Программа Психология профессионального здоровья для специалитета АПП ЮФУ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики


УТВЕРЖДАЮ

Директор Академии психологии и педагогики

________________/Ермаков П.Н.

«____»______________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»


Направление подготовки

37.03.01 «Психология служебной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника

психолог

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс _4_ Семестр _7_

Форма обучения Очная




Программа разработана: Правдина Лида Ромуальдовна, доцент кафедры психологии управления и акмеологии, канд.пс.н.


Рецензент: Васильева Ольга Семеновна, профессор кафедры общей психологии ЮФУ, к.биол.н.






Ростов-на-Дону - 2014

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

протокол заседания

от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры психологии управления и акмеологии

от 02. 09. 2014 г. №_____1__

1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины -изучение специфики влияния профессиональной деятельности на ресурсы физического, психологического, социального здоровья специалиста; выявление основных направлений формирования профессионального здоровья; ознакомление с основными методами психологической профилактики профессиональных заболеваний.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

- осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях;

- анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;

- предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации;

- формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей;

- разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам;

В научно-исследовательской деятельности:

- участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров;

- психологическое сопровождение инноваций;

- организационно-управленческая деятельность:

В организационно-управленческой деятельности:

- организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

- эргономическое обеспечение организации рабочих мест;

- совершенствование методического инструментария психологической службы;

- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в

В специальной деятельности:

- специальная деятельность: задачи специальной деятельности определяются образовательной организацией совместно с заказчиком кадров (работодателем) с учетом специфики будущей служебной деятельности специалиста.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Психология профессионального здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла подготовки специалиста. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога -деятельности по обеспечению психологического здоровья, личностных адаптационных ресурсов для повышения эффективности деятельности, ее надежности и работоспособности работников организации.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и готовности, формируемые предшествующими дисциплинами («Общая психология», «Психология личности », «Психология труда », «Психофизиология»):

- нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути еѐ предупреждения и преодоления; этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения; основные нормы и функции служебного этикета;

- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

- основные механизмы, технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности, процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;

- психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников (военнослужащих) в различных ситуациях профессиональной деятельности;

- использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

- осуществлять профилактические мероприятия, способствующие повышению стрессоустойчивости сотрудников (военнослужащих);

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение дисциплин «Психологии управления», «Видеотренинг профессионально-психологического роста», «Организационная психология», и др.


3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Общекультурные компетенции (ОК):

Способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);:

Знать:

- профессиональные задачи психолога в сфере обеспечения психологического здоровья;

- типовые задачи психодиагностики в области профессиональногоздоровья.

Уметь:ставить задачи и разрабатывать программы в области психологического оздоровления для конкретных служебгных подразделений;

Владеть: навыками подбора психодиагностических методик для решения типовых задач в области обеспечения профессионального здоровья.

Способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

Знать:

-основные приемы психологической саморегуляции;

- основные стратегии и приемы первой психологической помощи;

Уметь:

- проводить мероприятия по регуляции эмоционального состояния в малых группах;

Владеть навыками формирования мотивации к ЗОЖ.

Профессиональные компетенции (ПК):

Способность осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1);

Знать:

- основные профессиональные риски и профессиональные стрессы служебной деятельности;

- основные принципы построения организационных оздоровительных программ;

Уметь:

- проводить просьтейшие антистрессовые мероприятия;

- проектировать организационные оздоровительные программы;

Владеть:

- основными технологиями стрессменеджмента;

- основными технологиями профилактики посттравматических расстройств.

Способность описывать структуру деятельности профессионала в рамках определѐнной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);

Знать: стандартные процедуры проведения психодиагностического обследования.

Уметь: проводить диагностическую процедуру в соответствии с этическими и методическими правилами.

Владеть: навыками постановки диагноза, подготовки психодиагностического заключения и выдачи результатов.

Способность реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп (ПК-12);

Знать:

- основные направления личностного роста профессионала;

- значение морально-нравственных качеств профессионала и его профессиональной самоидентификации.

Уметь:

- проводить тренинги личностного роста для специалистов служебной деятельности;

- организовывать систематические оздоровительные мероприятия в различных сферах служебной деятельности.

Владеть:

- Тренинговыми технологиями;

- навыками психологической диагностики уровня развития (проявления) психических характеристик индивида.

4. Содержание и структура дисциплины


4.1. Содержание модулей дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Модуль 1. Основные предметные области психологии профессионального здоровья

Психология профессионального здоровья как новое научно-практическое направление современной психологии. Организационные стресс-факторы и факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний. Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья. Нравственность специалиста и жизненное самоопределение в контексте профессионального здоровья. Нарушения профессионального здоровья: профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости, деформации личности и др..

2.

Модуль 2. Методы развития профессионального здоровья

Надежность и безопасность профессиональной деятельности; взаимосвязь работы, семьи и личной жизни. Культура профессионального здоровья и психологические средства его обеспечения. Организационные программы укрепления профессионального здоровья

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 час.).

Вид работ

Трудоемкость, час.

семестра

Всего

Общая трудоемкость

7

108

Аудиторная работа:

7


Лекции (Л)

7

6

Практические занятия (ПЗ)

7

26

Лабораторные работы (ЛР)

7

-

Самостоятельная работа:

7


Проектное задание (ПЗ)

7

20

Эссе (Э)

7

-

Тест рубежного контроля (ТРК)

7

8

Самостоятельное изучение модулей

7

32

Контрольная работа (К)*

7

4

Самоподготовка

7

20

Вид итогового контроля

7

зачет

*- только для заочной формы обучения


Модули дисциплины, изучаемые в 5 семестре.

модуля

Наименование

модуля






Всего

Л

ПЗ

ЛР

Внеауд.

работа

СР

1

Модуль 1. Основные предметные области психологии профессионального здоровья


4

14



2

Модуль 2. Методы развития профессионального здоровья


2

12



Итого:

108

6

26


76

4.3. Практические занятия

занятия

модуля

Тема

Кол-во

часов

1

1

Актуальные проблемы психологии профессионального здоровья

2

2

1

Интегративная теория здоровья и культура здоровья

2

3

1

Организационные стресс-факторы

2

4

1

Нравственность специалиста и жизненное самоопределение

2

5

1

Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья Г. Никифорова.

2

6

1

Профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости. Личностные деформации, трудоголизм, прокрастинация, моббинг, буллинг, агрессия, насилие и презентизм на работе

2

7

1

Рубежный контроль

2

8

2

Основные принципы и технологии развития физического, психологического и духовного здоровья человека

2

9

2

ЗОЖ как фактор развития здоровья

2

10

2

Надежность и безопасность профессиональной деятельности

2

11

2

Взаимосвязь работы, семьи и личной жизни

2

12

2

Организационные программы укрепления профессионального здоровья

2

13

2

Защита проектов

2

4.4. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

модуля

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

1

  1. Факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний.

  2. Офисный синдром и ситндром хронической усталости.

  3. Презентизм и прокрастинация.

6


6

6

2

  1. Профессиональное здоровье в летной деятельности.

  2. Профессиональное здоровье в управленческой деятельности.

  3. Профессиональные риски и здоровье педагога и психолога.

4

4


6


5. Образовательные технологии

Формы обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов).

Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), компьютерные и бланковые диагностические технологии ("Опросник выгорания В. Бойко", "Самоактуализационный тест САТ», и др., информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Семестр

Вид занятий

(Л, ПР)

Используемые интерактивные

технологии

Кол-во

часов

7

Л

проблемная лекция, дискуссия

2

7

ПР

дискуссия по заданным вопросам, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе

9

Итого:

11

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

6.1. Вопросы для собеседования:

Модуль 1.

  1. Охарактеризуйте актуальные проблемы психологии профессионального здоровья

  2. Перечислите основные ресурсы физического здоровья человека.

  3. Перечислите и охарактеризуйте основные ресурсы психологического здоровья человека.

  4. Перечислите основные ресурсы духовного уровня здоровья человека.

  5. Основные организационные стресс-факторы.

  6. Профессиональное здоровье и надежность специалиста.

  7. Профессиональное здоровье и работоспособность специалиста.

  8. Профессиональное здоровье и конкурентноспособность специалиста.

  9. Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья Г. Никифорова

  10. Профессиональные стрессы информационной природы.

  11. Коммуникативные профессиональные стрессы.

  12. Эмоциональне профессиональные стрессы.

  13. Профессиональная идентичность и профессиональное здоровье.

  14. Моральное сознание специалиста и профессиональное здоровье.

  15. Субъектность и профессиональное здоровье.

  16. Профессиональная вредность и профессиональная патология.

  17. Профессиональная реабилитация.

  18. Психосоматические последствия нарушений профессионального здоровья.

  19. Методологические основы психологического прогнозирования профессионального здоровья

  20. Профориентация и профотбор как факторы профессионального здоровья

  21. Адаптация специалиста и профессиональное здоровье

  22. Профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости. Личностные деформации,

  23. трудоголизм, прокрастинация, моббинг, буллинг, агрессия, насилие и презентизм на работе


Модуль 2.

  1. Программы развития здоровья на предприятиях и в организациях..

  2. Здоровый образ жизни: основы профессиональной мотивации к здоровью.

  3. Надежность и безопасность профессиональной деятельности

  4. Безопасность профессиональной деятельности

  5. Концепция профессионального здоровья в летной деятельности В.А. Пономаренко.

  6. Инфраструктура системы охраны здоровбья на рабочем месте.

  7. Профессиональное здоровье как показатель компетентности менеджера.

  8. Исследования управленческого ст ресса.

  9. Здоровье руководителя и эффективность деятельности организации.

  10. Взаимосвязь работы, семьи и личной жизни

  11. WELLNESS-технологии в программах развития профессионального здоровья.

  12. Корпоративная культура и здоровье персонала.

  13. Инсентив-туры и тимбилдинг как проекты поддержки профессионального здоровья.

  14. Субъекты охраны профессионального здоровья.

  15. Профессиональное здоровье в летной деятельности.

  16. Профессиональное здоровье в управленческой деятельности.

  17. Профессиональные риски и здоровье педагога и психолога


6.2. Проектное задание:

Разработать организационную программу укрепеления профессионального здоровья в соответствии со следующими шагами:

1. Выбрать и описать по основным параметрам организацию, для которой будет разрабатываться проект программы оздоровления.

2. Описать основные факторы, влияющие на состояние здоровья основных уровней работников организации (можно в виде таблицы).

3. Для каждого неблагоприятного фактора разработать систему корректирующих мероприятий.

4. Разработать собственно программу укрепеления профессионального здоровья данной организации, указав в ней мероприрятие (с кратким описанием целей и средств каждого), ответственных и ориентировочное экономическое обеспечение.

5. Оформить работу в письменном виде (15 стр.), либо в виде проекта - презентации (не менее 20 слайдов).

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2000г.

  2. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. Психологические исследования, 2012. Том 5, №

  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник.- Вып.3.- Ростов-на-Дону, 1998. С. 412 - 419.

  4. Гришина Н.В. Помогающие отноения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб,: Изд-во СПбГУ, 1977. С. 143 - 156.

  5. Дикая Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в 21 веке // Психологический журнал, 2002. Т.23. № 6. С. 18 - 37.

  6. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека // Прикладная психология, 2003. № 4-5. С. 45 - 52.

  7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 1. С. 90 - 101.

  8. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/ Под ред. Проф. Г.С. Никифорова.-СПб.: Речь, 2006.- 486 с.

  9. Толочек В.А. Современная психология труда. Учебное пособие. - СПб, Питер, 2005.- 479 с.

  10. К.Романов. Психологическая культура специалистов как фактор профессионального мастерства // Прикладная психология и психоанализ. № 1-2003г. С. 19-29.


7.2. Дополнительная литература:

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. С.-Птб, 1998

  2. .Васильева О.С., Правдина Л.Р. Книга о новой физкультуре. Ростов-на-Дону, «БИОС», 2001.

  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Акаде­мия, 2001. - 352 с.

  4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (Учебник для вузов). Владос, 2004

  5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоро­вья человека. М., Владос, 2000.

  6. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. Обзор по материалам РАМН, научный совет «Фундаментальные основы здоровья». М., 1994.

  7. Муравов И. Оздоровительные эффекты физической культуры. Киев, 1996.

  8. Психология здоровья. Учебник для вузов./ под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Питер, 2003.

  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции - Спб.: Питер, 2006.

  10. Васютин А. Стратегия саморегулирования или как стать хозяином своей жизни. - М.: - ЭКСМО-Пресс, 2002.

  11. Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП. - М.: Эксмо, 2004

  12. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК»,2002.

  13. Петрушин. В.И. Валеология Изд-во Гардарики, 2002.

  14. Практикум по валеологии для высших учебных заведений./ под ред. Кураева, Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2001.

  15. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - Спб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. -

  16. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. - М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса,2003.

  17. Социальная психология личности. / Под ред. проф. Лабунской В.А. М., Гар­да­рики, 1999.

  18. Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический Проект; Трикста, 2006.

7.4. Интернет-ресурсы:

- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

- учебно-методические ресурсы (УМКД «Психология профессионального здоровья».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Учебно-лабораторное оборудование

Компьютерный класс (12 посадочных мест) факультета психологии ЮФУ для проведения лабораторных заданий.

8.3. Технические и электронные средства:

- кафедральная оргтехника: ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;

- презентация по дисциплине.

Имеется доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля магистрантов.

9 Учебная карта дисциплины

9.1. Учебная карта дисциплины «Психология профессионального здоровья» (ДО)

Виды контр мероприятий

Текущий контроль

Рубежный контроль


Модуль 1 Основные предметные области психологии профессионального здоровья

35

10

Посещение 1 з - 1б

9


Контрольная р


5

Собеседование

18

5

Проектное задание

8



Модуль 2 Методы развития профессионального здоровья

35

10

1.

Посещение 1 з - 1б

7


2

Контрольная р


5

3

Собеседование

10

5

4

Проектное задание

18



Всего

70

20


Бонусные баллы

До 10

- активная работа на каждом занятии 5

- успешная защита хорошо разработанного проектного задания - 5




© 2010-2022