Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1374"


Статья на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы»


Автор работы: Мачурина Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог

Место работы: ГБОУ Школа №1374


г.Москва 2015

Цель: ознакомление читателей с особенностями психолого-педагогического сопровождения в начальной школе.

Задачи:

1. Описать основные направления деятельности педагога-психолога в начальной школе;

2. Раскрыть цели психологической работы с младшими школьниками;

3. Рассказать об основном диагностическом инструментарии педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Должность педагога-психолога в общеобразовательных организациях появилась сравнительно недавно - 15 лет назад. На сегодняшний день практически во всех школах Российской Федерации осуществляется психологическое сопровождение обучающихся на всех ступенях среднего общего образования. Однако наиболее значимой и востребованной работа педагога-психолога оказывается именно в начальной школе, так как в этом возрасте дети наиболее уязвимы к воздействию внешней среды и более всего нуждаются в помощи и поддержке специалиста.

В настоящее время в общеобразовательном пространстве начальной школы отмечается довольно большое количество детей, требующих индивидуального подхода в воспитании и развитии. Речь в данном случае идёт не только о детях с особенностями развития. Сложность и многозадачность современного образовательного пространства приводят к тому, что на сегодняшний день оказывать качественное сопровождение учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом является педагог-психолог, который не только проведёт качественную и полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в обучении и социализации школьника, но и составит индивидуальный маршрут развития, оптимальный в каждом отдельном случае.

Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников начинается с 1-ого класса и продолжается на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Это трудная и скрупулёзная работа, по своему характеру требующая систематичности и последовательности. В своей работе с младшими школьниками педагог-психолог учитывает мнения коллег-смежников: учителя-логопеда и педагога-дефектолога.

Работа педагога-психолога в начальной школе начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в 1-ый класс. В процессе психологической диагностики первоклассника исследуется следующее:

1. Познавательная сфера личности ребёнка - включает в себя изучение высших психических функций (ВПФ) или высших корковых функций (А.Р. Лурия), таких, как память, внимание, мышление, речь, восприятие. Целью исследования является выявление факторов, которые могут препятствовать процессу получения качественных знаний младшими школьниками. Основными методиками, применяемыми для этих целей, являются: методика «Десять слов» (исследует уровень кратковременной (рабочей) и долговременной памяти); методика «Корректурная проба» (исследует уровень переключаемости и концентрации внимания»); методики «Исключение лишнего», «Классификация», «Назови одним словом», «Сапожки» (изучают мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения); методика «Рассказ» (изучает речевые особенности, словарный запас); методика «Образец и правило» (изучает умение следовать правилу, копировать с образца).

2. Эмоционально-волевая сфера личности - включает в себя исследование эмоций, мотивации, психологической готовности ребёнка к школе. В ходе исследования изучается уровень социализации ребёнка. Стимульным материалам к тестированию служат методики, предложенные А.И. Божович, И.К. Марковой, Н.И. Гуткиной. Изучению подлежат и такие аспекты, как уровень агрессивности ребёнка, наличие у него тревожности, страхов (в целях диагностики применяются такие методики, как «РНЖ», «ДДЧ», «Рисунок семьи», «Люшер», тест Розенцвейга (детский вариант)).

3. Поведенческая сфера личности - включает изучение степени восприятия ребёнком норм и правил поведения в обществе. В целях диагностики используются такие методы, как беседа и наблюдение.

Целью комплексной психолого-педагогической диагностики ребёнка является выявление причин и факторов, которые могут препятствовать получению им качественного образования, приводить к возникновению конфликтов в детском коллективе, а также способствовать развитию у ребёнка асоциального поведения.

По итогам, полученным в ходе диагностики, составляется индивидуальная карта обучающегося, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где прописывается характер психолого-педагогического сопровождения. Психологическая диагностика также позволяет выявить детей «группы риска», детей с особенностями развития, а также одарённых детей с целью индивидуальной психологической работы.

В дальнейшем на протяжении всего обучения детей в начальной школе психологическая диагностика проводится с целью исследования динамики развития памяти, внимания, мышления, речи; исследуются личностные особенности обучающихся, уровень их социальной адаптации, способы взаимодействия в детском коллективе. Также педагог-психолог проводит диагностику новоприбывших обучающихся (с той же целью). Все эти мероприятия необходимы для предупреждения школьной неуспеваемости, возникновения отклоняющегося поведения.

По окончании диагностики младших школьников педагогом-психологом составляется план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Целью этих занятий является следующее:

- в познавательной сфере личности ребёнка - развитие и коррекция дефицитарных психических функций (памяти, внимания, мышления);

- в эмоционально-волевой сфере - развитие учебной мотивации и готовности к обучению в школе, формирование внутренней позиции школьника, формирование адекватной самооценки, развитие умения регулировать свои эмоции, обучение детей эффективным копинг-стратегиям;

- в поведенческой сфере - развитие социально приемлемых форм и способов поведения в коллективе.

Следующим важным аспектом в работе педагога-психолога является консультативная работа. Опыт показывает, что обучающиеся 4-ых и даже 3-их классов с удовольствием приходят к школьному психологу, чтобы поделиться важными событиями своей жизни (радостными или, наоборот, печальными). Следует отметить, что для этого педагог-психолог должен стать для младших школьников настоящим другом, которому они могли бы доверять.

Отдельным пунктом следует отметить консультативную работу педагога-психолога с родителями младших школьников. Для того, чтобы психологическое сопровождение было эффективным, необходимо постоянное взаимодействие родителей обучающихся и психолога, работающего в этом классе. Помощь ребёнку может быть полноценной только тогда, когда педагог-психолог обладает подробной информацией о его семейной ситуации, об особенностях раннего развития и дошкольного детства. В случае, если окажется, что ребёнок находится в социально-опасном положении, с его семьёй начинает работать и социальный педагог.

Следует подчеркнуть, что консультации психолога необходимы и учителю, ведущему класс, и представителям администрации (в данном случае, завучу начальной школы). Детская психология имеет свою специфику, в результате чего даже опытный учитель, пренебрегая помощью психолога, может неправильно оценить ситуацию и сделать неверные выводы.

Очень важным элементом психологического сопровождения в начальной школе является психологическое просвещение. Как правило, школьный психолог занимается этой деятельностью на родительских собраниях, классных часах, педагогических советах. Весьма эффективной формой работы в данной области является организация на базе школы круглых столов и обучающих семинаров. Темы круглых столов могут быть весьма обширны и затрагивать весь спектр детско-родительских отношений и детской психологии: возрастные особенности младшего школьного возраста, агрессивность и тревожность у младших школьников, основные причины неуспеваемости в начальной школе, стили родительского воспитания и их влияние на поведение и самооценку ребёнка и т.д. Темы обсуждений и докладов на школьных семинарах и круглых столах должны быть актуальными, отвечать задачам образовательного пространства, быть интересными и востребованными родителями младших школьников, учителями и администрацией школы.

Необходимой и крайне важной является профилактическая работа психолога в начальной школе. Для этой цели специалистом осуществляется диагностика, позволяющая определить детей «группы риска»; проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися начальной школы, направленная на развитие дефицитарных навыков; осуществляется психологическое просвещение родителей младших школьников и администрации школы.

Психологическое сопровождение в начальной школе является основой эффективной социализации ребёнка; оно направлено на профилактику детских конфликтов, развитие учебной мотивации, обучение навыкам совладания с негативными переживаниями.

Таким образом, психологическое сопровождение в начальной школе способствует успешной социализации каждого ребёнка и оптимизации всего образовательного процесса в целом.

© 2010-2022