Практикум с элементами тренинга для просвещения родителей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Практикум с элементами тренинга для просвещения родителейПрактикум с элементами тренинга для просвещения родителей









Практикум с элементами тренинга для просвещения родителей

Практикум с элементами тренинга

для просвещения родителей

подготовила педагог-психолог

І категории МБОУ «Петровская школа № 1»

Коваль Инна Викторовна











2015

Тема. Технологии педагогической и социально-психологической помощи и поддержки семьи в современных условиях.

Цель. Изучение технологий педагогической и социально-психологической помощи и поддержки семьи в современных условиях

Задачи:

  • ознакомить с понятием семьи как фактора социализации, субъекта воспитания личности ребенка; со структурой семьи, типами семей;

  • освоить практически упражнения на осознание содержания понятия «родительство», согласование представлений о родительстве, рефлексию опыта родительства.

Форма проведения: практикум с элементами тренинга

Ход занятия

  1. Вступление

  1. Слово тьютора (введение в тему).

    • Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об одном из важнейших аспектов в жизни каждого человека. А определить этот аспект я предлагаю, решив математические примеры с точки зрения жизненного опыта. Математика - наука точная, но жизнь вносит даже в точную науку свои коррективы, помните об этом, когда попробуете ответить на поставленные вопросы.

    • Сколько будет 1+ 1 ≠ 2, 1+ 1 + 1 ≠3, 1 + 1 + 1 + 1 ≠4 и т.д.

Принятие различных вариантов ответов без комментариев.

  • Ответ: 1 + 1 = 7Я….

  • Семья - это счастье, любовь и удача,
    Семья - это летом поездки на дачу.
    Семья - это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья - это труд, друг о друге забота,
    Семья - это много домашней работы.
    Семья - это важно!
    Семья - это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!

Упражнение «Знакомство».

  • Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и собственное имя.

  • . Как же важно оставаться у самого себя! А значит, как важно заботиться, прежде всего, о самой себе. Задумайтесь об этом. Это не эгоизм. Это возможность, наполняя свой сосуд, отдавать другим. И запомните одно высказывание:

  • «У несчастливых родителей не может быть счастливых детей!» Поэтому любите себя и будьте счастливы!

ІІ Основная часть

  1. Упражнение «Переходим на один язык»

Цель: рефлексия опыта родительства, осознание содержания понятия «родительство», согласование представлений о родительстве.

Инструкция: каждый участник в течение 2-3 мин. пишет ассоциации к слову «родительство», затем происходит обсуждение ассоциаций в группе. Далее обсуждается содержание родительства по схеме:

  • является ли стремление стать родителем врожденным или приобретается в течение жизни;

  • какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т. д.);

  • являются ли наши родительские роли (моя и моего супруга), согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия.

  1. Презентация «Семья - субъект воспитания личности ребенка».

  2. Упражнение «Моя Галактика»

  • Уважаемые родители! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

  • Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

  • Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

  • Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение практического задания тренинга.

  • А теперь посмотрите на голубой лист бумаги - это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

  • В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас - вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

  • Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает - свою звезду. Подпишите ее - «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

  • С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

  • Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный - дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый - нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый - гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый - очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый - беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый - зависимым, чувствительным, расслабленным; черный - молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

  • А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?

  • Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

  1. «Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).

Инструкция. Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.

  • С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

  • С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

  • Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

  • Каких пиктограмм больше?

  • Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?

  • Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?

  1. Упражнение «Солнце любви»

  • Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

  • Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

  • Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества - подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

  1. Упражнение «Ценности»

  • Участникам предлагают написать на листочках, не нумеруя, что для них является главным. Затем предлагают пронумеровать по значимости .

ІІІ Заключение

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Завершение тренинга и вручение «Памятки для родителей»

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное - любите и берегите своих родных и близких!











МКУ «Центр обслуживания учреждений образования»

Отдел информационно-методического сопровождения







Практикум с элементами тренинга для просвещения родителей

Социально-просветительский тренинг

подготовила педагог-психолог

І категории МБОУ «Полтавская школа»

Сейтнебиева Севиль Наримановна





2015

Тема. Осознанное родительство как условие полноценного развития ребёнка.

Цель. Популяризация основ осознанного родительства как одного из основных условий полноценного развития ребёнка.

ПЛАН

  1. Знакомство. « Представление участников»

  2. Методика по ожиданию « Зёрнышки».

  3. Упражнение « Ассоциации»

    1. Определение базовых понятий « ребёнок», «родитель», «семья».

  4. Результаты анкетирования.

  5. Определение сущности главных основ осознанного родительства и путей их внедрения.

  6. Стереотипы семей.

    1. Типы семейных взаимоотношений.

  7. Подведение итогов

7.1. Пожелания друг другу.

Форма проведения: социально-просветительский тренинг

Участники тренинга : уч-ся 11-классов, родители, ШМУ.

Необходимые материалы : бейджи, маркеры, листы ватмана, наглядность и др.





Ход занятия

I. Вступление

  1. Представление.

  • На маленьких листочках ( для бейджа) написать своё имя и нарисовать символ своей семьи, затем, представить его. Охарактеризовать, почему именно этот символ нарисован и что он означает.

  • Участники тренинга все, по очереди, называют свой символ. Например : дом-семья, очаг; сердце - любовь, взаимопонимание.


  1. Правила работы в группах.

  • Теперь, давайте выработаем Правила работы в группах.

  • Правила регулируют отношения между людьми, с помощью правил создаются необходимые условия работы !

Участники называют правила, которые знают (устно) - затем, вывешивается плакат и правила проговариваются (см. плакат).

  • Доверять друг другу

  • Быть искренними

  • Активность каждого

  • Уважение к говорящему

  • Быть толерантными

  • Не бояться самовыражаться

  • Проявлять творчество

  • Отвечать при поднятой руке

  • Не критиковать



  1. Методика « Зёрнышки».

Методика по ожиданию.

  • Сейчас, вы получите зёрнышки. Вам нужно написать, что вы ждёте от сегодняшнего занятия, тренинга? С какой целью вы пришли сегодня на тренинг?

  • Все по очереди выходят и называют своё ожидание, наклеивая их на плакат (сажаем в землю). Запоминайте, куда посадили своё зерно.

  • Скажите, а для чего мы проговариваем свои ожидания ?

  • Когда мы проговариваем, мы больше осознаём то, чего мы хотим!

  • В конце занятия мы посмотрим, насколько ваши ожидания оправдались, как проросли наши зёрнышки.

ІІ. Основная часть

  1. Упражнение « Ассоциации»

  • Давайте мы с вами назовём ассоциации к словам : ребёнок, родители, семья. (названные ассоциации записать на плакате)

Ребёнок


Родители


Семья


Игра

Цветок

Огорчение

Сладости

Конфликт

Заботы и др.



Забота

Тепло

Нежность

Ответственность

Любовь

Страх

Терпение

Понимание

Ожидание и др.



Очаг

Общение

Тепло

Укрытие

Любовь

Конфликт

Непонимание

Радость

Спор

Доверие

Взаимопонимание

Искренность

Традиции

Повесить плакат и зачитать определения : ребёнок, родители, семья

См. плакаты.

4. Результаты анкетирования

  • Со старшеклассниками (110 чел.) было проведено анкетирование. Им необходимо было ответить на некоторые вопросы.

  • Например : Каких родителей можно назвать идеальными ?

  • Ответы были следующие :

Идеальные родители - это такие взрослые, которые :

  • понимают своих детей ( 80 учащихся );

  • любят своих детей ( 100 учащихся );

  • помогают решать проблемы ( 86 учащихся);

  • не кричат на своих детей ( 90 уч.);

  • готовы выслушать, поддержать своих детей ( 100 уч.);

  • не читают нотации;

  • не пьют ( 40 чел.)

  • На вопрос, Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой ? - ответили :

  • не курить

  • не приходить поздно домой

  • долго не разговаривать по телефону с друзьями

  • не ночевать у друзей

  • не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям

  • не грубить взрослым.

  • Это исследование показало : зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали, помогали.



  1. Беседа.

  • Скажите, а что же такое родительство ? Что для вас есть родительство. Все по очереди высказываются

  • Например : Это ответственность за ребёнка, определённые обязанности в семье, желание иметь ребёнка, создание благоприятных условий для его развития и т.д.

Вывешивается плакат с определением «родительство». (Авторское определение)

  • А что такое осознанное родительство ?

  1. Метод неоконченных предложений.

  • На бланках, напишите, что для вас есть осознанное родительство.

Когда все напишут - зачитать и обосновать.

  1. « Стереотипы семей»

  • Сейчас, мы рассмотрим 3 типа семей :

« Каменная стена»

Этот тип характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребёнка часто стыдят, пытаются сломать, сделать по типу своей семьи. Постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребёнка очень много обязанностей и мало прав.

« Медуза»

Этот тип семьи не имеет чёткой определённой структуры. У таких родителей, дети заводятся как обязательный элемент семьи. Родители могут иметь различного рода зависимости. Потребности ребёнка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество соблюдаемых правил и запретов; в ребёнке поощряется самостоятельность, развивается ответственность. Дети из таких семей попадают под негативное влияние окружающих.

« Костяк»

Для этого типа семьи характерен демократический подход в решении проблем. Здесь присутствует взаимопонимание, чёткие правила. Существует 6 правил в этой семье :

- я верю в тебя

- я доверяю тебе

- я верю в то, что ты преодолеешь любые трудности

- я тебя слушаю и слышу

- ты для меня являешься важным человеком

- я проявляю свою любовь к тебе и не стыжусь этого.

Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов « нет» и « нельзя».

  • Разделитесь на 3 группы. Найдите слабые и сильные стороны в своём типе семьи. (+) и ( -).

Например :

(+) - в типе « Каменная стена»:

- сущ. элементы гендерного воспитания

- постоянный контроль со стороны родителей

(-) : - постоянное чувство страха у ребёнка

- зависимость ребенка от родителей

- отсутствие доверия

(+) - в типе « Медуза»:

- приспособленность детей

- дети учатся на своих ошибках, личном опыте

( -) : - отсутствие контроля

- нет системы в воспитании

- нет положит.традиций в семье

- страх детей ( не видят своей значимости)

( +) - в типе « Костяк»:

- любовь

-демократичность

- взаимопонимание

- эмпатия, доверие, внимательность друг к другу

(-) : - неумение реагировать на соц. Трудности

-недостаток контроля.

  • Как вы думаете, какой тип семьи самый положительный, благоприятный ? Почему ?

  1. Лекторий.

  • В каждой семье объективно складывается определённая, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений. : диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

  • Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства, инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать пед. и нравственно-оправданные решения. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.

  • Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков даёт наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает : у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

  • Невмешательство - здесь могут сосуществовать 2 мира : взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

  • Сотрудничество - как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями.

  • Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют 3 стиля семейного воспитания:

  • демократический (где прежде всего учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия»;

  • авторитарный (здесь, родителями навязывается своё мнение ребёнку. Стиль «подавления»;

  • попустительский (ребёнок предоставляется сам себе).

  • Какой стиль сем. воспитания у вас?

ІІІ Заключение

  1. Слово тьютора.

  • Давайте теперь посмотрим, оправдались ли ваши ожидания (Как проросли наши зёрнышки)?

  • Напишите на цветочках, - что нового узнали, интересного

  • что понравилось, что не понравилось ?

См. плакат. Каждый выходит и от своего зёрнышка рисует стебель и клеит цветок, где написано, оправдались ли ожидания.

Пожелания друг другу:

  • На листочках написать своё имя. По жребию вытянуть, и написать пожелание тому участнику, чьё имя вы вытянули по жребию.

  • ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! До свидания!

© 2010-2022