Развивающее занятие для учащихся старших классов

Цель:  рассмотреть негативные категории « «Самоедство»,               « Зависимость от мнения окружающих», «Обидчивость и мстительность».  Прийти к общему, положительному выводу.                                                                              Используемый материал: видео ролики, тесты. 1.    Вступление. «Cамоедство» или «самонаказание» . К определенному периоду жизни у ребенка формируется рефлексия - способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое пове...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Cценарий развивающей работы с учащимися старших классов




Автор: Пендюра И.П

Педагог- психолог

Ш-л №1 г. Костаная






Цель: рассмотреть негативные категории « «Самоедство», « Зависимость от мнения окружающих», «Обидчивость и мстительность». Прийти к общему, положительному выводу. Используемый материал: видео ролики, тесты.

  1. Вступление. «Cамоедство» или «самонаказание» .

К определенному периоду жизни у ребенка формируется рефлексия - способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей - воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой.

Самонаказание сложно назвать эффективным методом самовоспитания. Оно запускает ненужные негативные эмоции, отвлекает от дела на переживание. Вместо того, чтобы исправлять ошибку, человек погружается в расстройство и самоедство.

Если вам свойственно такое поведение, то воспользуйтесь упражнением "Ошибочка". Оно состоит из трех простых шагов, которые формируют привычку относится к своим ошибкам без переживаний, и исправлять их.

2. Фильм «Базовый 2010». Ведущий Н.И.Козлов.

1. Ручки в стороны и скажите себе: «Ошибочка!». Подробнее: головку наклоните вбок, лапки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест Балбеса). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией: «Всякое бывает!»). Сделайте это по-детски: смешно, довольно и несерьезно, на выдохе и расслаблено.

В чем смысл этого действия? Дело в том, что переживательной личности любая ошибка представляется безбрежной катастрофой "Ужас-ужас-ужас", идет неадекватное преувеличение. Чтобы снять это преувеличение нужно сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас.

2. Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший!». Важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает раздрай. А в таком состоянии от него, как правило, идет еще больше глупостей и гадостей. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший!».

Такая простая фраза, а творит чудеса! Собственно, люди и ругаются чаще всего тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» - и руганью себя же защищают. А обнимешь маму, бабушку, сестру, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!», - она и ругаться перестает.

3. Вам стало хорошо. Но на этом упражнение не окончено, вы подошли к самой главной его стадии. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

Это - конструктив. Провели психотерапию, включили состояние "Я хороший", пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Когда занимаешься делом, то все правильное в душе происходит само, на пустые переживания не остается времени. Нужно ли помнить о том, что произошло? Тут единого ответа нет. Если ошибка мелкая и случайная, ее лучше всего просто выкинуть из головы. Если ошибка очень серьезная и, тем более, может повториться - сделайте, чтобы она не повторилась. Запомните, запишите, сделайте запись в сердце каленым железом - все по обстоятельствам и в рамках здравого смысла. Самобичевание вам не нужно, а вопрос должен быть на будущее надежно решен.


  1. Беседа «Часто ли ты совершал ошибки в жизни?»


  1. Просмотр видео ролика « Интервью с Богом»

- Что Вы для себя обнаружили нового?

- Над чем Вас заставил задуматься этот ролик?


  1. Тест « На сколько вы обидчивы и мстительны?»

Диагностика «шкалы мстительности и обидчивости»

(Е.П. Ильин, П.А.Ковалев, 2001)

Назначение: шкалы позволяют определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером утверждения поставьте знак «+», при несогласии - знак «-».

Текст опросника.

  1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

  2. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то про себя я накликаю обидчику всякие несчастья.

  3. Обстоятельства почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.

  4. Я считаю, что лозунг из мультфильма «зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

  5. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

  6. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

  7. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

  8. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

  9. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

  10. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

  11. У меня такое ощущение, что жизнь поступает со мной несправедливо.

  12. Я считаю, что добро эффективнее мести.

  13. Я не обижаюсь на шутки людей, даже если они очень злые.

  14. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

  15. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

  16. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

  17. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

  18. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

  19. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

  20. Справедливо ли мнение, что, если тебя ударили по одной щеке, надо подставлять другую?

Ключ к опроснику.

Шкала обидчивости: пункты 1, 3, 5, 7, 9, 11 (за каждый положительный ответ начисляется 1 балл) и пункты 13, 11, 17, 19 (по 1 баллу начисляется за каждый отрицательный ответ).

Шкала мстительности: пункты 2, 4, 6, 8, 10 (за каждый положительный ответ начисляется 1 балл) и пункты 12, 14, 16, 18, 20 (по 1 баллу начисляется за каждый отрицательный ответ).

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Диапазон от 0 до 10 баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности, а по общей сумме - к враждебности (в отрицательном диапазоне от 0 до 20 баллов).

Источник методики: Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики. Монография; - Москва-Кострома: КГУ им. Некрасова, 2003


  1. Я, Вам желаю, оставаться людьми с большой буквы, уметь прощать, владеть собой в любой ситуации. И не усомнившись в своих силах, возможностях, твёрдым шагом идти по жизни!

Послушайте внимательно стих Омара Хайяма

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно сноси и смех поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело,

И только воля говорит: «Иди!».

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь тверд и прям с врагами и с друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неумолимый бег -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

- Согласны ли Вы с тем что изложил Омар Хайям? - С чем именно Вы не согласны?


7. Игра «Нашествие Орды на Витязей»

Задача - развить способность делать мощные душевные удары или таким ударам противостоять.

Общая схема игры:

Группа делиться на 3 или 4 подгруппы. Одна группа становиться Витязями, остальные - Орда.

Задание Витязям: вы встанете в круг лицом внутрь. На вас сейчас будут нападать, Орда, в данном случае - три другие команды. Их задача - вас достать (душевно), вызвать в вас какие-то любые живые душевные реакции. А ваша задача - оградить свой Внутренний Мир от вторжения извне. Соответственно сейчас ваша задача будет сильно погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо будет застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы разворачиваетесь лицом В наружу, и в тот же момент на вас налетят, как Орда, три внешние команды. Игра на честность: если тебя достали, ты хоть чуток улыбнулся - ты снова разворачиваешься внутрь, собираешься, приходишь В себя, после чего с новыми силами разворачиваешься лицом к Орде.

- Орда! Запомните, у вас есть только два огра­ничения: вам нельзя дотрагиваться до Витязей и нельзя им орать в ухо. Все остальное, любые провокации - все можно. Если человек моргнет - это не считается, это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: "Ты моргнул, все, выходи!", и он ответит вам: "А моргать можно!", то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, я советую вам работать творческими группками, так легче выводить даже самих стойких. Что касается Витязей, то они не имеют прятать глаза: они должны смотреть прямо, так, чтобы любой оказался в поле их физического зрения.

  • Как внутренне защищаться Витязям? Если они слабы, они могут постараться отключиться от внешнего мира и занять себя внутренними картинками, действиями и переживаниями (считать баранов, видеть себя горящим на костре, видеть лицо любимой и т.д.), если же они сильнее, они не будут уходить от ситуации и будут пребывать здесь и сейчас, видя все и все воспринимая - но не реагируя, не откликаясь.

И так Витязи поворачиваются. Орда - вперед!

  • Надо сказать, что в реальности более трудная задача как раз не у Витязей, а у Орды. Вот так ни с того, ни с сего устроить хохму - а обычно выводят Витязей на смех - очень трудно, здесь нужна раскрепощенность, фантазия и мощная энергетика.

Игра-бой идет около 2-х минут под бодрую музыку. Затем группы меняются ролями. Конец - свисток ведущего и его вопросы: сколько витязей сломалось сразу? сколько в течение игры? сколько остались стойкими? кто дер­жался с трудом? а кому это было нетрудно? и - ап­лодисменты!

  • Особо можно выделить лучших Ордынцев, продемонстрировавших талант и энергетику.

Обсуждение

Свободное обсуждение в общем кругу: О чем говорит это вроде бы просто веселое детское упражнение? Где в жизни работает это упражнение? Где в жизни нужны такие умения? Умеете ли вы хранить мир своего Bнyтpeннeгo мира от натиска Орды мира внешнего? Умеете ли вы свободно запускать энергетику своего Bнyтpeннeгo мира, чтобы преображать внешний мир весельем и праздником? Жив ли в вас ребенок, которому так легко и естественно свою жизнь праздновать?

Кому сложнее? Смешить или держать свои эмоции?


8. Тест « Зависимы ли Вы от окружающих?»


Иногда мы совершаем нехарактерные для нас поступки только потому, что этого ждут от нас окружающие люди. Это приводит к тому, что человек становится зависимым и им можно управлять. А вы свободны от мнения окружающих? Чтобы узнать это, на все вопросы отвечайте только "да" или "нет".


1. Вам интересны люди с совершенно разными типами характера?


2. Сохраните ли вы интерес к спектаклю, если почувствуете, что пришли в театр неважно одетыми для такого представления?


3. Вы носите одежду, в которой вам удобно, даже если она и не сшита по самой последней моде?


4. Вы способны бросить надежную работу, если она покажется вам скучной?


5. Вы никогда не расстраиваетесь, если нарушен ваш обычный распорядок?


6. Бывает ли так, что вы относитесь беззаботно к деньгам?


7. Трудно ли вам запомнить дату рождения вашего друга или какого- нибудь юбилея?


8. Используете ли вы в своем словарном запасе жаргонные выражения?


9. Вы когда-нибудь проходили в дверь, на которой написано: "Вход воспрещен!"?


10. Могли бы вы вступить в партию, программа которой отличается от программы той партии, в которой состоят ваши родители (коллеги, друзья, родственники)?


11. Если бы вам предложили пожить в будущем или прошлом, вы бы выбрали скорее будущее?


12. Способны ли вы на собственной свадьбе скрыться с вашей невестой (женихом) от гостей?


За каждый вопрос "да" начислите себе 2 очка, за "нет" - очки не начисляются. Просуммируйте полученные результаты.


17 - 24 - вы совершенно независимы от общественного мнения. Вас не волнует, что подумают о вас окружающие, вы не боитесь также быть белой вороной. Вы смелы и решительны, вы, бесспорно, индивидуальность. Однако если вы слишком гордитесь своей независимостью, вы рискуете оказаться в полном одиночестве. Люди могут воспринимать ваше поведение как вызов и отвернуться от вас.


9 - 16 - вы человек независимый, но и к мнению окружающих всегда прислушиваетесь. Этой своей чертой вы сможете расположить к себе любого.


0 - 8 - вы полностью ориентированы на общественное мнение. Если вы не преодолеете себя, не перестанете постоянно оглядываться на то, "что скажут люди", то вам никогда не испытать счастья.


9. Просмотр позитивного мультфильма « Барашек и Кролень»

Это отличный видеоматериал для тренинга, очень ярко показывающий негативное отношение к изменениям происходящим в жизни, в школе и т.д. Цель: разрядить обстановку и показать, что любые изменения можно воспринимать по разному и находить для себя место в этих изменениях.


© 2010-2022