Конструктивный выход из конфликта Аналитический практикум для педагогов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструктивный выход из конфликта
Аналитический практикум

Участники: педагоги

Цель: углубить знания о специфике школьного конфликта; сформировать у педагогов компетентность в решении и предупреждении конфликтных ситуаций.

Методы работы: обсуждение в группах, «мозговой штурм», анализ ситуаций, экспертная оценка, самоанализ.

Материалы: информационные плакаты, маркеры, бумага для записей, стикеры, рабочая тетрадь участника.

Этапы работы:
1. Актуализация знаний о конфликте.
2. Типы, причины, модель, виды конфликтов.
3. Последствия конфликтных ситуаций.
4. Пути выхода из конфликта.
5. Подведение итогов. Обратная связь.

Упражнение «Ожидание»
Цель: определить ожидания от участия в практикуме
Участники пишут свои ожидания и прикрепляют их в верхней части песочных часов.

1.Актуализация знаний о школьном конфликте.

Психолог. Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение - очень тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт из-за ошибок и разочарования.
Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, безусловно, помните, как это было неприятно, а нередко мучительно. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латыни и означает столкновение.

Упражнение «Ассоциации».
Цель: определить понятие «конфликт»
Упражнение «Линия конфликта».
Цель: выявить отношение участников к конфликту.
Участники выбирают свое место на линии, показывают свое отношение к конфликту. Схема лини конфликта : 1 Хорошо 2 Плохо 3 И то, и другое.

2. Типы, причины, модель, виды конфликтов.

Ежедневно в школе встречаются сотни людей - взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Давайте обратимся к причинам конфликтов:
Работа в группах: «Причины конфликтов»
1.Система «учитель - учитель»:
• бестактное отношение друг к другу;
• необдуманное поведение в школе;
• неравномерное распределение учебной нагрузки;
• несдержанность педагогов;
• завышенная самооценка;
• отсутствие условий для общения;
• сверхчувствительность;
• недоразумения между учителями разного возраста.
Какие еще причины вы знаете?

Социальные исследования показали, что больше трети педагогов не владеют методами решения конфликтов и большинство из них остаются нерешенными. Вот как обычно учителя и ученики определяют причины недоразумений между собой .

Таблица
Взгляды сторон на причины конфликтов



Учителя

Ученики


Нарушение дисциплины

Учительские обиды


Невыполнение домашних заданий

Неинтересные уроки

Оскорбление чести и достоинства учителя

Необычное оценивание

Неадекватное поведение учеников

Нежелание видеть в ученике личность

Ошибки воспитания

Приказной тон


Можете ли вы дополнить таблицу?

Схема 2 «Конфликт»

Для учителя

для ученика

Стремление утвердить свою позицию

Протест против несправедливого наказание

Упражнение «Анализ ситуации»
Коллега занял ваши учебные материалы на 2 дня, но не возвращает уже 2 недели. Вам необходимо готовиться к открытому уроку. Коллега считает, что вы можете обойтись без них.
Работа в группах: «Причины конфликтов»

2. Система «учитель - ученик»:
• неспособность учителя прогнозировать поведение учащихся на уроке;
• сохранение своего социального статуса из-за снижения статуса учащегося;
• когда учитель оценивает не поступок (или способ решения задачи), а личность ученика;
• стремление строго наказывать ученика, мотивируя это тем, что лишний строгость не навредить;
• субъективное оценивание детей;
• неспособность к самоконтролю.
Какие еще причины конфликтов между учителями и учениками вы знаете?
Упражнение «Анализ ситуации»
Вы уже много раз сделали замечание ученицы по ее внешнему виду, а сегодня она ответила вам тем же.
Модель конфликта
Конфликтная ситуация - наличие противоположных позиций, разногласий по какому нибудь вопросу.
К конфликту приводит не каждая ситуация; необходим инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственной схватки.
Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, которые выражают разные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Упражнение «Айсберг»
1. Вы плывете в океане на льдине. Вас надвигается айсберг. Ваши чувства?
2. Вы находитесь в конфликте. Ваши чувства?
Психолог. Конфликты всегда существовали, и будут существовать. Независимо от того, по чьей инициативе происходит конфликт, учитель не имеет права бояться его. Главное - вывести ученика на диалог.
Пик конфликта - особое состояние объединения педагога и ученика; когда из уст ребенка прозвучит недовольство, тогда вы сможете найти выход из конфликтной ситуации, так как будем знать причину.
Притча «Рай и ад»
Однажды человеку посчастливилось увидеть Бога. Пытаясь узнать самое важное, человек попросил:
- Господи, я бы хотел увидеть Рай и Ад.
Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.

Вокруг стола сидели люди - казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.

- Только что ты видел Ад, - сказал Господь.

Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

- Я не понимаю, - сказал человек.
- Это просто, - ответил Господь. - Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

Мораль: Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Конфликты деятельности:
• невыполнение домашнего задания;
• плохие оценки;
• неготовность исправить собственную ошибку.
Тактика: дать доучить, дать дополнительную информацию, найти компромисс.
Конфликты поведения и поступков:
• нарушения поведения в школе;
• чаще всего вовлечены дети «группы риска».
Учитель провоцирует конфликт:
• угрозами;
• отрицательной критикой;
• обидами;
• приказами.
В ответ ученики хамят, ведут себя агрессивно.
Тактика: стремление к объективности, демонстрация миролюбивых намерений, проявление толерантности.
Конфликты и взаимодействия:
• длительные;
• являются следствием конфликта деятельности и поведения;
• порождают недоброжелательность отношений.
Тактика: быть выше чувств обиды, враждебности и продемонстрировать ученику культуру отношений. Важно выбрать время и место.
Итак, разные причины и виды ситуации конфликтов, но последствия всегда.
Последствия конфликтных ситуаций.

Мозговой штурм «Последствия конфликтов»
Одна группа обдумывает конструктивные последствия конфликта, вторая - деструктивные.

Притча «Дыры на заборе»

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

Работа в группах
Способы решения конфликтных ситуаций
1. Юмор, спокойное отношение к чему-то или к кому-то.
2. Признание преимуществ.
3. Компромисс. Соглашение на основе взаимных уступок.
4. Третейский суд.
5. Анализ ситуации. Обсуждать ситуацию необходимо на нейтральной территории.
6. Конкуренция. Активное отстаивание своей позиции, логическая аргументация.
7. Отстранение от участия в конфликте.
8. Приспособление. Выработать решение, которое удовлетворило бы все стороны.
9. Сотрудничество. Совместный поиск путей выхода из проблемы, вариантов, которые удовлетворили бы обе стороны.
10. Ультиматум - выдвижение решительного требования с угрозой применения способов воздействия в случае отказа.
11. Уничтожение (моральное или физическое).
Психолог. Какие еще способы вы можете предложить?

4. Пути выхода из конфликта.
Можно ли избежать конфликтов? «Нет!» - ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Полезно знать и основные правила поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.
Правило 1-е: непредвзято относитесь к инициатору конфликта.

Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек чем-то недовольный - это инициатор конфликта. Именно он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение.

Правило 2-е: не расширяйте предмет спора.

Выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого?

Правило 3-е: стремитесь к позитивному решению конфликта.

Чтобы избежать ссоры в конфликтной ситуации, обвиняемому необходимо уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и

Правило 4-е: сдерживайте эмоции.

Обязательное условие спора, столкновения - максимально спокойный и розный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера, Уместно, в связи с тоном споров, упомянуть форму обращения на «Вы».

Правило 5-е: соблюдайте такт в споре.

И, наконец, пятое, и самое главное правило: избегайте конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности.

Подведение итогов
Психолог. Давайте вернемся к песочным часам и проанализируем, насколько оправдались наши ожидания.
Комментарии участников.
Упражнение «Дождь аплодисментов»



© 2010-2022