КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ КУКЛОТЕРАПИИ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ средствами куклотерапии.


М.В. Степанова

С.Колчедан Свердловской обл.

Современный этап развития общества характеризуется, по мнению ведущих специалистов в области психологии и дефектологии, увеличением проявлений агрессивности, в том числе и у детей. Тему нашего исследования определило наличие противоречий между необходимостью коррекции агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью данной проблемы в теоретико - прикладных исследованиях и практической работе специалистов образования.

Агрессивное поведение детей представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему, поскольку дети с УО раздражительны, обидчивы, легко возбудимы, драчливы, враждебны по отношению к окружающим и упрямы. Подобное поведение негативно сказывается на личностном развитии, дальнейшей социализации и главное, подрывает здоровье детей.

Целью нашего исследования является коррекция проявлений агрессивного поведения у умственно отсталых младших школьников в психолого-педагогических теоретических и прикладных исследованиях.

В качестве объекта выступает агрессивное поведение у умственно отсталых младших школьников.

Предметом исследования является: коррекция агрессивного поведения у умственно отсталых младших школьников.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что использование в коррекционной работе куклотерапии позволит снизить проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой мы выдвинули следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющиеся научные данные относительно особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

2. Выявить особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

3. Разработать и апробировать программу коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Методологическую базу исследования составили современные теоретические достижения психологии об особенностях проявления агрессивного поведения у детей с условно-нормативным развитием и с умственной отсталостью. В работе учитывались научные данные теоретико-прикладных исследований агрессии в общей психологии; (Г.М. Бреслав, И. Курханова, И.А. Фурманов, И.Р. Дементьева, Л.М. Семенюк, И.П. Подласый, Л.Д. Столяренко, А. Басс, Д. Креч, Н. Ливсон); особенностей агрессивного поведения младших школьников с условно нормативным развитием (В.В. Ковалёв, В.Ф. Шалимов, А.Д. Виноградова, С.Я. Рубинштейн, В.П. Кащенко, Л. Берковитц, К. Бьютнер, А. Миллер); специфических проявлений агрессивного поведения у детей с нарушением интеллектуального развития (С.А. Завражин, Л.К. Фортова, Э. Сеген, Н.И. Фелинская, Benda C., М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева); отдельных методов арттерапии в коррекции агрессии (И.Я. Медведева, Т.Л. Шилова, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Лебедева, В.С. Мухина).

Результаты нашего теоретико-прикладного исследования могут быть использованы специалистами системы специального образования (педагогами, психологами) в рамках коррекции проявлений агрессивности у детей школьного возраста, а также специалистами, работающим с детьми с умственной отсталостью и родителями, воспитывающими данную категорию детей.

Анализ теоретических источников по проблеме исследования свидетельствует о том, что агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [1; 4; 5].

В специальной литературе выделяют конструктивную и деструктивную форму агрессии, а так же виды: физическую (использование физической силы против другого лица), косвенную (агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная) и словесную (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань) [1; 4].

Конструктивная форма агрессии -активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная форма агрессии - насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба.

Исследования современных отечественных психологов доказывают, что у младших школьников с условно-нормативным развитием агрессивные акты кратковременны, обусловлены обстоятельствами, не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяющиеся дружелюбными.

У умственно отсталых школьников фиксируется специфическое своеобразие агрессии, которая проявляется в раздражительности, драчливости, легкости вступления в конфликты, драки, в злорадстве при виде несчастья, порчи имущества [2; 3].

В специальной психологической литературе выделяют методы коррекции агрессии, среди которых мы особо выделяем арттерапию (проективное рисование, сказкатерапия, библиотерапия, куклотерапия); методы поведенческой коррекции; игровые методы и приемы.

В качестве одного из эффективных методов коррекции агрессии детей с умственной отсталостью специалисты выделяют куклотерапию [11; 1415;].

Куклотерапия в современной специальной литературе рассматривается как метод психической помощи детям и их семьям, в котором в качестве основного объекта коррекционного воздействия выступает кукла, являющаяся посредником в работе с ребёнком и помогающая более мягко и корректно решать проблему агрессии [1].

Куклотерапия проходит поэтапно:

  • 1 этап - изготовление (пошив) куклы;

  • 2 этап - знакомство со своей куклой, обучение «вождению»;

  • 3 этап - постановка мини-спектакля, рассказывание сказки (использование кукол для отреагирования эмоциональных состояний).

Экспериментальное исследование агрессии младших школьников с умственной отсталостью проводилось на базе государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Колчеданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», школа VIII вида. В исследовании принимали участие 28 детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

На этапе констатирующего эксперимента мы определяли уровни и специфические особенности агрессии испытуемых. Для этого использовали анализ документации учреждения, специальные методики в работе с детьми, персоналом школы, родителями: методику «Несуществующее животное»; графическую методику «Кактус»; наблюдение «Ребёнок глазами взрослого»; «Карту наблюдений» Д. Стотта; анкету «Критерии агрессивного ребенка».

Анализ результатов исследования показал, что все испытуемые продемонстрировали наличие агрессивности, при этом у 28,5 % (8 чел.) высокий уровень, у 64,2 % (18 чел.) - средняя степень выраженности и лишь 7,1% (2 чел.) с низким уровнем агрессивности.

Дети с высоким уровнем агрессии щипают играющих с ними малышей, кусают их. В ярости осыпают ударами того, кто находится рядом, нападают на детей младше себя и даже взрослых, топают ногами, бьют кулаками по столу, стенам, царапают и кусают себя. Являются инициаторами ссор.

Дети со средним уровнем уравновешенные, активно стремятся к достижениям, защищают себя и других, стараются не конфликтовать окружающими.

Для испытуемых с низким уровнем агрессивности характерны конформизм, неумение постоять за себя, отсутствие собственного мнения, заниженная самооценка, зависимость и послушание.

Полученные данные стали основой для разработки коррекционной программы. Целью, программы является снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

В ходе коррекционной работы решались следующие задачи:

- формирование социально-приемлемого поведения;

- развитие социальной перцепции;

- обучение детей навыкам общения.

Реализация программы строилась на основе следующих принципов:

Принцип единства диагностики и коррекции - коррекционно

развивающая работа с младшими школьниками с умственной отсталостью осуществляется на основе проведённого нами диагностического исследования уровня агрессивного поведения обучающихся.

Принцип нормативности развития - разработанная нами коррекционная программа предполагала учёт того, что у всех детей лёгкая умственная отсталость; она проводилась в условиях школы-интерната.

Деятельностный принцип коррекции- коррекция агрессивного поведения осуществлялась средствами куклотерапии и включала изготовление детьми кукол и отработку проблемы с помощью этих кукол.

Принцип комплексности методов психологического воздействия- мы использовали игры, нацеленные на снятие эмоционального напряжения, агрессии и снижение двигательной активности; импровизация сказки, ситуации, направлены на коррекцию агрессивного поведения, освоение навыков партнёрства; изготовление куклы - снятие эмоционального напряжения, развитие концентрации внимания, усидчивости, ручной и общей моторики.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком - проводились занятия совместно с родителями.

Работа строилась по трем направлениям: работа с детьми, родителями, педагогами. Содержание коррекционной программы включает в себя специально организованные занятия. Занятия проходят совместно, где родители и педагоги не просто присутствуют, но и мастерят кукол, а затем разыгрывают ситуации, участвуют в спектаклях, постановке этюдов, семинарах-практикумах.

Работа проводилась поэтапно:

1 этап Ориентировочный предполагал подготовку детей к работе в коррекционной группе.

2 этап Конструктивно-формирующий был нацелен непосредственно на коррекцию агрессивных проявлений у испытуемых экспериментальной группы.

3 этап Обобщающе-закрепляющий этап направлен на закрепление и обобщение сформированных на предыдущем этапе знаний и умений.

Коррекционная программа рассчитана на 3 месяца, включает 29 занятий. Длительность каждого занятия около 40 минут, занятия проводились с частотой два раза в неделю.

Интерес к занятиям поддерживался за счет использования кукол, сказочных сюжетов, упражнений в стихотворной форме. Каждый ребёнок имеет возможность и право высказать своё мнение и отношение к той или иной ситуации.

Коррекционная программа предусматривала изготовление разнообразных кукол и использование их в разыгрывании сказок, историй.

Большое внимание уделялось формированию тёплых дружеских отношений, позитивным приёмам общения, анализу причин конфликта.

Нами были разработаны пособие «Что такое агрессия и как с ней бороться?», которое поможет педагогам, родителям более подробно разобраться в формах агрессивности детей, причинах её возникновения и методах воздействия, которые помогут её снизить и практическое пособие «Играй и улыбайся» с играми и упражнениями на снятие агрессии.

Проведение контрольного эксперимента позволило нам выявить динамику изменений после проведения формирующих воздействий. Результаты свидетельствуют о положительной динамике в поведении обучающихся: снизилось количество испытуемых экспериментальной группы с высоким уровнем агрессии на 37,5 %.

Со средним уровнем у экспериментальной группы с 37,5% до 50%.

У одного ребёнка в экспериментальной группе уровень агрессии остается на высоком уровне. Мы связываем это с тем, что он 43 дня находился на обследовании в психиатрической больнице, родители не навещали мальчика, занятия не посещал.

По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной итоговые результаты значительно не изменились, однако мы зафиксировали увеличение количества детей с высоким уровнем агрессии (у одного ребёнка).

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большой психологический словарь Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Издательство: Прайм-Еврознак Год выпуска: 2007 Число страниц: 672

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] - М.: Педагогика,1990. -140 с.

3. Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения у детей [Текст] / А.Ю. Асанов, Н.С. Демиков, С.А. Морозов. - М.: Академия, 2003. - 224 с.

4.Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер.- М.: Просвещение, 1973. - 165 с.

6.Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители [Текст]- М.:Профиздат,1992.- 96 с.

7. Гнездилов, А.В. Куклотерапия [Текст] / А.В. Гнездилов - Пособие.

8. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа [Текст] - 1999.- №3.- с.24-26

9. Народная кукла как средство воспитания ребенка// Мир образования - образование в мире.- 2013. - №1 (49).

10. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.

11.Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе педагога, психолога, логопеда [Текст] /А.Ю. Татаринцева. - СПб.: Речь, 2006.


© 2010-2022