Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников

  Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования  обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано

Директор ГБОУ СОШ №1909

_____________________

Нагорнова Л.В.






Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию

эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников

Обоснование программы:

Актуальность проблемы эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своими эмоциональными состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Данная программа по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения направлена на то, чтобы помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции, способам произвольной регуляции поведения.

Задачи программы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;

  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • развитие умения слушать других людей;

  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

  • снятие негативных импульсов;

  • формирование позитивной позиции.

Адресат: учащиеся младших классов.

Продолжительность: 14 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 50 минут.

Структура программы:

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Структура занятий:

1.Вводная часть. Разминка. Упражнения на сплочение группы

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ учителя по теме занятия;

  • вопросы для обсуждения;

  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения;

  • рефлексия.

Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний» и др., бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.


1 занятие.

Цель- установление контакта, знакомство детей, снижение эмоционального напряжения и создание положительного фона.


  1. Представление, знакомство детей

  2. Приветствие друг друга

  3. Выработка правил поведения на занятиях и их принятие

  4. Игра «Ветры дуют на…»

  5. Игра «Найди отличие»

  6. Этюд «Факир» (саморасслабление)

  7. Упр. «Доброе животное»


  1. занятие.

Цель- познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения, обучать умению распознавать чувства других людей;

Материалы: плакат «Гномы - настроения», пиктограммы основных эмоциональных состояний, карточки с заданиями.

  1. Приветствие без слов

  2. Упр. « Угадай эмоцию» (знакомство с эмоциями и их выразительными признаками)

  3. Упр. «Тренируем эмоции» (разыгрывание ситуаций и эмоций в них)

  4. Игра «Магазин игрушек»

  5. Упр. на релаксацию «Майские жуки»

  6. Подведение итогов, знакомство с дневниками эмоциональных состояний.


  1. занятие.

Цель- снятие напряжения среди участников, осознание себя, развитие внимания,

обучение умению контролировать свои действия, выполнять инструкции

  1. Приветствие. Игра «Волшебное слово»

  2. Упр. «Запрещенные движения»

  3. Игра «Разговор с руками» (Щевцова И.В.)

  4. Игра «Паровозик»

  5. Игра «Расставь посты»

  6. Упр. на релаксацию «Насос и мяч»

  7. Подведение итогов, работа с дневниками эмоций.


  1. занятие.

Цель- развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы


  1. Приветствие. Игра «Передай мяч»

  2. Игра «Печатная машинка»

  3. Упр. «Гусеница»

  4. Игра «Театр масок» (расслабление, снятие напряжения)

  5. Игра «Сочиним историю»

  6. Подведение итогов, заполнение дневников.


  1. занятие.

Цель- развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной

Связи

  1. Приветствие на невербальном уровне. Упр. «Подари улыбку»

  2. Игра-тренинг «Таможня»

  3. Упр. «Слушай хлопки»

  4. Игра «Ассоциации»

  5. Упр. «Меняем настроение» (мимические упражнения)

  6. Подведение итогов, использование дневников настроения.

  1. занятие.

Цель- учить детей управлять своим настроением, искать выход из проблемных

ситуаций, познакомить детей с «позитивным переформулированием»

как способом изменения отношения к ситуации

  1. Приветствие. Упр. «Распустившийся цветок»

  2. Упр. «Угадай эмоцию» (видны позы, руки, без мимики)

  3. Упр. «Когда мне трудно» (обсуждение ситуаций и способов ее восприятия)

  4. Игра «Цветы на лугу» (обучение правилу, выполнение упражнений

«Даже если…» -«В любом случае….»)

  1. Упр. на релаксацию «Фея сна»

  2. Подведение итогов, заполнение дневников настроений


  1. занятие.

Цель- работа с негативными переживаниями, уменьшение тревоги, формирование готовности справиться с ними

  1. Приветствие. Упр. «Скажи комплимент»

  2. Упр. «Соломинка на ветру»

  3. Этюд «Заколдованный ребенок»

  4. Упр. «Рыбаки и рыбка»

  5. Игра «Слепой и поводырь» или «Слепой танец»

  6. Упр. «Театр прикосновений»

  7. Подведение итогов.


  1. занятие.

Цель- работа со страхами, готовность справиться с ними


  1. Приветствие. Упр. «Цветок»

  2. Этюд «Гроза»

  3. Упр. «Рисуем свой страх»

  4. Этюд «Страх», работа с текстом

  5. Работа с рисунками, изменение их в сторону снижения переживаний

  6. Упр. «Мышь и мышеловка»

  7. Подведение итогов, обозначение настроения.


  1. занятие.

Цель- формирование уверенности в себе, улучшение настроения, самочувствия


  1. Приветствие. Упр. «Подари комплимент»

  2. Упр. «Спаси птенца»

  3. Игра «Я не такой как все, и все мы разные» (круг собеседования по рисункам, представления понятия «радость»)

  4. Упр. «Торт» (оказание поддержки)

  5. Игра «Мой портрет в лучах солнца»

  6. Подведение итогов, заполнение дневников настроения.

10. занятие

Цель- предупреждение агрессивных состояний, обучение способам работы с ними

отреагирование негативных переживаний (злости, неудовольствия, гнева)

Плакат с таблицей «негативные и позитивные способы выражения злости, гнева»

  1. Приветствие. Упр. «шаг навстречу»

  2. Игра «Прочитай письмо» (определение эмоциональных состояний)

  3. Собеседование по эмоции злости (когда возникает, зачем нужна, как относиться)

  4. Игра «Воробьиные бои»

  5. Упр. «Головомяч»

  6. Упр. «Закончи предложение»

  7. Игра «Маски», «Бумажные мячики»

  8. Упр. на релаксацию «Сон на берегу моря».

11 занятие.

Цель- учить детей понимать и принимать чувства других, дать им представление о «сотрудничестве», осознание проблем в отношениях с другими


  1. Приветствие

  2. Мимическая гимнастика. Определение настроения по тексту.

  3. Игра «Общий ритм»

  4. Упр. «Неоконченные предложения»

  5. Упр. «Пять добрых слов», «Ладошка»

  6. Игра «Благодарность»

  7. Упр. «Я хочу тебе подарить»

  8. Подведение итогов, дневники настроений

12 занятие

Цель- распознание переживаний, обучение навыкам поведения в конкретных ситу

ациях, использование ресурсов

  1. Приветствие

  2. Упр. «Стойкий оловянный солдатик»

  3. «Когда трудно сказать «нет» - работа с текстом

  4. Упр. «Учимся говорить «нет» (обсуждения, рисунки в виде запрещающих знаков)

  5. Этюд «Мороженое»

  6. Обсуждение и разыгрывание ситуаций, где просим прощения

  7. Упр. «Жарко- холодно»

  8. Подведение итогов, дневник настроений


  1. занятие.

Цель- дать представление об уверенном и неуверенном поведении, способствовать формированию навыков уверенности, умения помогать себе

  1. Приветствие. Упр. «Подари улыбку»

  2. Игра «Через стекло»

  3. Работа по теме, обсуждение

  4. Игра «Вопрос- ответ»

  5. Упр.-тренинг «Мостик»

  6. Упр. на релаксацию «Шалтай-болтай»

  7. Подведение итогов, дневник настроений


  1. занятие.

Цель - дать представление о понятии «успех», вырабатывать уверенность в своих возможностях, способствовать активизации самосознания

  1. Приветствие

  2. Упр. «Различная походка»

  3. Упр. «Я смогу» (одновременное выполнение разных действий),обсуждение

  4. Работа с наглядным материалом. Плакат «Звезда удачи»

  5. Ролевые игры по ситуациям

  6. Рисунок на тему: «Хочу тебе подарить»

  7. Подведение итогов, завершение работы группы.

Список литературы

Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов книг:


  1. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» /Москва, ТЦ Сфера, 1998г./


  1. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.

  3. Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.

  4. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»





© 2010-2022