Советы учителю для работы с детьми, у которых речевые нарушения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советы учителю

Речевые нарушения

Несколько советов учителю

• Когда вы заметили, что в вашем классе есть ученик, который имеет сказанные трудности, проконсультируйтесь с учителями, которые обучали ребенка в предыдущие годы. • Обратитесь к психологу и логопеду, поговорите с родителями. Выполняйте все указания и рекомендации специалистов.

• От состава команды, которую вы организуете, зависит правильность определения диагноза, стратегии коррекционной помощи и выбор необходимых средств для успешного обучения ребенка в вашем классе. • Спрашивайте у ученика о трудностях, которые он / она испытывает во время восприятия, обработки, применения информации (нового материала). Выясните, какую информацию ученик не воспринимает. • Предложите другой способ (если ученик не может читать, объясните устно, если не воспринимает на слух - подайте в письменном виде).

• Выполняйте все рекомендации логопеда, других специалистов, родителей о специальных упражнений и адаптации материала для конкретного ученика.

• Узнайте о возможности использования специальных компьютерных программ (например, преобразование печатного текста в аудио воспроизведения), других технических средств, в зависимости от особенностей обучения конкретного ученика.

Дети с задержкой психического развития

Несколько советов учителю

• Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. В то же время, будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика. • Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изучено.

• Поощряйте ученика, поддерживайте положительную мотивацию обучения.

• Несколько замедлите темп обучения, учитывая снижены психическую выносливость и умственную работоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то многократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (объясните новый материал к уроку, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и т.п.).

• расчленяет задание на отдельные небольшие части. Если необходимо - составляйте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать.

• Практикуйте прикладное применение приобретенных учеником знаний.

• Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнения задания.

• Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.

• Задачи должны соответствовать возможностям учеников и исключать ощущение устойчивых неудач.

• Отдавайте ученикам достаточно времени для выполнения задачи и практического применения новых умений и навыков, в то же время, слишком длительное выполнение одного упражнения может утомить его. • Не переносите преодоления проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении нуждаются не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, доброжелательного отношения к ребенку.

• Преодоление трудностей в обучении - это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.

Дети с нарушением зрения

Несколько советов учителю

• Через каждые 10-15 минут ученик имеет 1-2 минуты отдохнуть, делая специальные упражнения.

• Освещение рабочего месте ученика должно быть не менее 75-100 кд / м2.

• Уберите все препятствия на пути к рабочему месту ученика.

• В наглядным целесообразно увеличить штифт, фон сделать не белым, а светло-желтым или светло-зеленым.

• Оставляя на классной доске, старайтесь располагать материал так, чтобы у ученика он не сливался в сплошную линию. Выясните, надписи каким цветом мела ученик видит лучше.

• Давайте возможность ученикам подойти к доске или иллюстрации, чтобы лучше рассмотреть написанное.

• Озвучивайте все, что пишете. • Старайтесь все, что пишете на доске, продублировать раздаточным материалом.

• Обратите внимание на качество раздаточного материала: должно быть матовый, а не глянцевый бумагу, шрифт большим и контрастным.

• Ученику с нарушением зрения нужно больше времени на выполнение упражнений, чтение текста. НЕ перегружайте ученика чтением больших текстов во время самостоятельной работы материала, лучше объясните еще раз устно, убедитесь, что он все понял.

• 3 таких предметов как литература, история, география и т.д. можно использовать аудиозаписи.

• Целесообразно пересмотреть требования к письменным работам. Иногда слабовидящих ученику необходимо писать с использованием трафарета, чтобы правильно расположить текст на странице и соблюдать строк. • Чаще проверяйте понимание учеником материала, который подается на уроке.

• Следите за осанкой ученика одновременно не ограничивайте его, когда он слишком близко подносит тексты к глазам.

• Ребенок может плохо видеть выражение вашего лица и не понимать, что вы обращаетесь именно к ней. Лучше подойти к ученику, и касаясь его, обратиться по имени.

• Не лишних движений и не закрывайте ученику источник света, не используйте невербальные средства общения (кивание головой, движения рук и т.д.).

Дети с нарушением слуха

Несколько советов учителю

• Научитесь проверять исправность слухового аппарата ребенка.

• Ознакомьтесь со специальными техническими средствами, которые будут способствовать эффективности учебного процесса. Целесообразно, чтобы учебное заведение приобрел необходимую аппаратуру.

• Ученик должен сидеть достаточно близко, хорошо видеть учителя, одноклассников и иллюстрации. Он должен четко видеть артикуляционный аппарат всех участников урока.

• Используйте как можно больше наглядных.

• Следите за тем, чтобы ученик получал информацию в полном объеме. Звуковую информацию необходимо подкреплять и дублировать зрительным восприятием текста, таблиц, опорных схем и т. • Начиная разговор, привлеките внимание ученика: назовите его по имени или коснитесь его руки. Обращаясь и разговаривая с учеником, смотрите на него, чтобы он мог видеть все ваши движения (артикуляцию, выражение лица, жесты, язык тела).

• Перед там, как начать сообщение нового материала, инструкций по выполнению задания и т.п., убедитесь, что ученик смотрит на вас и слушает.

• Не закрывайте лицо руками, не говорите обернувшись к ученику спиной. Если необходимо - сделайте запись на доске, а затем, повернувшись лицом к классу, повторите написано и прокомментируйте.

• Говорите достаточно громко (но не слишком - это искажает слова), в нормальном темпе, без преувеличения артикуляцию, движения губами.

• Время от времени убеждайтесь, что ученик вас понимает. Не будет считаться бестактным спросить его об этом. Если ученик просит что-то повторить, попробуйте перефразировать сообщение, употребляя короткие простые предложения.

• Если вы не поняли ответ ученика, попросите его повторить еще раз или написать то, что он хотел сообщить.

• Если вы сообщаете сложный материал, содержащий сроки, формулы, даты, фамилии, географические названия, целесообразно предоставить его ученику в письменной форме. Используйте раздаточный материал, наиболее полно передает содержание урока.

• Убедитесь, что все слова в тексте понятны. По возможности упрощайте текст.

• Осуществление речевое общение ученика. Не перебивайте его, дайте возможность высказать мнение. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

Несколько советов учителю • Узнайте больше о церебральный паралич, об организациях, которые оказывают помощь и источники, из которых можно получить полезную информацию.

• Иногда вид ученика с церебральным параличом производит впечатление, что он не сможет учиться как другие. Сосредоточьте внимание на конкретному ребенку и узнайте непосредственно о его личные потребности и способности.

• Проконсультируйтесь с другими учителями, которые в предыдущие годы учили ребенка, по организации учебной среды для именно этого. Родители лучше знают потребности своего ребенка. Они могут немало рассказать об особых потребностях и возможности ученика. Подключив в свою команду физиотерапевта, логопеда и других специалистов, вы сможете использовать лучшие подходы для конкретного ученика, учитывая его индивидуальные и физических возможности. • Путь ученика к его рабочему месту должен быть беспрепятственным (удобное открывание дверей, достаточно широкие проходы между партами и т.д.). Продумайте, каким образом он будет добираться класса, передвигаться в пределах школы, пользоваться туалетом и тому подобное. Вероятно в заведении придется сделать определенные архитектурные изменения (пандус, специальные поручни, приспособления в туалете и т.д.) • Возможно понадобится, чтобы кто-то из персонала или учеников всегда был готов помочь ученику с церебральным параличом (подержать дверь пока заедет тележку, во время преодоления лестницы или порогов и т.п.). Такие помощники должны быть проинструктирован специалистом (ортопедом, физиотерапевтом, инструктором по лечебной физкультуре).

• Научитесь использовать вспомогательные технологии. Найдите экспертов в школе и за ее пределами, которые помогли вам. Вспомогательные технологии могут сделать вашего ученика независимым (специальные устройства для письма, дополнительное оборудование для компьютера и т.д.).

• 3 помощью специалистов или родителей обустройте рабочее место ученика с учетом его физического состояния и особенностей развития учебных навыков (для удержания осанки в удобном положении, для ограничения непроизвольных движений, облегчение письма, чтения).

• Проконсультируйтесь с физиотерапевтом относительно режима нагрузки ученика, необходимых перерывов и упражнений. Напоминайте об этом ученику и следите, чтобы он не переутомился.

• Иногда у детей с церебральным параличом может наблюдаться снижение слуха на высокочастотные тона одновременно сохраняется на низкие. Старайтесь говорить на более низких тонах, убедитесь, что ученик хорошо слышит звуки т, к, с, п, есть, ф, ш.

• Снизьте требования к письменным работам ученика. Возможно ему будет удобно использовать специальные приспособления, компьютер или другие технические средства.

• Следите, чтобы необходимые материалы, учебные принадлежности, иллюстрации были в пределах досягаемости ученика.

• не обременяйте ученика чрезмерным попечительством. Помогайте, когда наверняка знаете, что он не может что-то преодолеть, или когда он обратится за помощью.

• Ученику необходимо больше времени для выполнения задания. Адаптируйте упражнения соответствующим образом, разработайте задачи в виде тестов и тому подобное.

Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания

Несколько советов учителю

• Наиболее целесообразно посадить ученика за первую парту, он будет меньше отвлекаться.

• Расписание уроков должен учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться и воспринимать материал.

• Виды деятельности на уроке должны быть структурированы для ученика в виде карточки четко сформулированных действий, алгоритма решения задачи. • Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.

• Ученику трудно сосредоточиться, поэтому его нужно несколько раз, побудить к исполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задачи таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе всего класса.

• Добивайтесь выполнения задания и проверяйте его. • Поиск разнообразные возможности для выступления ученика перед классом (например, как выполнял задачи, делал во время дежурства, как готовил творческую работу и т.д.).

• Учебный материал нужно по возможности наглядно настолько, чтобы он удерживал внимание ученика и был максимально информативным.

• Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагирует на малейшее ее достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.

• Необходимо постоянно поощрять ученика, реже явно указывать на недостатки, находить корректные способы указать на ошибки.

• Нужно производить положительную мотивацию в обучении.

• Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.

• В случае эпатажных или неадекватных проявлений или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной командой специалистов.

• Тесно, как можно чаще общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.

Дети с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)

Несколько советов учителю

• установить положительный эмоциональный контакт

• используются стереотипы ребенка

• обучать ребенка языке чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных

• обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и воображения позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки

• педагогам не следует использовать травмирующие слова: «ты испугался ...», «не получилось ...».

Задача педагога - предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер • одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания. Психический инфантилизм

Главное в преодолении психического инфантилизма - правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего на социализацию ребенка. Подчеркнуто и настоятельно отличаются понятия «нужно», «нельзя», «нельзя», «хорошо», «плохо»

Дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)

Характерные особенности: - неврозы; - Заикание; - Девиантное поведение; - Антисоциальные поступки Рекомендовано: соблюдение режима труда и отдыха (потому что у детей наблюдается повышенная умственная усталость, расстройства внимания,).

От нормальных детей с ММД отличает:

- Быстрая утомляемость, сниженная умственная работоспособность

- Резко снижении возможности произвольной регуляции поведения (составить план, сдержать обещание) - Зависимость умственной деятельности от социальной активности (один - двигательная расторможенность, при многолюдной обстановке -дезорганизация деятельности);

- Снижение объема оперативной памяти (мало держит информации, трудности образования длительных нервных связей);

- Сформирована зрительно-моторная координация (ошибки на письме при списывании, изображает) - Изменение рабочих и релаксационных ритмов работы мозга (состояние переутомления, рабочие циклы 5-Ю минут, релаксационные - 3-5 минут - ребенок не воспринимает информацию;

Характерные недостатки: внимания, оперативной памяти, повышенная утомляемость.

Рекомендации: после 2-го урока проводить час релаксации: прогулки, завтрак, потом восстанавливается работоспособность. Групповые формы работы, не требующие тишины и дисциплины, психотерапия и игровые методы обучения. Гипердинамический синдром

Чаще всего гипердинамический синдром проявляется в следующих случаях:

Основные признаки: неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, которая проявляется в первые месяцы жизни ребенка, когда ребенок тяжело удержать в руках, как и невропатической. Сказать о гипердинамического ребенка, что она непоседливый - значит не сказать ничего. Она подвижная, как ртуть. Именно гипердинамические дети чаще убегают из ДОУ, но нечаянно, а потому, что вдруг обнаружили щель в заборе или приоткрытые ворота. Руки такого ребенка часто находятся в постоянной работе: что-то мнут, вертят, обрывают, отколупывает. Даже постоять такому ребенку трудно, кажется что еще мгновение - и она помчится куда глаза глядят.

Гипердинамичнисть проявляется в одних детей утром, в других - ближе к вечеру, и становится проблемой уложить спать такого ребенка. Даже в кроватке ребенок продолжает играть и засыпает, стоя на коленях и локтях, взбивая до утра простыню от частых вертинь сне. Импульсивность гипердинамического ребенка напоминает короткое замыкание: увидел - схватил - побежал. Часто такие дети не держат зла, хотя довольно часто ссорятся и мирятся с детьми. Если же наблюдаются озлобленность, агрессивность, жестокость, то можно думать, что у ребенка более грубые повреждения головного мозга, которые заметны на электроэнцефалограмме. Сама большая проблема гипердинамического ребенка - это отвлечение, неустойчивость внимания. Новые впечатления вытесняют предыдущие, ни одно дело не доводится до конца. На уроках учителю не удается привлечь внимание такого ученика и что самое обидное, что он не помнит объяснений и никогда не знает, что было задано на дом. На письме частые пропуски букв, недописывание слов и предложений. Гипердинамического ребенок интересуется всем, но она не любознательный. Смотрит на все и ничего не замечает. Поверхностные знания, хаос в голове как и в карманах и портфеле приводят к упрощенным знаний о жизни. Пик проявления гипердинамического синдрома - 6-7 лет и при благоприятных условиях воспитания снижается до 14-15 лет. По неправильных условий воспитания с 13 лет приобретают разрушительной силы и определяют судьбу уже взрослого человека. Частые упреки, наказания вызывают протесты, ведь у ребенка повреждена нервная система - она ​​имеет повышенную возбудимость. Часто гипердинамические дети становятся лидерами в группах трудных подростков, игнорируют обучения. Итак, ведущей проблемой является расторможенность и неустойчивость внимания. Внимание формируют как и у детей при задержке умственного развития, последовательно и настойчиво.

Позитив: имеет много друзей, много общается, не скулят, не унывает. Очень эмоциональный ребенок, подвергающейся добрых слов и внушения. Самым невыносимым наказанием является посадить такого ребенка на определенное время без дела, телевизора, подальше от окна. Бездействие - всего запоминает и утомляет. Система воспитания должна основываться на четком соблюдении режима, поощрениях и наказаниях.

Гиподинамический синдром

наблюдается в каждой 4-го ребенка. Во время микрородовои травмы повреждаются подкорковые структуры головного мозга, ребенок заторможен, малоподвижная и дряблая. Ослабленные мышцы тела, слабая координация способствуют накоплению лишнего веса, что приводит к уединению ребенка в коллективе. Такие дети напоминают умственно отсталых и только мать знает, что ребенок умный. Плохая успеваемость в школе огорчает ребенка только потому, что это расстраивает маму. Часто дети стремятся сесть на последнюю парту, быть незаметными, избегают уроков физкультуры за своей неуклюжести, сверстники дают прозвище «тюфяк». Ребенок дряблая не только физически, но и эмоционально и умственно. Помощь: заинтересовать чем-то, по-доброму относиться (никаких подергиваний и рецензий). Развивать физическую активность, диета. Часто проявляется дизартрия, дисграфия - плохой почерк, пропуски гласных, зеркальное письмо. Помощь невропатолога и психиатра необходима. Рекомендовано обучение в санаторных школах и облегченный учебный режим

© 2010-2022