Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Дьяконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина»









ПЛАН-КОНСПЕКТ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

С УЧАЩИМИСЯ 2-ГО КЛАССА С ПРИЗНАКАМИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Формирование зрительно-пространственного восприятия»







Составитель:

педагог-психолог

Тарасова Т.А.







  1. учебный год

1.Тема занятия: Формирование зрительно-пространственного восприятия.

2. Класс: 2

3. № занятия по тематическому плану: 9

4. Цель:

  • Познавательная: - развитие и коррекция зрительно- пространственного восприятия, закрепление навыки пространственной ориентировки (в малом пространстве -на листе бумаги);

совершенствование зрительно-моторной координации (выработка точности и чёткости движений в системах «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»)

развитие зрительного и слухового внимания

  • Развивающая: формирование умения слушать и понимать инструкцию, удерживать эту инструкцию в памяти и работать в соответствии с ней; формировать способность осмысления своего восприятия, навыки овладения своим поведением, эмоциональным состоянием;

  • Воспитательная: формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с учащимися и взрослыми.

5. Задачи:

  • развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления;

  • развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, воображения;

  • развитие межполушарного взаимодействия;

  • развитие двигательного контроля;

  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками;

  • развитие усидчивости;

  • снизить психоэмоциональное напряжение.

6. Используемые элементы технологий:

  • Проблемное обучение

  • Игровые технологии

  • Системно-деятельностный подход

  • Личностно-ориентированный подход

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ

7. Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор; - плакат с правилами поведения на занятии; - 2 мяча;

-листы бумаги, авторучки, карандаши.

8. Структура занятия:

  1. Организационный момент- 1-2 минуты

  2. Растяжка - 4-5 минут;

  3. Дыхательные упражнения - 3-4 минут;

  4. Глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

  5. Упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;

  6. Функциональные упражнения (формирование зрительно-пространственного восприятия, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения - 20- 25 минут;

  7. Релаксация - 4-5 минут.

  8. Итог занятия.

9. Используемая литература:

  • Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М: Академия, 2004

  • Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001

  • Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.:Сфера, 2010

  • Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: Сфера, 2005

  • Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. - СПб.: СПбМАПО, 2004



Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети входят в кабинет. Звучит музыка «Улыбка».

Создание раскрепощенной обстановки.

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы начнём с того, что поздороваемся друг с другом сначала мизинчиками, затем локоточками, а потом плечиками.

- Тихо садитесь.

- Ребята, расскажите, что хорошего, приятного произошло с вами за эту неделю, после нашей последней встречи?

- Произошли ли какие-то изменения в вашем поведении?

- Произошли ли какие-то изменения в вашей учёбе?

- Заметил ли кто-то ещё, кроме вас самих, эти изменения (родители, учителя, друзья)?

- Ребята, давайте вспомним наши правила работы в группе. (Дети вспоминают правила)

Правила:

1.Доверие друг к другу.

2.Активная работа на занятии каждого участника.

3.Солюдение внимания к говорящему.

4.Недопустимость насмешек.

5.Право каждого на свое мнение.

6.Не выносить обсуждение за пределы занятия.

  1. Растяжка

- Ребята, а сейчас мы с вами выполним упражнения, которые учат нас расслабляться, помогают избавляться от многих неприятных ощущений в нашем теле.

Чтобы выполняемые упражнения принесли пользу, необходимо:

  1. Выполнять упражнения с закрытыми глазами.

  2. Внимательно слушать и делать то, что я говорю.

  3. Сбрасывать напряжение мышц целиком и сразу.

Включается музыка для релаксации.

- Встаньте на свой коврик прямо, закройте глаза. Ваши руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае.

Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук расслабились и повисли безвольно. Затем руки расслабились в локтях, плечах, плечи расслаблены, голова повисла, тело расслабилось, колени подогнулись, все упали на пол. Лежим на полу расслаблено, безвольно, удобно. Прислушались к себе. Осталось где-то напряжение? Расслабили это место.

- Ещё немного продолжайте держать глаза закрытыми и обратите внимание на ощущения в мышцах. Мысленно ощупайте свои мышцы и проверьте, все ли они расслаблены.

  1. Дыхательные упражнения.

«Шарик»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. Далее на выдохе предлагается вокализировать, пропевая отдельные звуки (а, ш)

«Дровосек»

И.п.- стоя. Ноги широко расставлены. Руки опущены.

- Представим, что мы превратились в дровосеков. А чем обычно занимается дровосек? Давайте мы тоже попробуем наколоть дров.

Руки поднять вверх, соединяем ладони. Глубоко вдыхаем.

Резко и быстро, словно «топор» очень тяжёлый, наклоняемся, опускаем руки и со звуком «бах» «разрубаем» пространство между ступнями.

Дровосек топор берёт,

Он дрова колоть идёт.

По бревну ударит крепко,

«Бах!»- и полетела щепка!

- Ребята, вы замечательные дровосеки.

- Понравилась ли вам эта работа?

- Что чувствует ваше тело?

  1. Глазодвигательное упражнение.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторять ты не ленись.

Посмотри на кончик носа

И в межбровье посмотри,

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори!

  1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И.п.- сидя на полу.

Упражнение"Колечко".

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение"Кулак-ребро-ладонь".
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение "Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение "Ухо- нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот»


  1. Функциональные упражнения

- Ребята, а теперь садитесь за свои места и возьмите картинку, которая лежит у вас на парте.

- Рассмотрите картинку. Расскажи, кто что делает? Ответьте на вопросы.

Где сидит кот, а где лягушка? Кто находится под водой?
Кто летает над котом? Кто находится слева от кота, а кто - справа от кота? Будь внимателен при ответе на последний вопрос!

Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

Психолог расставляет перед детьми стаканчики с цветными карандашами (8 цветов по методике Люшера) и предлагает раскрасить картинку.

Упражнение «Продолжи ряд»

- Возьмите маленькие листочки у себя на столе.

Ребята, вам необходимо установить закономерность и продолжить ряд.

Игра «Шифровальщик»

- Каждый из вас умеет играть в игру «Морской бой». Но сейчас вам необходимо будет находить буквы, а не корабли.

- Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам:(время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

Б

А

Э

А

О

Я

У

Б

У

Ы

Ш

В

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

Г

И

С

А

Е

П

Ъ

Л

П

Т

Х

Д

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

Е

В

Л

Т

Л

Г

Ж

Э

Л

К

З

Ж

Г

В

З

Ж

Й

У

Д

М

Ж

К

З

Ю

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

И

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

К

С

Ч

Ф

Т

У

Р

Е

Х

Ь

Н

-Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок. (раздаются жетоны за быстроту и правильность ответа»

Игра «Найди отличия»

- Сравни картинки и найди отличия.

Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятияКоррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятияКоррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

ИГРА

"Колпак мой треугольный"

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:
"Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак".
Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя).
При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

ИГРА

«Запутанные руки»

Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передаётся мячик из руки в руку. Задача- как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей затем увеличивается до двух.

- Ребята, легко ли вам было играть в эту игру?

- Что надо было делать, чтобы мячи не выскочили из рук?


  1. Релаксация «Кулачки

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И.п. - сидя на полу.

- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики".

  1. Подведение итогов занятия.

- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

- Что, по- вашему мнению, на сегодняшнем занятии у вас особенно хорошо получилось делать?

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что было трудного?

- Сегодня на занятии мы учились расслабляться, владеть собственным телом, сравнивать предметы,

- Ребята, а теперь посмотрите на доску. У нас с вами есть «Солнышко добра»

- Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышку лучики, которые будут согревать каждого из вас в течение недели. Возьмите жёлтый лист бумаги и обведите свою ладошку. Вырежите её. Прикрепите свою ладонь-лучики к нашему солнышку. (дети выполняют композицию)

Коррекционно-развивающее занятие Формирование зрительно-пространственного восприятия

- У нас получилось красивое солнышко добра.

Звучит песня «Дорогою добра»

- Вы сегодня потрудились для души! До чего же вы, ребята, хороши.

- До свидания!


© 2010-2022