Урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

"Описание материала: Самоанализ урока по психологии в 4 А классе. Урок подготовила и провела педагог-психолог 1 квалификационной категории Староверова Татьяна Алексеевна. Участники данного урока были ученики четвертого класса «А» (учащиеся 10-11 лет). В данном коллективе дети обучаются четвертый год по образовательной программе «Школа - 2100». Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение» Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений. Задачи: "Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека; "Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений. "Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями. Тема, цель, задачи и форма урока были взаимосвязаны. Основными этапами урока являлись: 1. Орг. момент. Цель: Формирование положительной мотивации на урок. Для активизации внимания обучающихся использовала художественное слово. 2. Вводная часть – сообщение темы и цели урока. Цель: Актуализация мыслительных процессов. Использование частично-поискового метода. Дети самостоятельно определили тему и цели урока, ориентируясь на предложенный девиз: «Хочу всё знать» 3. Основная часть урока – практическая. Цель: выполнение упражнений с последовательным ходом рассуждения обучающимися под руководством учителя. При выполнение опытов, психогимнастических упражнений мною были применены различные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Для активизации внимания обучающихся были использованы следующие средства: самостоятельная работа с раздаточным материалом, работа у доски, обратная связь - взаимопроверка обучающимися друг друга. Также был применен метод контроля – самооценка – обучающиеся оценивали себя звездочками. 4. Подведение итогов. Цель: Провести анализ учебной деятельности – рефлексия в форме мини-опрос с обобщением знаний. Положительная оценка обучающихся на уроке. При закреплении материала урока использовано диагностическое упражнение «Мои ощущения», обучающиеся рисовали свои органы чувств, которые на их взгляд наиболее развиты. 5. Задание на дом. Предложить провести дома один из понравившихся опытов с родителями, друзьями. Применялись следующие методы обучения: 1. Наглядный (просмотр слайдов). 2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы). 3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт - шли к получению новых знаний). 4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи). Вся работа на уроке проходила в тесном сотрудничестве с учителем. Все этапы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Осуществлялась межпредметная связь (окружающий мир, литературное чтение, ОБЖ, изобразительная деятельность) и связь с жизненным опытом, способствовала развитию интереса к предмету. Организовала самоконтроль, взаимооценку, рефлексию. На уроке формировались понятия о различных способах ощущения... офтальмотренинг. Учитывались индивидуальные особенности детей. Четкость структуры урока соответствовала поставленным дидактическим задачам. Задачи реализованы. Урок цели достиг.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

города Набережные Челны «Прогимназия № 64»













Урок по психологии в четвертом классе

на тему: «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия».



Подготовила:

педагог-психолог

1 квалификационной категории

Староверова Т.А.

- 2010 -

Цель:

  • Ознакомление обучающихся с различными видами ощущений.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;

  • Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.

  • Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Оборудование:

  • Материалы для опытов;

  • карточки с определениями;

  • раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

- Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь к гостям, которые пришли к нам сегодня на урок и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.

- Спасибо.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.

  1. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой - Хочу все знать!). Слайд № 1

- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Правильно. Фраза: « Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

- Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

- Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это - мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.

3. Основная часть:

- Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).

- Какую вы попробовали воду?

- Как вы это узнали? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Языком»).

- А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму.

- Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).

- Итак, предметы имеют форму…, назови Таня…(«Один круглый, другой - мягкий и неопределенной формы».)

- Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)

- Чем мы определили форму предметов? («Руками»).

- А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)

- А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).

- Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).

- А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Носом»).

(Из мешочка достают апельсин и резинку).

- А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)

- Как вы узнали? («Увидели»)

- Чем увидели? («Глазами»)

(Учитель понижает голос до шепота).

- Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)

- Чем вы ощутили? («Ушами»).

- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение - это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2

- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).

- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

- С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.

- А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

Карамельна, шоколадна,

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку...

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

И сразу в рот меня кладите.

- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)

Слайд № 3 фрагмент № 1

- Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?

- А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).

- А теперь послушайте другую загадку?

В руке у Танечки

Зима в стаканчике.

В руке у Галочки

Зима на палочке.

- Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)

Слайд № 3 фрагмент № 2

- А кто из вас любит мороженое?

- Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)

- А мы можем ощущать времена года? («Летом - жарко, зимой - холодно».) Слайд № 4, № 5

- Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).

- Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.

- Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей)

- А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.

- Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 6

- С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите в тетради. Слайд № 7

- А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»). С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство - осязание (Запись в тетради). Слайд № 8

- Как вы догадались, какие предметы вам показали? («Увидели глазами»). Слайд № 9

- Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).

- А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)

- Правильно. Запишите в тетради - это зрительные ощущения.

- А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган? Слайд № 10

- Правильно, запишите, чувство - обоняние.

- А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)

Слайд № 11

- А с какими ощущениями связан этот орган?

- Правильно, запишите - это слуховые ощущения.

Физкульминутка «Органы чувств».

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая - правое ухо, а потом - левая рука берет нос, а правая - левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

( ответы детей)

- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

- Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? ( ответы детей). Слайд № 12

- Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.

- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?»

(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит - на ощупь . Затем пытаются угадать остальные.)

- Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? ( ответы детей).

- Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

( ответы детей).

- А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

- Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметов, не слышит звуков, не чувствует запахов. Работа органов чувств контролируется и ограничивается их возможностями, которые не являются беспредельными. Например, глаз человека - очень чувствительный прибор. Он различает около полумиллиона цветов и оттенков. Ученые считают, если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км.

- Как вы думаете, почему этого не происходит? ( ответы детей).

- Потому что в воздухе присутствуют водяные пары и пыль, которые резко ухудшают видимость предметов. Такие пределы ощущений имеет каждый орган чувств. Поэтому в игре «Глухой телефон» когда мы говорим, то не всегда правильно слышим и в конце цепочки слово искажается.

- С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.

К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.

- Все почувствовали? («Нет»).

- Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.

- А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.

Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.

- Все ощутили вату? ( ответы детей).А как выдумаете, почему?

( ответы детей).

Работа с раздаточным материалом.

- А сейчас закройте свои тетради. Перед вами лежат карточки, выполните задание, написанное на них. Ваня выполнит эту работу у доски.

- А теперь, проверьте друг у друга задания и сверьте свои ответы с ответами Вани.

- Поднимите руку кто без ошибок выполнил задание. Поставьте себе звездочку.

- А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.

- А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? ( ответы детей)А если человек лишен слуха? Слайд № 13

- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. ( ответы детей).

- Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств - зрение, но при этом развит орган чувств - кожные покровы и они при помощи рук могут читать.

- Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

4. Анализ урока:

- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

- Почему ощущения - это мостик познания?

- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

- Для чего нужно развивать ощущения?

- Какой опыт вам понравился больше всего?

- Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.

Психолог предлагает закрепить полученные знания через диагностическое упражнение «Мои ощущения».

- Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения. (Второй вариант: если времени на уроке недостаточно, то предложить в памятке подчеркнуть детям те ощущения, которые наиболее у них развиты).

- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаге, приклеить смайлик:

  • Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся - нарисуйте, смайлик - улыбку, зелёного цвета;

  • Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся - смайлик - огорчение, оранжевого цвета.

- Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик - улыбка.

- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14



© 2010-2022