Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс



УТВЕРЖДЕНА

приказом Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Лицей №25 города Димитровграда Ульяновской области»

от «01» сентября 2015 года






Рабочая программа


по внеурочной деятельности «Жизненные навыки»

для 5-х классов

педагога-психолога Капраловой Ирины Анатольевны

на 2015-2016 учебный год











РАССМОТРЕНА


Руководитель МО

____________ Н.Е. Гордецкая

__________________________


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

МБОУ Лицей № 25

__________ Т.А.Галактионова

______________________________







Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Она разработана творческим коллективом научно-

Методического центра «Генезис» под руководством С.В.Кривцовой.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках - все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.

Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.

Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план начального образования по социальному направлению во внеурочной деятельности.

Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга. В содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.

Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.

Курс завершается контрольным заданием в конце каждой части.

При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или

понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.

Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы .

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

1. развлекательная,

2. коммуникативная,

3. диагностическая,

4. коррекционная,

5. пропедевтическая,

6. игротерапевтическая.

В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.

В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Основными принципами воспитания являются:

  • принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;

  • принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;

  • комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;

  • учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;

  • принцип признания безусловной ценности как личности;

  • единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Методы:

  • эмоционально-символические;

  • релаксационные;

  • когнитивные;

  • совместных проектов;

  • игры (ролевые, психогимнастические, дискуссионные).

Материальное обеспечение программы

  • материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;

  • все необходимое для создания совместных творческих проектов, а так же выполнения некоторых упражнений;

  • ауди- и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках;

  • фотоаппарат, чтобы дважды сфотографировать крупным планом лица участников группы (в начале и конце учебного года).

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

5 класс:

  1. «Я - ты группа»;

  2. «Мы - пятиклассники!» Проблемы адаптации к средней школе;

  3. «Учимся общаться»;

  4. «Конкуренция или сотрудничество?»;

  5. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Жизненные навыки»

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

выпускник научится:

познавательные

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

у выпускников будут сформированы:

личностные

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни

выпускник научится:

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

выпускник научится:

коммуникативные

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

В результате освоения программы :

выпускник получит возможность научиться:

  • иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

выпускник получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Форма учёта умений и навыков - анкетирование, тестирование.

Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов» - оценка актуального эмоционального состояния.

Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Форма подведения итогов

-открытые занятия;

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.






Учебно-тематический план 5 класс



Наименование разделов и тем


Кол-во

часов


Формы контроля

Раздел 1. «Я - ты - группа»

1.1. Знакомство

1.2. Продолжаем знакомиться.

1.3. Наши чувства.

1.4. Говорим о чувствах.

1.5. Мое тело.

1.6. Личное пространство.

1.7. Коллаж.

Итого по разделу:



1


1

1

1

1

1

1


7

правила и безопасность;

игра;

карточки чувств

работа в тройках, карточки; активная методика

работа в парах;

игра;

презентация, обратная связь;

Раздел 1-а. «Мы - пятиклассники!»

1.1. «Нравится - не нравится в средней школе».

1.2. Мы - исследователи!

1.3. День пятиклассника.

1.4. Такие разные школы: начальная и средняя.

Итого по разделу:


1


1

1

1


4

Таблица

презентация;

спектакль;

самопознание.

Раздел 2 . «Учимся общаться»

2.1 Начинаем общаться.

2.2. Я и Ты - действуем вместе.

2.3. Общаемся без слов.

2.4. Доверие и взаимодействие в группе.

2.5. Мы - команда?

2.6. Даем место другому и отстаиваем свое место.

2.7. Просто скажи: «Нет!».

Итого по разделу:



1

1


1

1

1

1


1

7

активная методика;

работа в парах; обратная связь

проективная методика

обратная связь

работа в группе социометрия группы;

работа по карточкам в паре;

Раздел 3. «Конкуренция или сотрудничество?»

3.1. Что такое конфликт?

3.2. Причины конфликтов.

3.3. Наши чувства в конфликте.

3.4.Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.

3.5. Тренируем конструктивное поведение в конфликте.

3.6. Конфликт? Отлично!

3.7.Конфликты проходят, отношения остаются.

Итого по разделу:




1

1

1


1


1


1

1


7

активная методика;

работа в микрогруппах; обратная связь;

работа в парах;

игра; работа с карточками;

таблица; активная методика

обратная связь

Раздел 4. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.

4.1. Уникальность и различия.

4.2. «Другие» в нашей жизни.

4.3. «Странные люди».

4.4. «Разные нормы и правила».

4.5. «Ярлыки и стереотипы».

4.6. «Стереотипы и предрассудки».

4.7. «Как жить в мире различий».

Итого по разделу:



1


1

1

1

1

1

1


7

таблица; самопознание;

проективная методика;

самопознание;

обратная связь;

работа в парах;

активная методика;

обратная связь;

Всего:


32










Содержание программы

Содержание учебной программы «Жизненные навыки» 5 класс

Раздел 1. «Я - ты - группа».

Тема 1. . Знакомство.

Знакомство; принятие правил группового взаимодействия; создании психологической безопасности; осознание собственных чувств.

Тема 2. Продолжаем знакомиться.

Помочь участникам получше узнать друг друга; найти сходства и различия с другими членами группы; найти что-то новое в себе и других.

Тема 3. Наши чувства.

Знакомство с понятием чувства; осознание важности чувств; получение опыта распознания различных эмоций и телесного распознания чувств.

Тема 4. Говорим о чувствах.

Распознание своих чувств и чувств других людей; говорим о своих чувствах другому человеку.

Тема 5. Мое тело.

Значимость тела; отношение к своему телу, осознание телесных проблем и ресурсов своего тела.

Тема 6. Личное пространство.

Введение понятия «личное пространство», «психологическое пространство»; исследование своего личного пространства, защита своих границ.

Тема 7. Коллаж.

Обращение к себе, к своему собственному миру, презентация себя, обратная связь от группы.

Раздел 1-а. «Мы - пятиклассники!»

Тема 1. «Нравится - не нравится в средней школе».

Анализ эмоционального опыта.

Тема 2. Мы - исследователи!

Психологическая безопасность.

Тема 3. День пятиклассника.

Ценность опыта жизни; получение нового опыта.

Тема 4. Такие разные школы: начальная и средняя.

Итоги работы; опыт самопознания.

Раздел 2 . «Учимся общаться»

Тема 1. Начинаем общаться. Формирование группового доверия; закрепление навыков взаимодействия группе; развитие самоценности подростков.

Тема 2. Я и Ты - действуем вместе.

Опыт доверия; развитие эмпатии.

Тема 3. Общаемся без слов.

Вербальная и невербальная информация; вербальное взаимодействие в группе.

Тема 4. Доверие и взаимодействие в группе.

Закрепление навыков взаимодействия участников в команде; групповое доверие.

Тема 5. Мы - команда?

Взаимопомощь; групповое сплочение.

Тема 6. Даем место другому и отстаиваем свое место.

Стратегии взаимодействия; навыки активного слушания.

Тема 7. Просто скажи: «Нет!».

Своя позиция; навыки отстаивания своей позиции.

Раздел 3. «Конкуренция или сотрудничество?»

Тема 1. Что такое конфликт?

Знакомство с понятием «конфликт»; осознание наличия положительных и отрицательных сторон конфликта.

Тема 2. Причины конфликтов.

Понимание причин конфликтов; Обращение к собственному опыту конфликтного взаимодействия.

Тема 3. Наши чувства в конфликте.

Развитие способности понимать и анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте.

Тема 4. Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.

Формирование безопасной атмосферы в группе, снятие напряжения; обучение взаимодействию в конфликтной ситуации; выявление стратегий поведения в конфликте.

Тема 5. Тренируем конструктивное поведение в конфликте.

Собственное поведение в конфликтных ситуациях; улучшение качеств невербальных и вербальных компонентов общения.

Тема 6. Конфликт? Отлично!

Актуализация на модели игровой ситуации личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте.

Тема 7. Конфликты проходят, отношения остаются.

Создания условий для обращения подростков к собственному опыту доверия - недоверия; подведение итогов темы.

Раздел 4. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.

Тема 1. Уникальность и различия.

Различия и сходства между участниками; помочь участникам научиться осознавать собственную уникальность и уникальность других.

Тема 2. «Другие» в нашей жизни.

Помочь осознать наличие стереотипов в восприятии других людей; дать участникам возможность почувствовать себя в роли отвергнутых членов общества и в роли тех, кто отвергает; начать исследование роли «других» в жизни подростков.

Тема 3. «Странные люди».

Актуализировать и проанализировать чувства, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людей; выявить страхи участников, связанные с предрассудками.

Тема 4. «Разные нормы и правила».

Помочь осознать различных мнений, почувствовать ценность собственного мнения, отличного от других, и относительность разных норм и правил.

Тема 5. «Ярлыки и стереотипы».

Понятие «стереотипы»; выявить и проработать стереотипы, существующие в группе; дать возможность почувствовать на месте « стигматизированных» людей.

Тема 6. «Стереотипы и предрассудки».

Познакомить с понятием «предрассудок; научить их осознавать предрассудки.

Тема 7. «Как жить в мире различий».

Подведение итогов темы. Прощание.









Литература

  1. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика 1-2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 128 с.

  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2001. - 240 с.

  3. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5 - 7 лет / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

  4. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2002. - 208 с.

  5. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2002. - 248 с.

  6. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2004. - 176 с.

  7. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2005. - 182 с.

  8. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова. - М.: Генезис, 2000. - 208 с.

  9. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.

  10. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 150 с.

  11. Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А.Панфилова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.

  12. Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 224 с.

  13. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М.:Генезис,2000.-112 с.

  14. Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

  15. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.: Генезис, 2000. - 272 с.

  16. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. - М.: Академический Проект, 2004. - 144 с.

  17. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.

  18. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 160с.

  19. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.






















Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 классРабочая программа по внеурочной деятельности 5 классРабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс


© 2010-2022