Индивидуальный стиль общения учителя с учениками как фактор психологической безопасности образовательной среды школы

Психологическая безопасность является условием личностного роста, самоактуализации «Я». Ее отсутствие может приводить к деформации человека: возникновению страхов, акцентуаций, травмированию «Я», зажатости, комплекса неполноценности, искажению самооценки, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию. У человека возникает чувство, что от него ничего не зависит, начинает преобладать внешний локус контроля, теряется вера в себя, собственные силы. Образовательная среда и стиль педагогиче...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный стиль общения учителя с учениками как фактор психологической безопасности образовательной среды школы.

Педагог-психолог ГОУ СОШ № 866

Богачева Т.А.


Под психологической безопасностью понимается состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимает качество жизни как адекватное и надежное (7). Человеком безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей.

Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы психологической безопасности в образовании. Баева И.А. предлагает анализировать данную проблему в непосредственной связи с проблемами социальной, экономической и другими видами безопасности (2). Основным источником угрозы психологической безопасности человека, по ее мнению, выступает психологическое насилие, под которым понимается любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека. Психологическое насилие чревато тем, что порождает сопротивление, внешне выражающееся либо в нарушении общепринятых норм (дисциплины), либо в уходе от контактов, самобичевании и аутоагрессии, либо в поиске суррогатных выходов из неблагоприятной среды (возникновении всевозможного рода зависимостей). Постоянно накапливающаяся эмоциональная напряженность приводит к срывам, бурным аффективным всплескам, немотивированной агрессии, нервно-психической неустойчивости. Этим обосновывается необходимость обеспечения психологической защищенности участников образовательного процесса, поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества негативным воздействиям (2). Структура защищенности от психологического насилия соответствует формам и проявлениям психологического насилия в межличностном взаимодействии и представляет собой защищенность от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, угроз, обидного обзывания, принуждения, игнорирования, неуважительного и недоброжелательного отношения. Психологически безопасной будет такая образовательная среда, которая свободна от психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению основных потребностей личности (в частности, потребности в доверительном общении) и обеспечивает психического здоровье включенных в нее участников.

В.А. Дмитриевский предлагает рассматривать вопрос психологической безопасности исходя из таких понятий как «психотравмирующая ситуация», «педагогическое общение», «затруднения в педагогическом общении (в деятельности)» (3). Под психотравмирующими ситуациями подразумеваются ситуации, в которых тот или иной человек, участвующих в событиях, испытывает или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний. По мнению В.А. Дмитриевского, структура, стили, специфика педагогического общения во многом определяет уровень психологической безопасности субъектов образовательного процесса. Проблема изучения затруднений в педагогическом общении как фактора, влияющего на безопасность образовательной среды, подробно рассматривалась в трудах таких ученых как А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя и др.

Г.В.Грачевым были проведены исследования ущерба, возникающего из-за нарушения психологической безопасности человека (4). Следствиями нарушения психологической безопасности личности могут стать изменения настроения и аффективные состояния, возникающие под влиянием психических воздействий (обиды, оскорбления, учебных неудач и т.д.), эмоциональные реакции в виде провоцирования конфликта (защитная агрессия), переживания неудовлетворенности, эмоционального срыва, тревожного ожидания в совокупности с ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. По мнению Г.В.Грачева ущерб, возникающий из-за нарушения психологической безопасности, может заключаться для человека в «нарушении или неподтверждении самооценки, нарушении адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, снижении самоуважения или чувства уверенности, утрате целостности Я и потере индивидуальной уникальности, выборе неадекватных целей и способов поведения, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации» (4) Безопасность является условием личностного роста, самоактуализации «Я». Ее отсутствие может приводить к деформации человека: возникновению страхов, акцентуаций, травмированию «Я», зажатости, комплекса неполноценности, искажению самооценки, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию. У человека возникает чувство, что от него ничего не зависит, начинает преобладать внешний локус контроля, теряется вера в себя, собственные силы.

Изучение образовательной системы позволило ряду авторов говорить о том, что она содержит ряд факторов, которые, нарушая психологическую безопасность человека, и прежде всего ребенка, ограничивают реализацию его потенциальных возможностей и становятся причинами глубоких аффективных переживаний. Среди таких факторов особо выделяют эмоциональную депривацию со стороны педагога, когда педагог (учитель, воспитатель) пренебрегает нуждами обучающегося, игнорирует его личность, не позволяет проявляться его индивидуальности (1), и стрессовую тактику педагогический воздействий (М.Безруких).

Рассматривая образовательную среду и, в частности стиль педагогического общения как потенциальный источник угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса, необходимо также обозначить и желаемый, положительный результат процесса взаимодействия педагога и обучающегося - психологическое благополучие всех участников общения. Определяя психологическое благополучие, мы согласны с мнением Э. Фромма о сути данного явления. Благополучие «есть пребывание в согласии с природой человека… Благополучие означает полную и благожелательную связь с людьми и природой, преодоление отдельности и отчужденности, достижение переживания единства со всем существующим - и вместе с тем чувствование себя самого отдельным существом, таким, каков я есмь, индивидом, т.е. неделимым… благополучие означает также способность быть творческим, т.е. реагировать и отвечать на самого себя, на других людей и на все существующее так, как реагирует реальный, тотальный человек, каким являюсь я сам, на реальность всего и всякого, каким является оно или он. В этом акте истинного реагирования и заключается область творчества, видения мира таким, каков он есть, и переживания его как моего мира, мира созданного и преображенного моим творческим обладанием; так что этот мир перестает быть чуждым, «тамошним» миром и становится моим миром. Наконец, обладать благополучием - это значит отбросить свое «Я», отбросить алчность, прекратить погоню за сохранением и возвеличиванием «Я», быть самим собой и переживать себя в акте бытия, а не обладании, сохранении, накоплении, потреблении» (9). Данное определение позволяет выделить некоторые критерии соответствия стиля педагогического общения задаче обеспечения психологического благополучия человека, переживания им чувства психологической защищенности, на которые можно ориентироваться при анализе индивидуального стиля общения конкретного учителя, преподавателя.

В обобщенном виде это:

  1. гуманистическая направленность, доброжелательность, открытость в общении, готовность к субъект-субъектному взаимодействию;

  2. педагогический такт, умение чувствовать и соблюдать личностные границы в общении;

  3. творческое видение, открытость новому опыту, способность к преобразовательной деятельности и готовность воодушевлять других к творчеству (стимулирование познавательной и творческой активности обучаемых);

  4. бытийность, конгруэнтность, бескорыстие, преобладание «модуса служения» (Фонарев А.Р., 8).

Кроме выделенных критериев, можно отметить и еще один, а именно готовность к продуктивному действию в проблемной ситуации, которая включает в себя следующие компоненты:

  1. мотивационный, который представляет собой ответственность за выполнение профессиональных задач, чувство долга;

  2. ориентационный - это владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками по обеспечению собственной психологической безопасности;

  3. волевой, включающий в себя самоконтроль, самомобилизацию;

  4. оценочный - это самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения возникающих задач оптимальным образцам.

Данный критерий отражает связь личностной безопасности с социально-психологической компетентностью субъекта, то есть с его умением разрешать конфликты, избегать рискованных связей (7).

Одним из препятствий на пути к конструктивному взаимодействию в сложным ситуациях является использование общения «саботажников» общения (речевых воздействий), которые провоцируют возникновение эмоциональной напряженности и увеличивают риск нарушения психологической безопасности личности в проблемных ситуациях. В таблице №1 представлены примеры таких высказываний.

Таблица №1.

«Саботажники» общения

Примеры

1. Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду)

«Если это еще раз повториться, можешь вообще не приходить!»

« Ты еще не знаешь, что я могу сделать!»

2. Приказы (прибегание к власти над другими людьми)

«Делай, как тебе говорят»

«Немедленно извинись», «Отвечай, когда тебя спрашивают!», «Вынь руки из карманов!»

3.Критика (негативная)

«Знаний нет, а как права качать, так первый…»

«Посмотри, но кого ты похож!»

«Вы бы знали, что вытворяет ваш ребенок на уроке!»

«Ваши дети такие невоспитанные!»

4. Оскорбительные «диагностические» прозвища

«Что ты себе позволяешь! Кто ты, а кто я!»

«Разве можно быть таким (негативный эпитет)!»

5. Приговор

«С тобой мне все понятно, можешь не объяснять…»

«Чего еще можно ожидать, когда… »

«С такими уже ничего не сделаешь»

6. Слова -«должествования»

«Вы должны вести себя более ответственно»

«Вы не должны обижаться»

«Вы должны помнить, где вы находитесь»

7. Сокрытие важной информации

«Начните делать, а там посмотрим»

«Это вам обязательно понравится! Лучшего вам не найти! Пожалеете потом, что отказались»

8. Коммуникация, не оставляющая выбора

«Хочешь учиться - учись. Не нравится - уходи в другую школу!»

«Либо делаешь, как я скажу, либо - больше не появляйся»

9. Допрос

«Чем ты занимался все это время?»

«Где вы были, когда все работали?»

«Почему не сдали вовремя?»

10. Диагноз мотивов поведения

«Конечно, ему больше ничего и не надо»

«Только одно на уме»

«Не успели поработать, а сразу заявляют о правах»

11.Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)

«Вы бы сказали ему (им)»

«Тебе надо…», «Не обращайте внимания»

«На твоем месте я бы…»

12. Отказ от обсуждения вопроса

«Я не вижу тут никакой проблемы»

«Не видите, вы мне мешаете»

13. Негативная интерпретация

«Так поступают только безответственные люди»

«Конечно, в семье не смотрят, а потом приходят такие в школу…»

14. Смена темы

«Даже и не напоминайте об этом!»

«Как ты со мной разговариваешь!»

15. Соревнование

«Вы еще не работали с трудным классом! По сравнению с моим ваши…»

«Я в отличие от вас мы без выходных работаем»

16. Успокоение отрицанием существования проблемы

«Все это ерунда»

«Не стоит так нервничать»

К сожалению, учителя не только сами иногда используют указанные в таблице способы воздействия, но и испытывают на себе подобное воздействие со стороны других участников образовательного процесса. Ситуации, в которых вероятность возникновения «саботажников» общения резко увеличивается - это ситуации, когда исчерпан репертуар других средств воздействия (не хватает знаний, умений и навыков), состояние эмоционального истощения (и как следствие - снижение самоконтроля), при цейтноте (необходимости принятия решения в ситуации нехватки времени), неопределенности норм поведения (двойные стандарты, негласная «корпоративная» этика), а также привычка действовать подобным образом. В отдельных случаях, некоторые из использованных реплик не приводят к значительны негативным последствиям. Это происходит тогда, когда участники общения уверены в общем доброжелательном отношении друг к другу и понимают значение негативной речевой конструкции как крайней меры. В других же случаях, когда высказывания произносятся презрительным тоном, с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами и высказываются на фоне общего недоверительного отношения, с высокой долей вероятности можно прогнозировать значительное снижение настроения, возникновение интенсивных чувств обиды, гнева, снижение мотивации к выполнению деятельности и другие негативные последствия.

Таким образом, стиль педагогического общения учителя с учениками (и коллегами) является мощным фактором, влияющим не только на актуальное состояние образовательной среды вуза и обеспечивающим психологическую безопасность в непосредственном педагогическом взаимодействии. Поэтому полезной оказывается работа по осознанию особенностей собственного индивидуального стиля общения учителями, так как это позволяет выявлять эффективные и неэффективные способы общения с учащимися и другими участниками образовательного процесс, в частности, в проблемных ситуациях.

Кроме того, представляется необходимым в профессиональной деятельности учителя, как специалиста, чья деятельность связана с психологическим воздействием на учащихся, формирование у него установки на обеспечение психологической безопасности в общении. Данная установка включает в себя:

  1. наличие у учителя желания и потребности придерживаться декларируемых гуманистических принципов педагогической деятельности, норм профессиональной этики и тех моральных ограничений, которые регламентируют деятельность учителя;

  2. стремление осуществлять педагогическое воздействие в соответствии с принципами системности, комплексности, непротиворечивости и минимизации вмешательства, потребность чувствовать и соблюдать личностные границы в общении с воспитанниками;

  3. осознанное отношение к фактору психологической опасности в контексте реализуемой педагогической деятельности, стремление избегать таких форм воздействия, которые неблагоприятны с точки зрения психологической безопасности.

На уровне индивидуального стиля педагогического общения это может найти воплощение в:

  1. предпочтении субъект-субъектных моделей взаимодействия, реализуемых в соответствии с целями педагогической деятельности и этическими нормами; осознанном выборе способов конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

  2. сформированности представлений относительно допустимых границ в использовании средств педагогического общения и сознательном отказе от использования негативных форм воздействия, оказывающих негативное влияние на другого человека и подрывающих у него чувство психологической защищенности;

  3. сформированности навыков рефлексии непроизвольного воздействия;

  4. умении осуществлять выбор средств взаимодействия в соответствии не только с изменяющимися обстоятельствами, но и в связи с задачей профилактики возникновения психологической напряженности в общении;

  5. овладение умением предвидеть и предупреждать возникновение эмоциональной напряженности в общении; минимизировать риск нарушения психологической безопасности участников общения.

Литература:

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.

  2. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека. Материалы конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии», Москва, 2008.

  3. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  5. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Сборник методических материалов для руководителей образовательных учреждений ЮАО г. Москвы. - М.: «УЦ «Перспектива», 2004.

  6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2003.

  7. Социальная психология образования/Под ред. А.Н. Сухова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

  8. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

  9. Фромм Э. Природа благополучия//Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. - Минск, 1998.

Практикум по решению конфликтных ситуаций

Ситуация 1.

Учитель: Ваш красавец постоянно опаздывает на мой урок?

Классный руководитель: А что вы хотите, это же Разгильдяев! Бесполезно с ним разговаривать.

Учитель: Надо что-то делать!

Классный руководитель: А что я могу? Это не ко мне, всё из семьи!

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Ситуация 2.

Классный руководитель: Почему не был на классном часе?

Ученик: Я не знал, что сегодня будет классный час!

Классный руководитель: Не оправдывайся! Всё было известно заранее.

Ученик: Вы ко мне несправедливы!

Классный руководитель: Даже и не заикайся о справедливости! Только одно и знают - права, права и никаких обязанностей!

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Ситуация 3.

Учитель: Почему на тебя все постоянно жалуются?

Ученик: А что сразу я?

Учитель: А кто же? И что ты вообще себе позволяешь? Как разговариваешь с учителем?

Ученик: (молчит, засовывает руки в карманы)

Учитель: Вынь руки из карманов! И отвечай, когда тебя спрашивают! Так, с тобой все ясно. Придется вызывать родителей.

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Ситуация 4.

Администратор: Завтра сдать планирование, отчет по питанию, обзвонить родителей по поводу каникул, и в час приходит проверяющий, чтоб с документами все было в порядке, никаких помарок и исправлений.

Учитель: Когда я все успею?

Администратор: Не вижу никаких проблем. Мы тут до ночи работаем и ничего. Это вы себе праздники устроили!

Учитель: А как же семья, дети?

Администратор: У всех дети. Целая ночь впереди, сделаете!

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Ситуация 5.

Родитель: Моя дочь не успела подготовить выступление, ее поздно предупредили.

Классный руководитель: Вы хотите сказать, что я плохо работаю? А вы знаете, как тяжело с этим классом? Вот на экскурсию всего 3 человека пришли, а сколько говорили!

Родитель: А при чем тут моя дочь?

Классный руководитель: Конечно, чуть что, сразу не при чем! Я бы на вашем месте больше времени уделяла воспитанию! А не нравится - идите в другую школу!

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Ситуация 1.

Учитель: Ваш красавец постоянно опаздывает на мой урок?

Классный руководитель: А что вы хотите, это же Разгильдяев! Бесполезно с ним разговаривать.

Учитель: Надо что-то делать!

Классный руководитель: А что я могу? Это не ко мне, всё из семьи!

Алгоритм работы с ситуацией:

  1. Определите чувства участников ситуации.

  2. Выделите «саботажников» общения. Какие реакции они провоцируют?

  3. Сформулируйте альтернативный вариант диалога.

  4. Оцените новый вариант с позиций изменения эмоционального состояния участников и достижения взаимопонимания.

Пример выполнения:

  1. Чувства участников: Учитель - раздражение, негодование, бессилие, возможно, некоторая доля высокомерия (чувство собственной непогрешимости), отказ от ответственности. Классный руководитель: защитная агрессия, отказ от ответственности, бессилие, нежелание вникать в проблему.

  2. Оскорбительное (диагностическое) прозвище, должествование, диагноз причин, отказ от обсуждения.

  3. Возможный вариант:

У: Марья Ивановна! Я чувствую отчаяние, когда Разгильдяев снова и снова опаздывает на мой урок! Я готова уж не знаю чего сделать - он доводит меня до белого каления! Подскажите, что делать? Может у него сложности, о которых я не знаю?

Кл.Рук.: У меня тоже с ним никак не налаживается контакт. Кажется, он просто не умеет планировать время. А может, ему хочется внимания, семья, сами знаете, неблагополучная. Мать тоже все время опаздывает на собрания или вообще не приходит.

У: Да… Подумаю, как привлечь его в кабинет до урока. Может, попрошу тему писать на доске или еще в чем помочь, чтобы, когда звенел звонок, он был в классе. И все-таки стоит поговорить с мальчишкой…

Кл.рук.: Постараюсь выяснить, может ему предмет трудно дается, а он не хочет этого показывать… Хорошо, поговорю.


© 2010-2022