ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «Современный парень, современная девушка – какие они?»

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«Современный парень, современная девушка - какие они?»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся 10-11-х классов входят в новый период возрастного развития - юношеский. У них складывается потребность в развитии социального интеллекта. Старшекласснику становится важным получить оценку окружающих, сравнить ее с собственной самооценкой.

Групповые занятия элективного курса «Путь к успеху» являются своеобразным мостиком в их личностном развитии, обеспечивающим преемственность прошлого и будущего. Учебная программа «Путь к успеху» разработана на основе курса занятий для учащихся старших классов под названием «Вместе к успеху» (созданного сотрудниками Центра допрофессионального образования и планирования карьеры учащихся Томского государственного университета Л.А.Пахомовой и Н.Р.Огневой), а также сценариев групповых занятий социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю.Савченко. Данный курс разработан в соответствии с концепцией предпрофильной подготовки и является элективным курсом по психологии.

Целью занятий является нравственно-половое воспитание школьников.

  • Задачами:

  • формировать психологическую готовность старшеклассников ко вступлению во взрослую жизнь, к выбору профессии;

  • содействовать развитию их социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими, в том числе с представителями противоположного пола);

  • развивать у них рефлексию и эрудицию.

  • обеспечивать школьников теоретической психологической информацией, средствами познания других людей и самопознания;

  • развивать навыки групповой работы;

  • формировать умение пользоваться методами самоактуализации.

Занятия с учащимися ведутся в течение одного полугодия, с периодичностью раз в неделю, в течение одного академического часа каждое. С группой учащихся, выбравших данный элективный курс.

Предполагается диагностика уровня социально-психологической адаптации старшеклассников вначале и в конце данного курса. Динамика уровня их адаптированности и является результатом работы.

При прохождении данного курса предполагаются следующие результаты:

- повышение мотивации старшеклассников на овладение навыками эффективного общения, приемами самопознания и самосовершенствования;

- умение школьников определять свои склонности и способности при помощи тестов, способность анализировать полученные результаты; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями той или иной профессии;

- получение старшеклассниками представления о возможности и способах самостоятельно строить свое профессиональное и личностное будущее.

В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, игры, практические занятия, метод конкретных ситуаций и т.д.

Особое место в данной программе занимает раздел занятий, получивший название «А если это любовь?», целью которого является нравственно-половое воспитание старшеклассников. Раздел этот вошел в программу не случайно. Основанием для этого стало то, что МБОУ СОШ № 17 г. Ижевска является экспериментальной площадкой по нравственно-половому воспитанию школьников. Интерес учащихся к вопросам собственного психосексуального развития, обусловленный возрастными потребностями, однако, родители учеников не всегда готовы своевременно и правильно говорить со своими детьми на столь деликатные темы, а потому по возможности эти пробелы должны компенсировать педагоги и, разумеется, школьные психологи.

Задачами данного раздела является:

  • знакомство с социальными проявлениями «истинной любви» и психологическими особенностями поведения молодых людей в возрасте 13-16 лет;

  • показ значения и сущности нравственных норм в системе межличностных отношений;

  • развитие навыков конструктивного общения с представителями противоположного пола;

привитие уважения к представителям противоположного пола.

Ниже предложено занятие, которое предлагается проводить в группе численностью не более 15 человек. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в просторном помещении, пригодном для проведения игровых подвижных упражнений.

ЗАНЯТИЕ

Тема: «Современный парень, современная девушка - какие они?»


Цель: нравственно-половое воспитание

Задачи:

  • содействие моделированию в сознании старшеклассников образов «идеального юноши» и «идеальной девушки»;

  • раскрытие многоаспектности понятий «идеальный юноша», «идеальная девушка»;

  • осознание многогранности личности каждого участника группы;

Ход занятия:


  1. Знакомство участников группы.

Расположившись по кругу, участники группы поочередно называют свои имена, добавляя эпитет-прилагательное. По условию прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя участника группы (Мудрая Марина, Доблестный Денис..). При этом важно следить, чтобы прилагательные были только позитивными.

  1. Вступительное слово ведущего о целях и задачах всего цикла занятий по нравственно-половому воспитанию и данного конкретного занятия в частности.

  2. Уточнение правил работы группы:

  • «Здесь и сейчас»

  • «Искренность высказываний»

  • Правило «Одного микрофона»

  • «Безоценочность суждений»

  • «Конфиденциальность» происходящего в группе

  • «Экономим время»

  1. Упражнение «Комплимент».

Цель: сплочение группы, положительный настрой на совместную работу.

Участники группы, стоя в кругу, взявшись за руки, поочередно говорят комплименты соседу слева. Комплименты не должны повторяться.

Рефлексия упражнения:

- Трудно ли было говорить комплименты? Почему?

- Какие чувства испытывали, выслушивая комплименты?

5. Кластер «Идеальные юноша и девушка»

Цель: дать возможность участникам группы смоделировать в сознании образ своего будущего избранника.

А) Участники индивидуально составляют список своих ассоциаций к слову «юноша» или «девушка» (противоположно собственному полу). Ранжируют ассоциации, делят их на группы, озаглавливая каждую.

Б) Рассаживаясь в две группы, по половому признаку, оформляют результат групповой работы на листе бумаги маркерами.

В) Результаты работы групп вывешиваются на доске. Представители групп, назначенные на роль Оратора, поочередно зачитывают и комментируют записи.

Г) В заключении, старшеклассникам предлагается подчеркнуть слова, отражающие, по их мнению, сущность понятий «идеальный юноша», «идеальная девушка».

Рефлексия упражнения:

- Есть ли что-то объединяющее эти два понятия: ассоциации, встречающиеся в обоих списках.

6. Слово ведущего о том, что такое «гендер».


  1. Упражнение «Чем мы похожи?»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности.

Участники группы стоят в кругу. Ведущий приглашает кого-то в круг на, основе какого-то сходства с собой (Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому, что у нас с тобой одинаковый цвет волос). Света выходит и приглашает кого-то таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в общем кругу.

8. Рефлексия всего занятия в общем кругу.

По кругу передается кубик, на сторонах которого надписи «Больше всего мне понравилось…»,

Предлагается продолжить надпись, завершив предложение.


Занятие разработала:

Педагог-психолог высшей категории МБОУ СОШ № 17 г. Ижевска

Вахрушева Лидия Анатольевна

© 2010-2022