- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пилипенко М.И. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано
Директор ГБОУ СОШ №1909
_____________________
Нагорнова Л.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию
эмоционально-волевой регуляции поведения у младших школьников
Обоснование программы:
Актуальность проблемы эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своими эмоциональными состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Данная программа по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения направлена на то, чтобы помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции, способам произвольной регуляции поведения.
Задачи программы:
-
формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
-
развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
-
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
-
развитие умения слушать других людей;
-
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
-
обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
-
снятие негативных импульсов;
-
формирование позитивной позиции.
Адресат: учащиеся младших классов.
Продолжительность: 14 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 50 минут.
Структура программы:
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура занятий:
1.Вводная часть. Разминка. Упражнения на сплочение группы
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
-
рассказ учителя по теме занятия;
-
вопросы для обсуждения;
-
психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
-
снятие психо-эмоционального напряжения;
-
рефлексия.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний» и др., бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.
1 занятие.
Цель- установление контакта, знакомство детей, снижение эмоционального напряжения и создание положительного фона.
-
Представление, знакомство детей
-
Приветствие друг друга
-
Выработка правил поведения на занятиях и их принятие
-
Игра «Ветры дуют на…»
-
Игра «Найди отличие»
-
Этюд «Факир» (саморасслабление)
-
Упр. «Доброе животное»
-
занятие.
Цель- познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения, обучать умению распознавать чувства других людей;
Материалы: плакат «Гномы - настроения», пиктограммы основных эмоциональных состояний, карточки с заданиями.
-
Приветствие без слов
-
Упр. « Угадай эмоцию» (знакомство с эмоциями и их выразительными признаками)
-
Упр. «Тренируем эмоции» (разыгрывание ситуаций и эмоций в них)
-
Игра «Магазин игрушек»
-
Упр. на релаксацию «Майские жуки»
-
Подведение итогов, знакомство с дневниками эмоциональных состояний.
-
занятие.
Цель- снятие напряжения среди участников, осознание себя, развитие внимания,
обучение умению контролировать свои действия, выполнять инструкции
-
Приветствие. Игра «Волшебное слово»
-
Упр. «Запрещенные движения»
-
Игра «Разговор с руками» (Щевцова И.В.)
-
Игра «Паровозик»
-
Игра «Расставь посты»
-
Упр. на релаксацию «Насос и мяч»
-
Подведение итогов, работа с дневниками эмоций.
-
занятие.
Цель- развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы
-
Приветствие. Игра «Передай мяч»
-
Игра «Печатная машинка»
-
Упр. «Гусеница»
-
Игра «Театр масок» (расслабление, снятие напряжения)
-
Игра «Сочиним историю»
-
Подведение итогов, заполнение дневников.
-
занятие.
Цель- развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной
Связи
-
Приветствие на невербальном уровне. Упр. «Подари улыбку»
-
Игра-тренинг «Таможня»
-
Упр. «Слушай хлопки»
-
Игра «Ассоциации»
-
Упр. «Меняем настроение» (мимические упражнения)
-
Подведение итогов, использование дневников настроения.
-
занятие.
Цель- учить детей управлять своим настроением, искать выход из проблемных
ситуаций, познакомить детей с «позитивным переформулированием»
как способом изменения отношения к ситуации
-
Приветствие. Упр. «Распустившийся цветок»
-
Упр. «Угадай эмоцию» (видны позы, руки, без мимики)
-
Упр. «Когда мне трудно» (обсуждение ситуаций и способов ее восприятия)
-
Игра «Цветы на лугу» (обучение правилу, выполнение упражнений
«Даже если…» -«В любом случае….»)
-
Упр. на релаксацию «Фея сна»
-
Подведение итогов, заполнение дневников настроений
-
занятие.
Цель- работа с негативными переживаниями, уменьшение тревоги, формирование готовности справиться с ними
-
Приветствие. Упр. «Скажи комплимент»
-
Упр. «Соломинка на ветру»
-
Этюд «Заколдованный ребенок»
-
Упр. «Рыбаки и рыбка»
-
Игра «Слепой и поводырь» или «Слепой танец»
-
Упр. «Театр прикосновений»
-
Подведение итогов.
-
занятие.
Цель- работа со страхами, готовность справиться с ними
-
Приветствие. Упр. «Цветок»
-
Этюд «Гроза»
-
Упр. «Рисуем свой страх»
-
Этюд «Страх», работа с текстом
-
Работа с рисунками, изменение их в сторону снижения переживаний
-
Упр. «Мышь и мышеловка»
-
Подведение итогов, обозначение настроения.
-
занятие.
Цель- формирование уверенности в себе, улучшение настроения, самочувствия
-
Приветствие. Упр. «Подари комплимент»
-
Упр. «Спаси птенца»
-
Игра «Я не такой как все, и все мы разные» (круг собеседования по рисункам, представления понятия «радость»)
-
Упр. «Торт» (оказание поддержки)
-
Игра «Мой портрет в лучах солнца»
-
Подведение итогов, заполнение дневников настроения.
10. занятие
Цель- предупреждение агрессивных состояний, обучение способам работы с ними
отреагирование негативных переживаний (злости, неудовольствия, гнева)
Плакат с таблицей «негативные и позитивные способы выражения злости, гнева»
-
Приветствие. Упр. «шаг навстречу»
-
Игра «Прочитай письмо» (определение эмоциональных состояний)
-
Собеседование по эмоции злости (когда возникает, зачем нужна, как относиться)
-
Игра «Воробьиные бои»
-
Упр. «Головомяч»
-
Упр. «Закончи предложение»
-
Игра «Маски», «Бумажные мячики»
-
Упр. на релаксацию «Сон на берегу моря».
11 занятие.
Цель- учить детей понимать и принимать чувства других, дать им представление о «сотрудничестве», осознание проблем в отношениях с другими
-
Приветствие
-
Мимическая гимнастика. Определение настроения по тексту.
-
Игра «Общий ритм»
-
Упр. «Неоконченные предложения»
-
Упр. «Пять добрых слов», «Ладошка»
-
Игра «Благодарность»
-
Упр. «Я хочу тебе подарить»
-
Подведение итогов, дневники настроений
12 занятие
Цель- распознание переживаний, обучение навыкам поведения в конкретных ситу
ациях, использование ресурсов
-
Приветствие
-
Упр. «Стойкий оловянный солдатик»
-
«Когда трудно сказать «нет» - работа с текстом
-
Упр. «Учимся говорить «нет» (обсуждения, рисунки в виде запрещающих знаков)
-
Этюд «Мороженое»
-
Обсуждение и разыгрывание ситуаций, где просим прощения
-
Упр. «Жарко- холодно»
-
Подведение итогов, дневник настроений
-
занятие.
Цель- дать представление об уверенном и неуверенном поведении, способствовать формированию навыков уверенности, умения помогать себе
-
Приветствие. Упр. «Подари улыбку»
-
Игра «Через стекло»
-
Работа по теме, обсуждение
-
Игра «Вопрос- ответ»
-
Упр.-тренинг «Мостик»
-
Упр. на релаксацию «Шалтай-болтай»
-
Подведение итогов, дневник настроений
-
занятие.
Цель - дать представление о понятии «успех», вырабатывать уверенность в своих возможностях, способствовать активизации самосознания
-
Приветствие
-
Упр. «Различная походка»
-
Упр. «Я смогу» (одновременное выполнение разных действий),обсуждение
-
Работа с наглядным материалом. Плакат «Звезда удачи»
-
Ролевые игры по ситуациям
-
Рисунок на тему: «Хочу тебе подарить»
-
Подведение итогов, завершение работы группы.
Список литературы
Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов книг:
-
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» /Москва, ТЦ Сфера, 1998г./
-
Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.
-
Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.
-
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»