Программа коррекционных занятии с подростками склонными к суициду. «Выход»

Программа коррекционных занятий склонных к суициду, "Выход". Данная программа апробирована на учащихся склонных к суициду с 5 по 11 класс Благовещенской средней школы № 1. В 2007 году, в данной школе, подростками из группы риска были совершены 2 попытки суицида. Остро встал вопрос, как производить профилактику, данной проблемы, мною была составлена программа и апробирована на подростках, моей школы. В период с 2008 по сегодняшний день, не зафиксировано ни одной попытки или завершенного суицида. ...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционных занятии с подростками склонными к суициду.

«Выход»

Контингент: учащиеся с 5 по 11 класс.

Великий вопрос жизни - как жить среди людей.

А.Камю

Малая печаль говорит, большая безмолвна.
Сенека

Занятие № 1.Упражнение «Кто я?»

Запишите не менее 10-15 ответов на во­прос «Кто я?».

Это будет выглядеть примерно сле­дующим образом:

  1. Я - интересная личность.

  2. Я - отец.

  3. Я - служащий.

и т. д.

1.Я-

2.Я-

3.Я-

4.Я-

5.Я-

6.Я-

7.Я-

8.Я

9.Я-

10.Я-

11.Я-

12.Я-

13.Я-

14.Я-

15.Я-

И так до того момента, пока Вы не обозначите все роли, которые играете в своей жизни. Каждая из этих ролей на самом деле является маской, за ко­торой прячется истинное твоё «Я».

Теперь посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы:

  1. Сколько масок Вы применяете в своей жизни?

  2. Все ли роли для Вас важны, может, от каких-то ролей в Вашей жизни Вы бы хотели отказаться?

  3. Существуют ли «желанные» роли, которых не хватает в Вашем списке?

  4. Что бы Вы хотели добавить в этот список?

  5. Какие чувства у Вас возникают, когда вы читае­те этот список?

Каждая из ролей обязывает вести себя как-то, в соответствии с теми правилами, которые Вы закла­дываете в ваше понимание этой роли.

В жизни Вы часто можете столкнуться с тем, что Ваше толкова­ние этой роли вовсе не совпадает с толкованием этой роли другим. И тогда это разное тол­кование является причиной недоразумений и кон­фликтов.

Занятие № 2 Упражнение «Жизненное пространство»

Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, рабо­та, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятель­ности в процентном соотношении. Все Ваше вре­мя возьмите за 100%.

Теперь рас­красьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Программа коррекционных занятии с подростками склонными к суициду. «Выход»

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

  1. Красочная ли получилась картина?

  2. На что Вы в основном тратите свое время?

  3. Все ли Вас устраивает в этой схеме?

  4. Что бы Вы хотели изменить?



Теперь возьмите новый чистый лист и органи­зуйте свое жизненное пространство так, как же­лаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Программа коррекционных занятии с подростками склонными к суициду. «Выход»











Дайте во­лю своей фантазии, и не важно, что «.... в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Занятие № 3 .Упражнение «Рисунок любви»

Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте Любовь, дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша лю­бовь?

Теперь посмотрите на свой рисунок, ответьте на вопросы и запишите ответы:

  1. Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?

  2. Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?

  3. Что нового Вы узнали о себе?

  4. Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?

  5. Что бы Вы хотели в нем изменить? Почему?

Занятие № 4. Упражнение «Выбор»

Напишите список всего того страшного, что может с Ва­ми произойти во время различных ситуаций об­щения, а также список всех возможных неудобств и потенциальных неприятностей.

А теперь возьмите другой листок и напишите те положительные моменты, которые Вы приобре­тете, если преодолеете каждое из этих препятст­вий. Постарайтесь найти не менее 5 положитель­ных моментов, а лучше - 10-15.

Далее положите два листка рядом и сравните. Что перевешивает? Что для Вас важнее? Оценки и поступки окружающих по отношению к Вам или будущее душевное спокойствие, психологическое равновесие и жизненный успех?

Преодолеть препятствие можно только вместе со страхом, идя с ним рука об руку: иду и боюсь, делаю и боюсь, говорю и боюсь. И только благода­ря деланию вместе со страхом страх исчезает. Ре­шите, что для Вас важнее: бояться и не делать (первый листок) или бояться и делать (второй листок). Как для Вас важнее, так и посту­пайте. Менее важный для Вас листок разорвите и выбросьте. А более важный повесьте на стенку (положите под стекло) и регулярно перечитывай­те.

Это и будет Ваш жизненный выбор.

Занятие № 5.Упражнение «Минус-плюс»

Составьте список всех тех качеств, которые Вы считаете своими недостатками, и всех тех качеств, которые считают недостатком Ваши знакомые.

Впишите их в сле­дующую табличку, заполнив ее по примеру:

Недостаток

Достоинство

  • Нерешительность

  • Тщательный подход к ситуации,

  • ответственность,

  • высокие требования, предъявляемые к себе

Если Вам удалось преобразовать все Ваши не­достатки в достоинства, вы наверняка почувствуете большую уверенность в себе, подъем энер­гии и желание браться за то, за что раньше было страшновато.

Зная, что Вы сильны во всем, Вы сможете всегда предъявить себя с наилучшей сто­роны.

Занятие № 6. Упражнение "Мои достижения"

Уделите себе некоторое время и напишите от­веты на следующие вопросы:

  1. Моим наилучшим достижением является

  2. У меня хорошо получается _____________.

  3. Я помог(ла) другим тем, что ____________.

  4. Наилучшее решение, которое я когда-либо принял(а)__________

  5. Если я хочу, то могу___________

  6. Люди думают, что у меня хорошо получается _________________________________________

  7. То, что я недавно научился делать

  8. То, чем я горжусь ______________________.

  9. Момент, вызывающий у меня наибольшую гордость___________

  10. Самое трудное дело, которое я сделал(а) ____________________________

Обратите внимание, что меняется в Вас, как ме­няется Ваше состояние, когда вы читаете

полу­чившийся у вас текст? Что Вы ощущаете? Верите ли Вы себе?

Занятие № 7.Упражнение «Убеждения»

Когда у Вас есть проблема в делах или в жизни и Вы испытываете страх, отчаяние, бессилие или что-то подобное, за­дайте себе вслух следующие вопросы, так же вслух от­вечая на них:

1.Что для меня означает... (вставьте здесь про­блему, с которой вы столкнулись)?__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(Ответом на этот вопрос как раз и будет не­гативное убеждение, с которым нужно разоб­раться.)

2. Почему я так считаю?

3. Действительно ли это так?

4. Что было бы, если бы я в это не верил(а)?

5. Что я могу взять для себя полезного из этого?


Ответы на эти вопросы помогут Вам нейтрали­зовать негативное убеждение.

Занятие № 8. Упражнение «Личностное право»

Прочитайте и подумайте о перечисленных ниже правах, со­ставленных на основании работ нескольких авто­ров.

Часть 1

Проанализируйте отдельно каждый пункт; сде­лайте пометки возле тех, с которыми Вы испыты­ваете трудности.

Основные права каждого человека.

  1. Быть принятым как равный независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния.

  2. Чувствовать уважение к себе.

  3. Принимать решение о том, как проводить время.

  4. Просить о том, в чем есть необходимость.

  5. Спрашивать мнение о своей производительности труда, поведении, облике.

  6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.

  7. Иметь свое мнение.

  8. Придерживаться определенных политиче­ских взглядов.

  9. Плакать.

  10. Делать ошибки.

  11. Говорить «нет», не испытывая чувства вины.

  12. Отстаивать свои интересы.

  13. Устанавливать свои приоритеты.

  14. Выражать свои чувства.

  15. Говорить «да» самому себе, не чувствуя се­бя эгоистом.

  16. Менять свое мнение.

  17. Иногда терпеть неудачу.

  18. Говорить «я не понимаю».

  19. Делать заявления, не требующие доказа­тельств.

  20. Получать информацию.

  21. Иметь успех.

  22. Отстаивать свою веру.

  23. Придерживаться собственной системы цен­ностей.

  24. Брать время на принятие решений.

  25. Принимать на себя ответственность за соб­ственные решения.

  26. Иметь личную жизнь.

  27. Признаваться в незнании.

  28. Меняться/развиваться.

  29. Выбирать, включаться или нет в проблемы других людей.

  30. Не нести ответственности за проблемы дру­гих людей.

  31. Заботиться о себе.

  32. Иметь время и место для уединения.

  33. Быть индивидуальностью.

  34. Запрашивать информацию у профессиона­лов.

  35. Не зависеть от одобрения других людей.

  36. Самому судить о собственной значимости.

  37. Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.

  38. Быть независимым.

  39. Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.

  40. Не оправдываться.

  41. Быть прощенным.

  42. На одиночество

  43. Любить

  44. Желать быть успешным.

  45. Планировать своё будущее

  46. На сон

  47. На лень

  48. На лож

  49. На правду

  50. На отдых

  51. На желание быть любимым(ой)



  1. С чем Вы безоговорочно согласны? Почему?

  2. Что вызывает протест? Почему?

  3. Что пугает? Почему?

  4. Удается ли Вам это делать в жизни? Что ос­танавливает?

Приведите примеры (письменно) реализации каждого из этих прав для себя лично.

Часть 2

Помните, что другие люди обладают точно такими же правами.

Снова прочитайте список. Ответьте на вопросы и запишите ответы:

  1. Какие права других людей Вы нарушаете?

  2. Как Вы манипулируете другими людьми, чтобы убрать их со своего пути?

Эта работа поможет Вам определить, где надо сосредоточить силы и выра­батывать новые навыки самоутверждения, а так же задуматься о взаимоотношениях с другими людьми.

Занятие № 9. ПРИДУМЫВАЕМ СКАЗКу

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

  1. Предписание или запрет.

  2. Нарушение.

  3. Вредительство или недостаток.

  4. Отъезд героя.

  5. Задача.

  6. Встреча с дарителем.

  7. Волшебные дары.

  8. Появление героя.

  9. Сверхъестественные свойства противника.

  10. Борьба

  11. Победа.

  12. Возвращение.

  13. Прибытие домой.

  14. Ложный герой.

  15. Трудные испытания.

  16. Беда ликвидируется.

  17. Узнавание героя.

  18. Ложный герой изобличается.

  19. Наказание противника.

  20. Свадьба.

Придумайте главного героя и сочините про него сказку по элементам.

Можно включать не все элементы.

Запишите сочиненную сказку



Занятие № 10.

Замечательный грузинский писатель Сулхан Са­ба Орбелиани написал мудрую басню. Прочитайте ее и придумайте свою концовку. А потом можете прочитать ту концовку, которую придумал писатель.

ЧЕРЕПАХА И СКОРПИОН

Черепаха и скорпион побратались, отправились вместе в путь и пришли к реке, через которую нужно было переправиться. Скорпион опечалился, что не может переправиться. Черепаха сказала ему: «Садись мне на спину, я тебя перевезу». Сел скорпион ей на спину. Как только черепаха вошла в воду, скорпион начал жалить ее в спину. Черепаха спро­сила: «Братец, что ты делаешь?» Скорпион ответил ей: «Что мне делать? Я бы и не хотел, да у нас такая порода, мы должны кусать и врага, и друга».

Что ответила скорпиону черепаха?

Что она сделала?

Конец басни: Нырнула черепаха, сбросила скор­пиона в реку и сказала ему: «Братец, и я бы не хотела, да моя порода такова, что если ужаленное место не обмыть, то распухнешь и умрешь»

Занятие № 11. ЧЕРНИЛЬНИЦА И ВОР

Придумайте продолжение сказки:

«Жил-был в сельской местности один доктор. Он часто ходил на вызовы к больным в другие деревни, а собаки в доме у него не было. Поэтому он всегда беспокоился за свое добро.

Однажды доктор решил оставить охранять дом чернильницу.

Как раз в это время в дом решил забраться вор…

Продолжите рассказ:

  1. От имени чернильницы

  2. От имени вора.

Занятие № 12. СОЛДАТИКИ

. «У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил иг­рать обоими солдатиками, но стеклянный ему нра­вился больше - он был сделан из очень красивого разноцветного стекла и всегда улыбался.

Но в полночь, когда мальчик уже давно спал, игрушки оживали. Оказывается, оло­вянный солдат был злой и завистливый, а стеклян­ный - добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стек­лянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единствен­ным и любимым солдатиком мальчика...»

Продолжите рассказ:

  1. От имени оловянного солдатика

  2. От имени стеклянного солдатика

Занятие № 13. ТРИ ПОРОСЕНКА

Придумайте сказку про трех поросят, Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

Занятие № 14. Упражнение «Формирование намерения»

Напишите рассказ о дне из Вашего идеального будущего (например, лет через 5). На­фантазируйте все, чего хотите. Опишите в дета­лях все, что Вы видите, слышите и чувствуете.

Используйте формулировки:

а) от первого лица, то есть с «Я»,

б) в настоящем времени,

в) позитивные, без частицы «не».

Когда рассказ готов, перечитывайте его каж­дый день и представляйте как можно реалистич­нее то, что там описано.

Читайте при каждом удобном случае. А если в Вашем воображении по­явились какие-либо новые детали, добавьте их в текст. Вы можете переписывать эту историю по мере ее совершенствования.

  • Если вы работаете над своим текстом достаточ­но, то очень скоро начнете переживать душевное состояние, которое можно сравнить с «состояни­ем полета». Вы как будто поднимаетесь на более высокий уровень и начинаете смотреть на все как будто с боль­шей высоты, более глобально и в перспективе.

Занятие № 15. Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

Нарисуйте себя и окру­жающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.

Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.

Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.

Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окру­жающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.

Программа коррекционных занятии с подростками склонными к суициду. «Выход»Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:

  1. С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

  2. От кого Вы больше получаете? От кого - меньше?

  3. Кому Вы больше даете? А кому - меньше?

  4. Что есть общего, какие закономерности Вы видите?

  5. Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Поче­му?

  6. Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

  7. Избегаете ли Вы чьего-либо желания контак­тировать с вами? Почему?

  8. Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?

  9. Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуж­даетесь?

  10. Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребно­стей в контактах, один конец которой соответст­вует полному избеганию контактов, а второй - полному и непрерывному стремлению к контак­там.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Где Вы расположите себя на этой линии?

  2. По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?

  3. Где Вы хотели бы быть расположены?

  4. По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Занятие № 16. Упражнение "Постановка цели"

Сформулируйте и запишите в графе №1 Ваши цели и планируемые достижения.

Напишите 6 -10 ответов на каждый из перечисленных вопросов.

Избегайте копирования ответов, не переносите их автоматически из одной графы в другую, каждый раз отвечайте на во­прос, даже если Вам кажется, что ответ будет аналогичным.

Опишите события. которые вы хотите видеть в своей жизни: ваши цели, достижения

1. Что случится. если событие произойдет?

2. Чего не случится. если событие произойдет?

3. Что случится. если событие не произойдет?

4. Чего не случится, если событие не произойдет?

1

2

3

Например: цель: поступить в университет.

1. Что случится, если событие произойдет?

  • я буду чувствовать себя уверенно;

  • я смогу отдать ребенка в платную школу;

  • моя семья сможет путешествовать;

  • я не смогу достаточно времени уделять ребенку;

  • я не смогу планировать свой день так, как хочу;

  • я не буду считать копейки.

2. Чего не случится, если событие произойдет?

  • разногласий и конфликтов в семье из-за нехватки денег;

  • отказа в кредите.

3. Что случится, если событие не произойдет?

  • я не смогу оплатить свою учебу в институте;

  • я буду зависим(а);

  • в семье будут разногласия;

  • у меня может начаться депрессия;

  • я смогу посвятить свое время семье.

4. Чего не случится, если событие не произой­дет?

  • я не смогу сделать карьеру;

  • я не смогу взять кредит в банке;

  • я не смогу помогать родителям.

Написав все ответы, проранжируйте их по зна­чимости.

Таким образом, вы можете понять, какие плюсы и минусы ожидают вас после осуществления это­го желания.

Теперь расставьте приоритеты для ваших целей.

Приоритеты расставляются по мере значимо­сти событий, на данный период вашей жизни.

Пример:

Плюсы от достижения цели (нумерация по сте­пени значимости):

  1. Я буду чувствовать себя уверенно.

  2. Я смогу отдать ребенка в платную школу.

  3. Моя семья сможет путешествовать.

  4. Я буду экономически независим(а).

Минусы от достижения цели:

  1. Я не смогу уделять ребенку достаточно времени.

  2. Я не смогу планировать свой день так, как хочу.

Плюсы от того, что все останется так, как есть:

  1. Я смогу посвятить свое время семье.

Минусы от того, что все останется так, как есть:

  1. Я буду зависим(а).

  2. Я не смогу сделать карьеру.

  3. Я не смогу помогать родителям.

  4. Я не смогу оплатить свою учебу в институте.

  5. Я не смогу взять кредит в банке.

  6. У меня может начаться депрессия.

Как расширилось либо изменилось Ваше представление о Вашей цели?

Возможно, Вам хочется достичь не единственную цель, а много различных целей, тогда это упражнение поможет Вам выбрать, чем заняться в первую очередь, и определиться с приоритетными направлениями на данном этапе жизни.

Кроме того, может случиться так, что цель, с которой вы работали, отойдет на второй план, и обнаружатся цели (желания), кото­рые вы не считали главными.

Занятие № 17. Упражнение "Ценности"

Предлагаем Вам примерный план ценностей.

Примерный постольку, поскольку Ваша задача в этом упражнении состоит в том, чтобы «обога­тить» этот список своими жизненными ценностя­ми.

Наш список таков:

  • интересная работа;

  • общественное признание;

  • материальный достаток;

  • любовь;

  • семья;

  • удовольствия, развлечения;

  • самосовершенствование;

  • свобода.

  • 1.

  • 2.

  • 3.

  • 4.

  • 5.

  • 6.

  • 7.

  • 8.

  • 9.

  • 10.

Дополните этот список своими ценностями, за­тем выберите из списка пять самых важных для Вас пунктов и два пункта, которые не очень зна­чимы в данный момент.

Ответьте на вопросы и запишите Ваши ответы:

  1. Что в Вашем списке стоит на первом месте?

  2. Что на последнем?

  3. Легко ли Вам было расставлять приоритеты?

  4. С какими трудностями вы столкнулись при вы­полнении этого упражнения?


© 2010-2022