Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 19 г. Тайшета Рабочая программа коррекционных занятий по развитиюпсихомоторики и сенсорных процессов 2-7 классы Согласована на методическом советеПротокол от « 26 » август... Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах» (сост.: Баширова Т.Б.ИПКРО, Иркутск,2011.) Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы,: для 2 класса – 68 часов; для 3-х классов – 68 часов; для 4 класса – 68 часов; для 7-б класса – 34 часа. На каждый класс выделено 1-2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представлен... -способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов; -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению; -развивать и корректировать психические функции учащихся; -развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать; -научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности; -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха; -корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии; -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся; -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве; Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек... дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов; упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности; пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук; игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития. Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Кинестетическое и кинетическое развитие Тактильно-двигательное восприятие Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Восприятие времени Развитие мыслительных операций Ожидаемые результаты: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться: Ориентироваться на сенсорные эталоны; Узнавать предметы по заданным признакам; Сравнивать предметы по внешним признакам; Классифицировать предметы по форме, величине, цвету; Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; Давать полное описание объектов и явлений; Различать противоположно направленные действия и явления; Определить последовательность событий; Ориентироваться в пространстве; Целенаправленно выполнять действия по инструкции; Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; Опосредовать свою деятельность речью. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене. Методы: Диагностика Ролевое проигрывание Анализ ситуаций Дидактическая игра Беседа Методы оценки эффективности психокоррекционной работы Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы. Положительная динамика - 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции: - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий; - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях; - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности. Частично положительная динамика - 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося: - частичное усвоение нового опыта; - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях; - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь. Отсутствие динамики - 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач. - нечувствительность учащегося к новому опыту; - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях; - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь. Описание разделов программы. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 2 к 4 классу, затем к 7 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида № 19 г. Тайшета



«Утверждаю»

И.О. директора школы:

___________________________

А.Г.Терещенко

Приказ

от« 15 » сентября 20114 г.

№ 65




Рабочая программа


коррекционных занятий по развитию

психомоторики и сенсорных процессов



2-7 классы






Согласована на методическом совете

Протокол

от « 26 » августа 2014г. № 1


Рекомендована к утверждению на педагогическом совете школы.

Протокол от «27 » августа 2014г. № 1



Рабочую программу разработала:

Кривоченкова О.С.


Должность:

учитель - логопед



Подпись разработчика:

______________________








Пояснительная записка

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально - типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и сенсорному развитию.

У учащихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа разработана и составлена на основе:

  • Л.А.Метиева, Э.Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. М., Просвещение, 2009;

  • Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах» (сост.: Баширова Т.Б.ИПКРО, Иркутск,2011.)

  • Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.

  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы,:

  • для 2 класса - 68 часов;

  • для 3-х классов - 68 часов;

  • для 4 класса - 68 часов;

  • для 7-б класса - 34 часа.

На каждый класс выделено 1-2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • -способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

  • -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

  • -развивать и корректировать психические функции учащихся;

  • -развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;

  • -научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;

  • -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;

  • -корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

  • -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;

  • -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

  • Кинестетическое и кинетическое развитие

  • Тактильно-двигательное восприятие

  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Восприятие пространства

  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  • Восприятие времени

  • Развитие мыслительных операций


Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • Узнавать предметы по заданным признакам;

  • Сравнивать предметы по внешним признакам;

  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • Давать полное описание объектов и явлений;

  • Различать противоположно направленные действия и явления;

  • Определить последовательность событий;

  • Ориентироваться в пространстве;

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • Опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.

Методы:

  • Диагностика

  • Ролевое проигрывание

  • Анализ ситуаций

  • Дидактическая игра

  • Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

  • Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  • - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

  • - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

  • - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

  • Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  • - частичное усвоение нового опыта;

  • - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

  • - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

  • Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

  • - нечувствительность учащегося к новому опыту;

  • - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

  • - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.


Описание разделов программы.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 2 к 4 классу, затем к 7 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).


2 класс (68 часов)

Обследование детей, комплектование группы для коррекционных занятий (2 ч)

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый - средний - легкий).

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали - машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (5 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6 часов).

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое - горькое, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый - средний - легкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (5 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе - далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов)

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • составлять предмет из частей;

  • определять на ощупь величину предмета;

  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • различать речевые и неречевые звуки;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели.


3 а класс (68 часов)

Обследование детей, комплектование группы для коррекционных занятий (1 ч)

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее - легче - самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур - круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов).

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов ( 6 часов)

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше - ниже, левее - правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • различать основные цвета и их оттенки;

  • конструировать предметы из геометрических фигур;

  • узнавать предмет по части;

  • определять на ощупь разные свойства предметов;

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • различать «наложенные» изображения предметов;

  • различать вкусовые качества;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • различать характер мелодии;

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • соотносить времена года с названиями месяцев.


4 класс (68 часов)

Обследование детей, комплектование группы для коррекционных занятий (1 час).

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - еще суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов ( 12 часов)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия ( 7 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов ( 10 часов)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - еще суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть - раздеть, расстегнуть - застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства (6часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;

  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

  • определять время по часам.

3-б класс (68 часов)

Обследование детей, комплектование группы для коррекционных занятий ( 2 часа)

Раздел 1. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков (13 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов)

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее - легче - самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие ( 2 часа)

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 часов)

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур - круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов)

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений (5 часов)

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов)

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 8. Восприятие пространства и времени (19 часов)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше - ниже, левее - правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

Обследование детей по итогам работы за год ( 1 час)


7-б класс (34 часа)

Обследование детей, комплектование группы для коррекционных занятий (1 час).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (8 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 6. Восприятие пространства (5 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 7. Восприятие времени (4 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;

  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

  • пользоваться элементами расслабления;

  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

  • смешивать цвета, называть их;

  • конструировать сложные формы из 6-8- элементов;

  • находить нереальные элементы нелепых картинок;

  • определять противоположные качества и свойства предметов;

  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;

  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

  • определять возраст людей.

Литература


1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997, №3

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995

4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. - М., Просвещение, 2009

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990

6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. - М., 2007

10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева - Асков, 1999.

11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. - М., 2001

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.

14. Цикото Г.В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста - М., 1991.






Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов

© 2010-2022