- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Психология профессионального здоровья для специалитета АПП ЮФУ
Программа Психология профессионального здоровья для специалитета АПП ЮФУ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Правдина Л.Р. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Директор Академии психологии и педагогики
________________/Ермаков П.Н.
«____»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»
Направление подготовки
37.03.01 «Психология служебной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника
психолог
Кафедра психологии управления и акмеологии
Курс _4_ Семестр _7_
Форма обучения Очная
Программа разработана: Правдина Лида Ромуальдовна, доцент кафедры психологии управления и акмеологии, канд.пс.н.
Рецензент: Васильева Ольга Семеновна, профессор кафедры общей психологии ЮФУ, к.биол.н.
Ростов-на-Дону - 2014
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
Учебно-методического совета Кафедры психологии управления
Академии психологии и педагогики и акмеологии
протокол заседания
от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры психологии управления и акмеологии
от 02. 09. 2014 г. №_____1__
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины -изучение специфики влияния профессиональной деятельности на ресурсы физического, психологического, социального здоровья специалиста; выявление основных направлений формирования профессионального здоровья; ознакомление с основными методами психологической профилактики профессиональных заболеваний.
Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:
В практической деятельности:
- осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях;
- анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;
- предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации;
- формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей;
- разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам;
В научно-исследовательской деятельности:
- участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров;
- психологическое сопровождение инноваций;
- организационно-управленческая деятельность:
В организационно-управленческой деятельности:
- организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
- эргономическое обеспечение организации рабочих мест;
- совершенствование методического инструментария психологической службы;
- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в
В специальной деятельности:
- специальная деятельность: задачи специальной деятельности определяются образовательной организацией совместно с заказчиком кадров (работодателем) с учетом специфики будущей служебной деятельности специалиста.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Психология профессионального здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла подготовки специалиста. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога -деятельности по обеспечению психологического здоровья, личностных адаптационных ресурсов для повышения эффективности деятельности, ее надежности и работоспособности работников организации.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и готовности, формируемые предшествующими дисциплинами («Общая психология», «Психология личности », «Психология труда », «Психофизиология»):
- нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути еѐ предупреждения и преодоления; этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения; основные нормы и функции служебного этикета;
- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;
- основные механизмы, технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности, процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;
- психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников (военнослужащих) в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;
- осуществлять профилактические мероприятия, способствующие повышению стрессоустойчивости сотрудников (военнослужащих);
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.
Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение дисциплин «Психологии управления», «Видеотренинг профессионально-психологического роста», «Организационная психология», и др.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
Общекультурные компетенции (ОК):
Способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);:
Знать:
- профессиональные задачи психолога в сфере обеспечения психологического здоровья;
- типовые задачи психодиагностики в области профессиональногоздоровья.
Уметь:ставить задачи и разрабатывать программы в области психологического оздоровления для конкретных служебгных подразделений;
Владеть: навыками подбора психодиагностических методик для решения типовых задач в области обеспечения профессионального здоровья.
Способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
Знать:
-основные приемы психологической саморегуляции;
- основные стратегии и приемы первой психологической помощи;
Уметь:
- проводить мероприятия по регуляции эмоционального состояния в малых группах;
Владеть навыками формирования мотивации к ЗОЖ.
Профессиональные компетенции (ПК):
Способность осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1);
Знать:
- основные профессиональные риски и профессиональные стрессы служебной деятельности;
- основные принципы построения организационных оздоровительных программ;
Уметь:
- проводить просьтейшие антистрессовые мероприятия;
- проектировать организационные оздоровительные программы;
Владеть:
- основными технологиями стрессменеджмента;
- основными технологиями профилактики посттравматических расстройств.
Способность описывать структуру деятельности профессионала в рамках определѐнной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);
Знать: стандартные процедуры проведения психодиагностического обследования.
Уметь: проводить диагностическую процедуру в соответствии с этическими и методическими правилами.
Владеть: навыками постановки диагноза, подготовки психодиагностического заключения и выдачи результатов.
Способность реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп (ПК-12);
Знать:
- основные направления личностного роста профессионала;
- значение морально-нравственных качеств профессионала и его профессиональной самоидентификации.
Уметь:
- проводить тренинги личностного роста для специалистов служебной деятельности;
- организовывать систематические оздоровительные мероприятия в различных сферах служебной деятельности.
Владеть:
- Тренинговыми технологиями;
- навыками психологической диагностики уровня развития (проявления) психических характеристик индивида.
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
1.
Модуль 1. Основные предметные области психологии профессионального здоровья
Психология профессионального здоровья как новое научно-практическое направление современной психологии. Организационные стресс-факторы и факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний. Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья. Нравственность специалиста и жизненное самоопределение в контексте профессионального здоровья. Нарушения профессионального здоровья: профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости, деформации личности и др..
2.
Модуль 2. Методы развития профессионального здоровья
Надежность и безопасность профессиональной деятельности; взаимосвязь работы, семьи и личной жизни. Культура профессионального здоровья и психологические средства его обеспечения. Организационные программы укрепления профессионального здоровья
4.2. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 час.).
Вид работ
Трудоемкость, час.
№
семестра
Всего
Общая трудоемкость
7
108
Аудиторная работа:
7
Лекции (Л)
7
6
Практические занятия (ПЗ)
7
26
Лабораторные работы (ЛР)
7
-
Самостоятельная работа:
7
Проектное задание (ПЗ)
7
20
Эссе (Э)
7
-
Тест рубежного контроля (ТРК)
7
8
Самостоятельное изучение модулей
7
32
Контрольная работа (К)*
7
4
Самоподготовка
7
20
Вид итогового контроля
7
зачет
*- только для заочной формы обучения
Модули дисциплины, изучаемые в 5 семестре.
№
модуля
Наименование
модуля
Всего
Л
ПЗ
ЛР
Внеауд.
работа
СР
1
Модуль 1. Основные предметные области психологии профессионального здоровья
4
14
2
Модуль 2. Методы развития профессионального здоровья
2
12
Итого:
108
6
26
76
4.3. Практические занятия
№
занятия
№
модуля
Тема
Кол-во
часов
1
1
Актуальные проблемы психологии профессионального здоровья
2
2
1
Интегративная теория здоровья и культура здоровья
2
3
1
Организационные стресс-факторы
2
4
1
Нравственность специалиста и жизненное самоопределение
2
5
1
Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья Г. Никифорова.
2
6
1
Профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости. Личностные деформации, трудоголизм, прокрастинация, моббинг, буллинг, агрессия, насилие и презентизм на работе
2
7
1
Рубежный контроль
2
8
2
Основные принципы и технологии развития физического, психологического и духовного здоровья человека
2
9
2
ЗОЖ как фактор развития здоровья
2
10
2
Надежность и безопасность профессиональной деятельности
2
11
2
Взаимосвязь работы, семьи и личной жизни
2
12
2
Организационные программы укрепления профессионального здоровья
2
13
2
Защита проектов
2
4.4. Самостоятельное изучение модулей дисциплины
№
модуля
Темы, выносимые на самостоятельное изучение
Кол-во
часов
1
-
Факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний.
-
Офисный синдром и ситндром хронической усталости.
-
Презентизм и прокрастинация.
6
6
6
2
-
Профессиональное здоровье в летной деятельности.
-
Профессиональное здоровье в управленческой деятельности.
-
Профессиональные риски и здоровье педагога и психолога.
4
4
6
5. Образовательные технологии
Формы обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов).
Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), компьютерные и бланковые диагностические технологии ("Опросник выгорания В. Бойко", "Самоактуализационный тест САТ», и др., информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.
Семестр
Вид занятий
(Л, ПР)
Используемые интерактивные
технологии
Кол-во
часов
7
Л
проблемная лекция, дискуссия
2
7
ПР
дискуссия по заданным вопросам, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе
9
Итого:
11
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
6.1. Вопросы для собеседования:
Модуль 1.
-
Охарактеризуйте актуальные проблемы психологии профессионального здоровья
-
Перечислите основные ресурсы физического здоровья человека.
-
Перечислите и охарактеризуйте основные ресурсы психологического здоровья человека.
-
Перечислите основные ресурсы духовного уровня здоровья человека.
-
Основные организационные стресс-факторы.
-
Профессиональное здоровье и надежность специалиста.
-
Профессиональное здоровье и работоспособность специалиста.
-
Профессиональное здоровье и конкурентноспособность специалиста.
-
Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья Г. Никифорова
-
Профессиональные стрессы информационной природы.
-
Коммуникативные профессиональные стрессы.
-
Эмоциональне профессиональные стрессы.
-
Профессиональная идентичность и профессиональное здоровье.
-
Моральное сознание специалиста и профессиональное здоровье.
-
Субъектность и профессиональное здоровье.
-
Профессиональная вредность и профессиональная патология.
-
Профессиональная реабилитация.
-
Психосоматические последствия нарушений профессионального здоровья.
-
Методологические основы психологического прогнозирования профессионального здоровья
-
Профориентация и профотбор как факторы профессионального здоровья
-
Адаптация специалиста и профессиональное здоровье
-
Профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости. Личностные деформации,
-
трудоголизм, прокрастинация, моббинг, буллинг, агрессия, насилие и презентизм на работе
Модуль 2.
-
Программы развития здоровья на предприятиях и в организациях..
-
Здоровый образ жизни: основы профессиональной мотивации к здоровью.
-
Надежность и безопасность профессиональной деятельности
-
Безопасность профессиональной деятельности
-
Концепция профессионального здоровья в летной деятельности В.А. Пономаренко.
-
Инфраструктура системы охраны здоровбья на рабочем месте.
-
Профессиональное здоровье как показатель компетентности менеджера.
-
Исследования управленческого ст ресса.
-
Здоровье руководителя и эффективность деятельности организации.
-
Взаимосвязь работы, семьи и личной жизни
-
WELLNESS-технологии в программах развития профессионального здоровья.
-
Корпоративная культура и здоровье персонала.
-
Инсентив-туры и тимбилдинг как проекты поддержки профессионального здоровья.
-
Субъекты охраны профессионального здоровья.
-
Профессиональное здоровье в летной деятельности.
-
Профессиональное здоровье в управленческой деятельности.
-
Профессиональные риски и здоровье педагога и психолога
6.2. Проектное задание:
Разработать организационную программу укрепеления профессионального здоровья в соответствии со следующими шагами:
1. Выбрать и описать по основным параметрам организацию, для которой будет разрабатываться проект программы оздоровления.
2. Описать основные факторы, влияющие на состояние здоровья основных уровней работников организации (можно в виде таблицы).
3. Для каждого неблагоприятного фактора разработать систему корректирующих мероприятий.
4. Разработать собственно программу укрепеления профессионального здоровья данной организации, указав в ней мероприрятие (с кратким описанием целей и средств каждого), ответственных и ориентировочное экономическое обеспечение.
5. Оформить работу в письменном виде (15 стр.), либо в виде проекта - презентации (не менее 20 слайдов).
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература:
-
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2000г.
-
Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. Психологические исследования, 2012. Том 5, №
-
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник.- Вып.3.- Ростов-на-Дону, 1998. С. 412 - 419.
-
Гришина Н.В. Помогающие отноения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб,: Изд-во СПбГУ, 1977. С. 143 - 156.
-
Дикая Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в 21 веке // Психологический журнал, 2002. Т.23. № 6. С. 18 - 37.
-
Дружилов С.А. Психология профессионализма человека // Прикладная психология, 2003. № 4-5. С. 45 - 52.
-
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 1. С. 90 - 101.
-
Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/ Под ред. Проф. Г.С. Никифорова.-СПб.: Речь, 2006.- 486 с.
-
Толочек В.А. Современная психология труда. Учебное пособие. - СПб, Питер, 2005.- 479 с.
-
К.Романов. Психологическая культура специалистов как фактор профессионального мастерства // Прикладная психология и психоанализ. № 1-2003г. С. 19-29.
7.2. Дополнительная литература:
-
Ананьев В.А. Психология здоровья. С.-Птб, 1998
-
.Васильева О.С., Правдина Л.Р. Книга о новой физкультуре. Ростов-на-Дону, «БИОС», 2001.
-
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. - 352 с.
-
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (Учебник для вузов). Владос, 2004
-
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. М., Владос, 2000.
-
Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. Обзор по материалам РАМН, научный совет «Фундаментальные основы здоровья». М., 1994.
-
Муравов И. Оздоровительные эффекты физической культуры. Киев, 1996.
-
Психология здоровья. Учебник для вузов./ под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Питер, 2003.
-
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции - Спб.: Питер, 2006.
-
Васютин А. Стратегия саморегулирования или как стать хозяином своей жизни. - М.: - ЭКСМО-Пресс, 2002.
-
Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП. - М.: Эксмо, 2004
-
Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК»,2002.
-
Петрушин. В.И. Валеология Изд-во Гардарики, 2002.
-
Практикум по валеологии для высших учебных заведений./ под ред. Кураева, Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2001.
-
Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - Спб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. -
-
Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. - М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса,2003.
-
Социальная психология личности. / Под ред. проф. Лабунской В.А. М., Гардарики, 1999.
-
Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический Проект; Трикста, 2006.
7.4. Интернет-ресурсы:
- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;
- учебно-методические ресурсы (УМКД «Психология профессионального здоровья».
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Учебно-лабораторное оборудование
Компьютерный класс (12 посадочных мест) факультета психологии ЮФУ для проведения лабораторных заданий.
8.3. Технические и электронные средства:
- кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;
- презентация по дисциплине.
Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля магистрантов.
9 Учебная карта дисциплины
9.1. Учебная карта дисциплины «Психология профессионального здоровья» (ДО)
№
Виды контр мероприятий
Текущий контроль
Рубежный контроль
Модуль 1 Основные предметные области психологии профессионального здоровья
35
10
Посещение 1 з - 1б
9
Контрольная р
5
Собеседование
18
5
Проектное задание
8
Модуль 2 Методы развития профессионального здоровья
35
10
1.
Посещение 1 з - 1б
7
2
Контрольная р
5
3
Собеседование
10
5
4
Проектное задание
18
Всего
70
20
Бонусные баллы
До 10
- активная работа на каждом занятии 5
- успешная защита хорошо разработанного проектного задания - 5