могу поднять правую руку, но показать ею на левую половину зала. И наоборот.

Психолог: Команды готовы. А мы готовы выслушать интересные дела, которые они нам предложат.

Каждая команда представляет свое дело. Жюри оценивает.

Психолог: Внимание! А теперь каждая команда должна сагитировать всех, участвовать в придуманном ими деле. Две минуты на подготовку!

/Музыка/

Время закончилось. Мы слушаем представителей команд.

/Каждая команда пытается сагитировать зрителей принять участие в их деле/

Ну что ж, агитацию мы выслушали, а теперь дело за зрителями. Каждый из вас имеет право проголосовать один раз за предложенное дело, то есть вы имеете один голос. Вы должны выбрать из всех только одно дело! Начинаем голосование.

/Помощники из 10-х классов помогают подчитать количество голосов за каждое дело. Побеждает та команда, за дело которой проголосовало больше всего зрителей./

Психолог: Итак, победило коллективное дело, предложенное командой _______.

У нас на игре присутствует Дмитрий Альбертович Степин, который руководит отделом молодежной политики у нас в районе. Я думаю, что он рассмотрит все ваши предложения и, возможно, вы и все волонтеры нашего района воплотят ваши идеи в жизнь.

А сейчас слово для объявления результатов предоставляется жюри.

/Жюри объявляет результаты всей игры. Награждение/

Психолог: Но это еще не все. Все участники игры сейчас должны будут сделать фотографию на память. Но не простую, а семейную. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи».

Начали!

/ Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения./

Теперь фотограф считает до трех и все произносят слово «сыр»!

Спасибо! Фотография получилась классная! Ребята, а теперь я вас попрошу, если вам понравилась игра, то похлопайте в ладоши, а если не понравилась, то потопайте ногами.

/Рефлексия. Дети оценивают игру./

Ребята, мне очень приятно, что игра вам понравилась, я желаю вам успехов во всех ваших начинания

Ресурсы

nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/scenariy-klassnogo-chasa-liderami-ne-rozhdayutsya

kakprosto.ru/

vozhatiki.ru/load/4-1-0-96

myshared.ru/

mggu-zf.narod.ru/vip5-2.html

prioslav.ru/kurse8

allscenarios.ucoz.ru/index/lider_igry/0-73









7



© 2010-2022