Занятие с детьми начальных классов

Очень часто родители и учителя обращаются за помощью к школьному психологу, когда дети испытыватся страхи. Предлагаю вашему вниманию одно из  цикла занятий, которые провожу с группой детей. Цели: Помочь детям проговорить их страхи. Способствовать осознанию реальности и нереальности страхов. Обучить методам, которые позволяют справляться со страхом Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация детские рисунки (с изображением страхов) маленькие квадраты чёрной бумаги картонные сердечки на нитках картонные мечи и сабли металлическая коробка коробок со спичками цветной и белый мел мячик                                                          
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАС(к)ОУ «Ялуторовская школа-интернат №6»



Занятие

в

коррекционном классе

«Как справиться со страхом»


Составитель:

педагог-психолог Осинцева С.А.


















Ялуторовск, 2014

Цели:

  1. Помочь детям проговорить их страхи.

  2. Способствовать осознанию реальности и нереальности страхов.

  3. Обучить методам, которые позволяют справляться со страхом

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийная презентация

  • детские рисунки (с изображением страхов)

  • маленькие квадраты чёрной бумаги

  • картонные сердечки на нитках

  • картонные мечи и сабли

  • металлическая коробка

  • коробок со спичками

  • цветной и белый мел

  • мячик










Ход занятия:

  1. Вводная часть.

СЛАЙД 1 - Добрый день, дети. У Вас такие добрые, весёлые, широкие улыбки. Я очень рада видеть Вас такими счастливыми.

СЛАЙД 2 * Упражнение «Здравствуй»

- А сейчас каким-то особенным приветствием мы поздороваемся друг с другом. Поставили локотки на парту, пальчики сжали в кулачки, оставили дырочки для глаз. Получился бинокль. Поднесли его к глазам. Там, вдали, светит солнышко. Ваши глазки видят его - оно жёлтое, тёплое, ласковое, доброе.

СЛАЙД 3 Расправили пальчики, протянули к солнышку ладошки, взяли от него доброго тепла. А теперь ваши пальчики - тёплые лучики солнца, они тянутся к Вашему другу и говорят ему: «Добрый день». Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы каждому стало теплее от наших улыбок. Как Вы себя чувствуете после того, как до Вас дотронулись солнечные лучики друзей? Радостными? Добрыми?

- Вот с таким хорошим настроением мы и будем работать.

  1. Создание проблемной ситуации

СЛАЙД 4 - Давайте вспомним, где рождаются наши чувства? (в душе)

А где они живут? (верно, в сердце их домик)

Дотроньтесь ладошкой до домика чувств.

А кто хозяин своих чувств? (человек)

СЛАЙД 5 - Хотите познакомиться ещё с одним чувством? (картинка с эмоцией страха).

- Узнали это чувство?

- Давайте побудем артистами и покажем это чувство (глаза широко открыты, плечи приподняты, рот чуть приоткрыт, все сжались).

- Молодцы!

- А сейчас назовём это чувство. (по щелчку - страх)

СЛАЙД 6 - Сегодня мы будем говорить о страхе (психолог произносит фразу шёпотом) и о том, как с ним справиться (громко).

  1. Дискуссия по проблеме

- Когда я была маленькой, как Вы, то я боялась темноты. А у Вас такое бывало?

СЛАЙД 7 - Давайте проведём конкурс «боюсек». Тот, кому я передам мячик, скажет, чего он боится или боялся.

(Психолог показывает рисунки с изображением страхов темноты, одиночества, животных, злых сказочных героев и др., поясняя, что это рисунки страхов других детей)

- А можно ли вообще ничего не бояться? Как думаете Вы? А как думают взрослые, например, я? Так же, как и Вы.

- Все люди иногда боятся. Это нормально и совсем не стыдно. Иногда даже необходимо немного бояться, опасаться. Когда? (например, ты нечаянно забрался слишком высоко. Надо быть осторожным и опасаться, чтобы не упасть? Да.)

- Когда Вы чего-то боитесь, Ваше чувство понятно и мне, и другим людям.

  1. Упражнения, терапевтические сказки по теме (с диагностической, профилактической, коррекционной целью)

*Текст «Про Мишу и Машу».

СЛАЙД 8 - Давайте послушаем рассказ о детях, Мише и Маше, которые тоже боялись.

«В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей - Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу. Дети - в школу. Родители очень любили своих детей и гордились ими, но одно их расстраивало: дети всего боялись - темноты, волка, оставаться одним дома. Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который громко стрелял, а Маша - игрушечную саблю, которая сверкала, когда ею размахивали. И, каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала, видя, какие они скрученные».

- Мы пока не знаем, что случиться с этими детьми дальше (узнаем в конце занятия).

- А пока, хотите узнать, как сделать, чтобы бояться меньше?

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы

- Сейчас мы с Вами поиграем в разные страхи и научимся бороться с ними.

СЛАЙД 9 * Упражнение «Одиночество».

- Закройте глаза и представьте, что вы остались одни дома. Неподвижно, не шевелясь, Вы сидите на стуле и со страхом смотрите на дверь. Вдруг кто-то притаился в другой комнате? Что тогда? Открыли глазки.

- А теперь мы поборемся со страхом.

(по щелчку)* Упражнение «Врасти в землю».

- Встали! Сильно - сильно надавили пятками на пол, руки сжали в кулачки, крепко сцепили зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. Ещё сильнее! Это поза смелого человека. Запомним её!

- Очень хорошо! Расслабились, сели.

СЛАЙД 10 * Упражнение «Гроза».

- Закроем глаза и представим, что за окном гроза, стучит по стёклам дождь, сверкают белые и жёлтые молнии. Темно. Грозно гремит гром. Ребёнок стоит у окна. Когда грохочет гром, ему становится очень страшно, он затыкает уши и крепко зажмуривает глаза.

- Сыграйте этого ребёнка.

- А сейчас поборемся с этим страхом! Встали.

- Ой, посмотрите, ведь это же наши знакомые! (Психолог показывает эти изображения).

(по щелчку) Это дядюшка Гром - это он смеётся своим охрипшим голосом (ба-ба-бах).

(по щелчку) А это тётушка Туча, она так радуется, что посылает во все стороны блестящие стрелочки - молнии. Вот почему при грозе так шумно.

(по щелчку) У них же - праздник: родилась их красавица-дочь, прекрасная… (Радуга).

СЛАЙД 11 -Давайте порадуемся вместе с ними. Ура! Ура! Ура! (вместе произносим) Это праздничный салют! (вместе руки вверх выбрасываем) Ура! Ура! Ура! Это шум от салюта (вместе - хлопки в ладоши) И совсем не страшная, оказывается, гроза, там живут наши знакомые дядюшка Гром, тётушка Туча, дочь Радуга.

- Умницы, у Вас всё получилось и Вы больше не боитесь грозы.

  1. Упражнение на релаксацию.

СЛАЙД 12 - Вы чуть-чуть устали. Мы сейчас с Вами немного отдохнём. Сядьте поближе к краю стула, обопритесь на его спинку, руки положите на колени, ноги поставьте свободно. Слушаем и делаем.

  • Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают… Отдыхают, засыпают…Шея не напряжена и расслаблена, губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется (2 раза). Напряженье улетело…И расслаблено всё тело (2 раза), будто мы лежим на травке, на зелёной мягкой траве… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Жарче солнышко сейчас… ноги тёплые у нас…Губы тёплые и вялые… И нисколько не усталые, губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется (2 раза). И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое состояние покоя… Дышится легко…ровно…глубоко…(длительная пауза) Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Окончательно проснуться!


  1. Игры и упражнения, направленные на гармонизацию личности

ребёнка.

- А какими ещё способами можно бороться со страхом? Хотите узнать?

СЛАЙД 13 * Упражнение «Ночные звуки».

Дети делятся по рядам. 1-й ряд - маленькие утята, они берут с собой сабли (линейки); 2-й ряд - ночные звуки, они хором произносят «р-р-р, ш-ш-ш, у-у-у-, угу-угу).

- Маленькие утята убежали с птичьего двора. (Дети-утята ходят друг за другом по классу). Ночь застала их в лесу. Пошёл дождь, поднялся ветер, деревья скрипели и гнулись до земли. Утятам кажется, что их хватают тёмные, мокрые лапы. Утята боятся (приседают на корточки, сгибают шеи вниз, накрывают крыльями голову, сжимаются в комочек и дрожат). Ночные звуки усиливаются (дети-звуки громко их произносят).

СЛАЙД 14 - А сейчас утята решили побороться со страхом, Они же смелые! Да! храбрые! Да!

- Все встали. Представьте себе льва - царя зверей, сильного, могучего (расправили плечи), гордого (подняли высоко голову), красивого (полюбовались на себя). Он очень храбр и смел. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя (хором дети сказали свом имена по взмаху руки психолога), твои глаза, твои руки, ноги, тело. Этот лев - ты! Зарычим бесстрашно (р-р-р)! СЛАЙД 15 Утята теперь - смелые львы, они взяли свои мечи и храбро пошли по ночному лесу, размахивая мечами и крича (вместе): «Никого там нет, я знаю! Ничего я не боюсь! Самый смелый, самый храбрый, я со страхом поборюсь».

(по щелчку) (Психолог: «Я - страх. Ой, убегаю! Ой - ой - ой! Вы победили меня». (присесть и закрыться руками) (Дети кричат: «Ура»)

СЛАЙД 16 * Упражнение «Темнота».

- Многие дети и некоторые взрослые боятся темноты. Почему мы её боимся? Что нам кажется в темноте? (баба-яга, кащей, бандиты, привидения и т. п.)

-Давайте послушаем, как похоже боится мальчик из стихотворения.

(Вы как будто раздеваетесь, ложитесь в кроватки. Вошла бабушка. Сказала: « Спокойной ночи». И погасила свет. Щёлк!).

СЛАЙД 17

«Что виднеется в углу? Чёрной тенью на полу?

Непонятное, немое, не пойму и сам какое.

Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит, утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон, побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

СЛАЙД 18 Свет зажгли! Мне стыдно стало… Я ошибся. Виноват.

(По щелчку) Это - бабушкин халат!

(«Ха-ха-ха, посмотрите на стул - вот и не страшно!»)

- Вот как бывает! Как же бороться со страхом темноты?

СЛАЙД 19 - А хотите с девочкой Настей, которая боялась спать одна в тёмной комнате, отправиться в интересное путешествие по волшебной, сказочной стране Темноландии?

- Тогда усаживайтесь удобно, положите головку на руки на парте и … Слушаем и смотрим.

*Текст «Темноландия».

СЛАЙД 20 «Папа уложил Настеньку спать. В спальне - темно и тихо. Девочка закрыла глаза, а сон всё не идёт. Почему-то вспоминаются ей самые страшные мультфильмы, которые она видела. Вот Кащей Бессмертный в своём ужасном обличье. Вот изрыгает пламя страшный трёхглавый дракон. Вот мчит в ступе отвратительная Баба-Яга. Вот жутко шевелит своей бородищей Карабас Барабас. Страшно Настеньке!

СЛАЙД 21 Вдруг она слышит: -Дрр-ррр-дррр-ррры! - Ой, - вскрикивает девочка.

Теперь ей кажется, что не в мультике она видела Кащея, а тот явился к ней на самом деле (по щелчку): вот медленно вползает он в спальню через открытую дверь балкона и гремит костями: - Дррр.

(по щелчку) А может, это Карабас зацепился бородой за дверь и скрипит: - Дррр.

(по щелчку) А если Баба-Яга или дракон? Что делать? Позвать папу? Настя так испугалась, что ещё сильнее зажмурилва глаза. Но папу звать не стала. Стыдно! - Наверное, мне всё это кажется и никаких чудищ тут нет, подумала она. Всё ещё дрожа от страха, она приоткрыла один глаз - никого! Открыла другой глаз - никого! Темно и тихо. - Какая я трусишка, - вслух сказала Настя и засмеялась. - Никого здесь нет, - подумала она. Вдруг раздалось: - Дррр. - Ой, кто здесь? - испуганно закричала Настя. - Дррр. - Дверрррь? - Дверррь?»

(по щелчку) В это время в спальню вошёл папа и спросил: - Что случилось, дочка? Насте было стыдно признаться, что она испугалась скрипа двери, поэтому она сказала: - Папа, дверь разговаривает, спать мешает. - Ну, это дело поправимое,- сказал папа. Он принёс маслёнку, смазал дверь, и она замолчала.

СЛАЙД 22 Настя уснула. И вдруг увидела маленького человечка, он был очень смешной - в большом колпаке, который сползал на глаза, в больших башмаках и со смешными большими ушами. - Привет, Настя,- улыбаясь, сказал человечек. - Здравствуйте, а Вы кто? - спросила Настя. - Я - сказочный эльф Энни и пришёл сюда, чтобы показать тебе прекраснейшую страну Темноландию. - Нет, я её боюсь! - Я знаю, нам, эльфам, обидно, что ты боишься тех красот, которые у нас есть. Если - бы ты их только увидела!

СЛАЙД 23 Настя подумала и согласилась. Вдвоём-то не страшно! Они шли в темноте, но Насте не было страшно, у неё в руках был маленький фонарик и луна освещала путь.

СЛАЙД 24 Вдруг Настя увидела прекрасный замок, освещённый луной и звёздами. Они улыбались и здоровались с девочкой, мигая. - Это наш главный замок, ворота в нашу страну. - Здорово! Как прекрасен замок ночью, как будто осыпан серебристым инеем.

СЛАЙД 25 Они пошли дальше, вскоре их встретил чудесный водопад. - А теперь посмотри на горы, - сказал эльф. Их вершины покрыты снегом и искрятся в лучах луны. - Как красиво!

СЛАЙД 26 - А сейчас я отведу тебя в лес. - Но ведь в лесу темно, там не видно луны. - Там ещё красивее, чем здесь. Увидишь!

(по щелчку) И, правда! Настя увидела, как прекрасно ночное небо, как красивы лунные дорожки возле деревьев, вокруг порхают маленькие эльфы с огоньками в руках.

(по щелчку) А на поляне танцует прекрасная лунная фея. - Это наша страна Темноландия и её жители! Правда, удивительно красиво? - Да, ответила девочка.

СЛАЙД 27 А это - главные феи всей Земли, они управляют Днём и Ночью. Посмотри, какие они добрые и красивые. Если бы на Земле не было ночи, было бы очень скучно. Правда? - Да.

СЛАЙД 28 - Скоро утро! Тебе пора вставать! - Да, я пойду, мне очень понравилось, у Вас так красиво! - До свидания! - сказал эльф. Вспоминай нас, когда будешь ложиться спать. Тебя проводить? Ведь в нашей стране нет фонаря, тебе не страшно? - Нет, в такой красоте не может быть страшно.

Настя проснулась.

СЛАЙД 29 Весь день девочка вспоминала, в какой прекрасной стране она побывала. И ей так захотелось увидеть её ещё хоть один раз.

СЛАЙД 30 В следующий вечер, ложась спать, она сначала не стала выключать лампу, а потом встала и выключила. - Чего мне бояться, если Темноландия такая прекрасная?

И каждую ночь Настя путешествовала по этой стране»… СЛАЙД 31

СЛАЙД 32 - Каждый вечер, когда Вы, дети, будете засыпать, Вы вспомните эту прекрасную страну, её жителей и захотите поскорее в ней побывать во сне. - Вам радостно?

СЛАЙД 33 - Покружитесь с феей Ночи от радости, как снежинки, и тихо опуститесь на место.

* Упражнение «Волшебный рисунок».

- Я открою Вам секрет.

СЛАЙД 34 - Посмотрите на доску, какая там нарисована страшная Баба-Яга.

- Как нам бороться с таким страхом?

- Знаете, ей так грустно, когда она смотрится в зеркало. Ей так плохо жить - ужасной и некрасивой. Её никто не любит. А она влюбилась в Кащея! Она хочет быть красивой невестой, но, посмотрела в зеркало и расплакалась…

- Жалко её? Как же ей помочь?

- Давайте её украсим как можно лучше! Вы будете парикмахерами, модельерами, косметологами. Каждый по очереди будет подбегать к доске и, взяв цветной мел, украсит нашу Бабу-Ягу. Сделаем ей причёску, нарядим в платье и фату, наденем бусы, серьги, накрасим её.

(по щелчку) - Посмотрите, она всё радостнее, уже улыбается (дети «исправляют» черты лица на «весёлые и добрые»). Баба-Яга смотрит в зеркало и видит…красавицу!

(по щелчку) - Страшно? Нет, наш страх сразу стал весёлым и смешным!

СЛАЙД 35 * Упражнение «Волшебное превращение».

- Попробуем ещё?

- Это Карабас Барабас. (Психолог показывает образ сам). У него разболелись зубы. Распухла щека. Ему очень больно и …страшно. Он боится идти к врачу. (по щелчку) Он даже плачет. На щеке - повязка. Жалко? Вы - врачи, добрые, внимательные, которых никто не боится. Давайте поможем Карабасу! (по щелчку) Заведём его за ручку к доктору, пожалеем, погладим, утешим. (дети выполняют).

(по щелчку) - Ах, какие Вы хорошие. Смотрите, как Барабас улыбается, даже бантик на бороду завязал.

- Страшно? Нет, весело. Умницы!

  1. Заключительная часть

СЛАЙД 36 - А кто хочет узнать, чем закончилась история про Мишу и Машу, которые всего боялись и не могли от страха уснуть?

- Мы с Вами уже знаем много способов, как бороться со страхами и научились их побеждать, поэтому у нашей истории тоже хороший конец! Да? Послушаем.

*Текст «Про Мишу и Машу».

(по щелчку) «Однажды вечером родители уложили детей спать и уехали на вокзал встречать бабушку.

СЛАЙД 37 - А вдруг они забыли закрыть дверь? - подумали дети. И услышали какие-то шаги и шорохи в кухне. Они тихо приоткрыли дверь в коридор и быстро её захлопнули, так как там была огромная чёрная собака. СЛАЙД 38 Дети быстро придвинули к двери стулья и залезли под кровать. Но подумали: - А что же тогда будет с мамой, папой и бабушкой, когда они вернутся? Собака их покусает! Они ведь про неё не знают!

СЛАЙД 39 И тогда Миша взял свой пистолет, а Маша - саблю. - Мы её испугаем! - решили дети. Они вышли в коридор. Миша громко загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по батарее. - Пошла вон! - закричали они громко.

Собака испугалась, задрожала и (по щелчку) выскочила, поджав хвост. А дети заперли дверь.

СЛАЙД 40 Когда пришли родители с бабушкой, они удивились. - Кто это закрыл дверь, что случилось?Узнав историю, они сказали: - Мы гордимся такими смелыми детьми, они нас спасли!

СЛАЙД 41 С тех пор дети стали всегда спать спокойно!

- А Вы рады за детей? Почему?

- А я рада за Вас! Вы теперь такие же смелые!

- Давайте покажем, какие.

СЛАЙД 42 * Упражнение «Волшебная коробка».

- А сейчас мы выбросим наши страхи совсем и навсегда!

(Психолог по рядам проносит металлическую коробку, собирая у детей страхи-квадраты бумаги).

- Это волшебная коробка, в которую Вы будете выбрасывать из нашего домика чувств остатки страхов (для этого каждый ладошкой дотронется до сердца и затем до волшебной бумажки, приклеив к ней свой страх).

(по щелчку) - Всё, мы все выбросили свои страхи! (Психолог делает это последним).

(по щелчку) - А сейчас…(Психолог сжигает в коробке бумагу).

- От злого страха осталась горстка пепла! И его сейчас не останется! (по щелчку) (Психолог с детьми сдувают пепел из коробки).

- Всё, страхи развеялись и никаких не осталось!

- Итак, дети, сегодня мы с вами научились бороться со страхами и побеждать их. - Как? Мы можем стать могучими львами, крепкими деревьями; мы умеем пожалеть наш страх; умеем сделать его смешным и весёлым; умеем украсить его; умеем путешествовать по стране «Темноландия»; умеем видеть в грозе старых добрых знакомых; умеем испугать наш страх; умеем защищать от него других.

СЛАЙД 43 - Давайте похвалим себя! Мы - молодцы (хором)! Поаплодируем всем нам вместе!

СЛАЙД 44 * Упражнение «Награда за смелость».

- А я хочу наградить Вас всех сердцами смелых детей!

- Приложите руку к своему сердцу. Послушайте, как смело оно бьётся!

- Встали! Мы с Вами - один могучий. Храбрый великан. Давайте услышим. Как теперь бьётся его большое смелое сердце. По взмаху моей руки. Вы топаете одной ногой вместе! Вместе! Вместе!

СЛАЙД 45 (Психолог вешает на шеи детям картонные сердца с надписью «смелое сердце»). - Это сердце Вы повесите в своей комнате над кроватью, будете каждые утро и вечер смотреть на него и помнить, что вы теперь храбрые и умеете бороться со страхами. - Спасибо!

13


© 2010-2022