- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капралова И.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей №25 города Димитровграда Ульяновской области»
от «01» сентября 2015 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
для 5-х классов
педагога-психолога Капраловой Ирины Анатольевны
на 2015-2016 учебный год
РАССМОТРЕНА
Руководитель МО
____________ Н.Е. Гордецкая
__________________________
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ Лицей № 25
__________ Т.А.Галактионова
______________________________
Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Она разработана творческим коллективом научно-
Методического центра «Генезис» под руководством С.В.Кривцовой.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках - все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.
Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.
Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план начального образования по социальному направлению во внеурочной деятельности.
Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга. В содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.
Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.
Курс завершается контрольным заданием в конце каждой части.
При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или
понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.
Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы .
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
1. развлекательная,
2. коммуникативная,
3. диагностическая,
4. коррекционная,
5. пропедевтическая,
6. игротерапевтическая.
В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
-
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
-
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
-
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
-
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Основными принципами воспитания являются:
-
принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;
-
принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;
-
комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;
-
учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
-
принцип признания безусловной ценности как личности;
-
единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Методы:
-
эмоционально-символические;
-
релаксационные;
-
когнитивные;
-
совместных проектов;
-
игры (ролевые, психогимнастические, дискуссионные).
Материальное обеспечение программы
-
материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;
-
все необходимое для создания совместных творческих проектов, а так же выполнения некоторых упражнений;
-
ауди- и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках;
-
фотоаппарат, чтобы дважды сфотографировать крупным планом лица участников группы (в начале и конце учебного года).
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
5 класс:
-
«Я - ты группа»;
-
«Мы - пятиклассники!» Проблемы адаптации к средней школе;
-
«Учимся общаться»;
-
«Конкуренция или сотрудничество?»;
-
«Другие». Проблемы подростковой толерантности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Жизненные навыки»
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
выпускник научится:
познавательные
-
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
у выпускников будут сформированы:
личностные
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
установка на здоровый образ жизни
выпускник научится:
регулятивные
-
уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
выпускник научится:
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы :
выпускник получит возможность научиться:
-
иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
выпускник получит возможность для формирования:
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-
учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
-
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
-
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
-
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма учёта умений и навыков - анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.
Методика «Цветовых выборов» - оценка актуального эмоционального состояния.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.
Методики на оценку познавательных способностей.
Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе
Форма подведения итогов
-открытые занятия;
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Учебно-тематический план 5 класс
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Формы контроля
Раздел 1. «Я - ты - группа»
1.1. Знакомство
1.2. Продолжаем знакомиться.
1.3. Наши чувства.
1.4. Говорим о чувствах.
1.5. Мое тело.
1.6. Личное пространство.
1.7. Коллаж.
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
7
правила и безопасность;
игра;
карточки чувств
работа в тройках, карточки; активная методика
работа в парах;
игра;
презентация, обратная связь;
Раздел 1-а. «Мы - пятиклассники!»
1.1. «Нравится - не нравится в средней школе».
1.2. Мы - исследователи!
1.3. День пятиклассника.
1.4. Такие разные школы: начальная и средняя.
Итого по разделу:
1
1
1
1
4
Таблица
презентация;
спектакль;
самопознание.
Раздел 2 . «Учимся общаться»
2.1 Начинаем общаться.
2.2. Я и Ты - действуем вместе.
2.3. Общаемся без слов.
2.4. Доверие и взаимодействие в группе.
2.5. Мы - команда?
2.6. Даем место другому и отстаиваем свое место.
2.7. Просто скажи: «Нет!».
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
7
активная методика;
работа в парах; обратная связь
проективная методика
обратная связь
работа в группе социометрия группы;
работа по карточкам в паре;
Раздел 3. «Конкуренция или сотрудничество?»
3.1. Что такое конфликт?
3.2. Причины конфликтов.
3.3. Наши чувства в конфликте.
3.4.Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.
3.5. Тренируем конструктивное поведение в конфликте.
3.6. Конфликт? Отлично!
3.7.Конфликты проходят, отношения остаются.
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
7
активная методика;
работа в микрогруппах; обратная связь;
работа в парах;
игра; работа с карточками;
таблица; активная методика
обратная связь
Раздел 4. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.
4.1. Уникальность и различия.
4.2. «Другие» в нашей жизни.
4.3. «Странные люди».
4.4. «Разные нормы и правила».
4.5. «Ярлыки и стереотипы».
4.6. «Стереотипы и предрассудки».
4.7. «Как жить в мире различий».
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
7
таблица; самопознание;
проективная методика;
самопознание;
обратная связь;
работа в парах;
активная методика;
обратная связь;
Всего:
32
Содержание программы
Содержание учебной программы «Жизненные навыки» 5 класс
Раздел 1. «Я - ты - группа».
Тема 1. . Знакомство.
Знакомство; принятие правил группового взаимодействия; создании психологической безопасности; осознание собственных чувств.
Тема 2. Продолжаем знакомиться.
Помочь участникам получше узнать друг друга; найти сходства и различия с другими членами группы; найти что-то новое в себе и других.
Тема 3. Наши чувства.
Знакомство с понятием чувства; осознание важности чувств; получение опыта распознания различных эмоций и телесного распознания чувств.
Тема 4. Говорим о чувствах.
Распознание своих чувств и чувств других людей; говорим о своих чувствах другому человеку.
Тема 5. Мое тело.
Значимость тела; отношение к своему телу, осознание телесных проблем и ресурсов своего тела.
Тема 6. Личное пространство.
Введение понятия «личное пространство», «психологическое пространство»; исследование своего личного пространства, защита своих границ.
Тема 7. Коллаж.
Обращение к себе, к своему собственному миру, презентация себя, обратная связь от группы.
Раздел 1-а. «Мы - пятиклассники!»
Тема 1. «Нравится - не нравится в средней школе».
Анализ эмоционального опыта.
Тема 2. Мы - исследователи!
Психологическая безопасность.
Тема 3. День пятиклассника.
Ценность опыта жизни; получение нового опыта.
Тема 4. Такие разные школы: начальная и средняя.
Итоги работы; опыт самопознания.
Раздел 2 . «Учимся общаться»
Тема 1. Начинаем общаться. Формирование группового доверия; закрепление навыков взаимодействия группе; развитие самоценности подростков.
Тема 2. Я и Ты - действуем вместе.
Опыт доверия; развитие эмпатии.
Тема 3. Общаемся без слов.
Вербальная и невербальная информация; вербальное взаимодействие в группе.
Тема 4. Доверие и взаимодействие в группе.
Закрепление навыков взаимодействия участников в команде; групповое доверие.
Тема 5. Мы - команда?
Взаимопомощь; групповое сплочение.
Тема 6. Даем место другому и отстаиваем свое место.
Стратегии взаимодействия; навыки активного слушания.
Тема 7. Просто скажи: «Нет!».
Своя позиция; навыки отстаивания своей позиции.
Раздел 3. «Конкуренция или сотрудничество?»
Тема 1. Что такое конфликт?
Знакомство с понятием «конфликт»; осознание наличия положительных и отрицательных сторон конфликта.
Тема 2. Причины конфликтов.
Понимание причин конфликтов; Обращение к собственному опыту конфликтного взаимодействия.
Тема 3. Наши чувства в конфликте.
Развитие способности понимать и анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте.
Тема 4. Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.
Формирование безопасной атмосферы в группе, снятие напряжения; обучение взаимодействию в конфликтной ситуации; выявление стратегий поведения в конфликте.
Тема 5. Тренируем конструктивное поведение в конфликте.
Собственное поведение в конфликтных ситуациях; улучшение качеств невербальных и вербальных компонентов общения.
Тема 6. Конфликт? Отлично!
Актуализация на модели игровой ситуации личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте.
Тема 7. Конфликты проходят, отношения остаются.
Создания условий для обращения подростков к собственному опыту доверия - недоверия; подведение итогов темы.
Раздел 4. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.
Тема 1. Уникальность и различия.
Различия и сходства между участниками; помочь участникам научиться осознавать собственную уникальность и уникальность других.
Тема 2. «Другие» в нашей жизни.
Помочь осознать наличие стереотипов в восприятии других людей; дать участникам возможность почувствовать себя в роли отвергнутых членов общества и в роли тех, кто отвергает; начать исследование роли «других» в жизни подростков.
Тема 3. «Странные люди».
Актуализировать и проанализировать чувства, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людей; выявить страхи участников, связанные с предрассудками.
Тема 4. «Разные нормы и правила».
Помочь осознать различных мнений, почувствовать ценность собственного мнения, отличного от других, и относительность разных норм и правил.
Тема 5. «Ярлыки и стереотипы».
Понятие «стереотипы»; выявить и проработать стереотипы, существующие в группе; дать возможность почувствовать на месте « стигматизированных» людей.
Тема 6. «Стереотипы и предрассудки».
Познакомить с понятием «предрассудок; научить их осознавать предрассудки.
Тема 7. «Как жить в мире различий».
Подведение итогов темы. Прощание.
Литература
-
Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика 1-2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 128 с.
-
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2001. - 240 с.
-
Клюева, Н.В. Общение. Дети 5 - 7 лет / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
-
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2002. - 208 с.
-
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2002. - 248 с.
-
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2004. - 176 с.
-
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2005. - 182 с.
-
Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова. - М.: Генезис, 2000. - 208 с.
-
Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
-
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 150 с.
-
Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А.Панфилова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
-
Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 224 с.
-
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М.:Генезис,2000.-112 с.
-
Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
-
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.: Генезис, 2000. - 272 с.
-
Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. - М.: Академический Проект, 2004. - 144 с.
-
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.
-
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 160с.
-
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.