ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.

Традиционно выделяются несколько компонентов здоровья:

  • соматическое,

  • физическое,

  • психическое,

  • социальное,

  • духовно-нравственное.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Неразвитые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, познавать, чувствовать и понимать этот мир, а потому создают депривационную ситуацию (ситуацию недостаточного удовлетворения потребностей), и, как следствие этого - нарушение психического здоровья - страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.. Это тормозит, искажает позитивный путь психического развития и становления личности.

И.В.Дубровина считает, что если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, то основу психологического здоровья - развитие личностной индивидуальности. Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры.

Ответственность за психическое развитие как основы психического здоровья ребенка лежит на взрослых - родителях, воспитателях, педагогах, психологах, которые должны уметь грамотно организовать жизнь, деятельность и отношения ребенка, сообразуясь как с возрастными закономерностями, так и с индивидуальными особенностями развития.

Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

По оценкам специалистов, одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение психического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Основные критерии наличия психологического здоровья

- Наличие у ребенка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

- Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

- Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности - общения, учебы, спортивных занятий и др.

- Сформированность соответствующих возрасту новообразований.

- Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

На психологическое здоровье оказывает влияние социальная среда (родители, сверстники, педагоги) , следовательно очень важна оптимизация качества учебной деятельности, а точнее ее соответствие индивидуальным особенностям учащихся.

Для сохранения и повышения уровня психологического здоровья необходимо, чтобы социальная среда обладала следующими качествами:

- обеспечивала ребенку чувство любви и принятия окружающими, способствуя позитивному самоощущению, давая возможность проявлять такое же чувство к другим

- побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения

- побуждать ребенка к саморазвитию в значимых для него видах деятельности - учебе, общении и т.п.

- создавать условия для развития возрастных новообразований

- соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, с тем, чтобы они могли успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.

Важную роль играют педагоги, т.к. учитель в начальной школе очень значим для ребенка. Взаимодействие учителя с ребенком может существенно оптимизировать его развитие, а может - вызвать появление различных негативных новообразований - социальных страхов, школьной тревожности, чувство неполноценности, негативное отношение к школе вплоть до полного ее отторжения.

Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Понимание себя как личности - процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как человеке младший школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда - неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять свои личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, препятствуют позитивному формированию важнейшего личностного образования - психологической готовности к самоопределению.

Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя принятым педагогами.

1.Дубровина И.В. Современное образование и психологическое здоровье школьников. // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения.: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 19020 ноября 2009 г.) / Сост. И. А. Еремицкая. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009 г. - 296 с.

2.Словарь психолога-практика/сост. С. Ю. Головин. - Минск, 2001


© 2010-2022