- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг
Тренинг
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Усеинова С.Р. |
Дата | 27.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
"Эмоции и чувства".
Практическое занятие для учителей крымскотатарского языка
Цели:
-
Способствовать оптимизации взаимодействия воспитательной и психологической службы в школе;
-
Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.
Задачи:
-
Расширить представление педагогов о значении эмоций в жизни.
-
Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.
-
Развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние.
-
Развить навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Необходимые материалы:
-
бумага для записей,
-
бланки для теста "Ваши эмоции",
-
карточки с заданием для упражнения "Польза и вред эмоций",
-
бланки для упражнения "Эмоциональный градусник",
-
карандаши.
Ход занятия
Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
1. Введение.
Эволюция, по - видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.
ЭМОЦИИ - это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.
Учащиеся, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.
Чтобы лучше понять учеников, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.
2. Тест: "ВАШИ ЭМОЦИИ".
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте "Ваши эмоции".
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе - грустным, третье - злым и четвертое - обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
Ключ к тесту.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО - радость, ВТОРОЕ ЛИЦО - грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО - злость и ЧЕТВЕРТОЕ - обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о вашем характере и ваших чувствах.
-
ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ - если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.
-
ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ - если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
-
ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ - если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
-
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА - если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите, в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
-
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. ГЛАЗА - это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ - склонность к демонстративности, вызывающее поведение. БРОВИ - это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ - склонность к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ - нерешительность, нежелание идти на риск. НОС - умение строить догадки и предположения, интуиция. РОТ - контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБОРОДОК - упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ - умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ РТА - вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
- По вашим ответам анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: "ЛЮБОВЬ" и "ЛЕНЬ", а наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
3. Упражнение: "ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ".
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции "ЛЮБОВИ". Вторая группа рассматривает пользу и вред "ЛЕНИ"
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция
Её польза
Её вред
ЛЮБОВЬ (первая группа)
ЛЕНЬ
(вторая группа)
- Испытываешь приятные чувства.
- Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.
-Любовь помогает понимать чувства другого человека
- Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…
- Влюбленный не очень много думает о неприятностях.
- Насмешливость других.
- ревность и недоверие к тому кто любит.
- чувство неразделенной любви.
- Из-за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.
- Любовь легко перерастает в ненависть.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем - то нужна (она нам что-то говорит).
Например: Страх упасть - быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени - купил в магазине, сэкономил время.
Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем - то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?
В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом "взрывается" и вредит тем самым и окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.
Как поступить?
Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное, но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов -
4. Игра "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР". (рис. в приложении)
Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.
Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ
Например, УТРОМ:
- Когда вы проснулись, ваше настроение было…
- Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …
- В школе ваше настроение….
Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.
Время работы 2-3 мин.
Обсуждение.
Проанализируйте свои эмоциональные графики:
- Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?
- Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
- Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,
то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?
- "Крайние" настроения - очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к "крайним" настроениям?
- Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?
Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.
- заняться эмоциональной приятной деятельностью;
- заняться аутотренингом;
- заняться спортом;
- пойти в гости, в лес.
5. Упражнение "ЗАТО"
Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Стандартная школьная ситуация:
Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 "окна" или + 2 урока?
Наша задача - перевести негативные эмоции, используя прием "ЗАТО" в положительные эмоции: (работаем по кругу)
- зато у меня есть время проверить тетради;
- зато я могу сходить в столовую;
- зато я могу отдохнуть;
- зато я могу выпить кофе;
- зато я могу сходить в свой класс;
- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?
6. Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
-
Что нового вы узнали о себе?
-
Ваши впечатления о занятии?