Рабочая коррекционно-развивающая программа по психологическому сопровождению обучающихся 5 класса с ОВЗ

Психологическое сопровождение учащихся с ЗПР  является важным направлением деятельности педагога-психолога.   Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ЗПР являются как групповые,  так и индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Возраст учащихся в 5 классе еще позволяет развивать познавательную сферу, поэтому небольшой блок занятий отводится для этой цели. Цель программы: оказание помощи детям...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая коррекционно- развивающая программа по психологическому сопровождению обучающихся 5 класса с ОВЗМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46 с. Бараники



Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ №46 с совета приказ № 1 _________Л.И.Макаренко

от 29.08.2014г. приказ № 244 от 29.08.2014г.






Рабочая коррекционно- развивающая программа

по психологическому сопровождению

обучающихся 5 класса с ОВЗ,

на 2014- 2015 учебный год.





Составитель:

педагог- психолог

Лунина С.В.









с. Бараники

2014г

Пояснительная записка.



Психологическое сопровождение учащихся с ЗПР является важным направлением деятельности педагога-психолога.

Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ЗПР являются как групповые, так и индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Возраст учащихся в 5 классе еще позволяет развивать познавательную сферу, поэтому небольшой блок занятий отводится для этой цели.

В МБОУ СОШ № 46 в 2014-2015 учебном году в 5 классе обучается один ученик с ОВЗ, поэтому программа будет реализована, через индивидуальные занятия с учеником.

Учащиеся средней школы - подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания - способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.

Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.

Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

  2. Предупреждение дезадаптации детей в школе.

  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.

  4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.

  5. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.

  6. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.

  7. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

Принципы:

  • Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.

  • Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

  • Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

Режим работы: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 45 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Ожидаемые результаты: сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности; более развиты интеллектуальные способности учащихся; более развиты мотивационная и эмоциональная сфера подростков, межличностных отношений подростков; более сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения; лучше развита личность подростка, снижение внутриличностных противоречий.

Критерии эффективности:

  1. Психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.

  2. Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течении всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

  3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия.

  4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого- педагогического статуса учащихся.

Содержание программы

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце года).

Второй этап: развитие и коррекция познавательной сферы.

Третий этап: развитие и коррекция эмоционально- личностной сферы (Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы).





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятия

Дата

Формы и методы работы

Кол-во часов

1. Вводное.

09.09

- Информирование;

- беседа;

- психогимнастические упражнения;

- игры и упражнения на групповое взаимодействие.

1




Занятия диагностического блока.


2. Диагностика познавательной сферы

16.09

25.11

- Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

3. Диагностика эмоционально-личностной сферы

23.09

19.05

- Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2




Занятия на развитие познавательной сферы.


4. Развитие внимания.

30.09

07.10

- Игры и упражнения на развитие объема внимания;

- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;

- игры и упражнения на развитие способности переключать и распределять внимание;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

5. Развитие памяти.

14.10

21.10

- Игры и упражнения на развитие разных видов памяти;

- игры и упражнения на развитие точности запоминания;

- игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

6. Развитие мышления.

28.10

11.11

18.11

- Игры-загадки и ребусы;

- игры и упражнения на развитие операций мышления;

- игры и упражнения на развитие творческого, логического, словесного мышления;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

3




Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы.


Тема № 1. Агрессия и ее роль в развитии человека.

Занятие № 1. Я повзрослел

Занятие № 2. У меня появилась агрессия

Занятие № 3. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

Занятие № 4. Конструктивное реагирование на агрессию.

Занятие №5. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться

02.12

09.12

16.12

23.12

13.01

20.01

ЦЕЛЬ: помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

- Информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- сказкотерапия;

- релаксационные упражнения.

7

Тема №2. Уверенность в себе и ее роль в развитии.

Занятие №6. Зачем человеку нужна уверенность в себе?

Занятие №7. Источники уверенности в себе.

Занятие №8. Какого человека мы называем неуверенным в себе?

Занятие №9. Я становлюсь увереннее

Занятие № 10. Уверенность и самоуважение.

Занятие №12. Уверенность и самоуважение с другим.

Занятие № 13. Уверенность в себе и милосердие.

Занятие № 14. Уверенность в себе и непокорность.

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

03.03

10.03

17.03

Цель: помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.

- Информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- сказкотерапия;

- релаксационные упражнения.

8

Тема № 3. Конфликты и их роль в усилении Я.

Занятие № 15. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

Занятие № 16. Способы поведения в конфликте:

отступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта

Занятие № 17. Конструктивное разрешение конфликтов

Занятие № 18. Конфликт как возможность развития

Занятие № 19. Готовность к разрешению конфликта

Занятие № 20. Ценности и жизненый путь человека

Занятие № 21. Мои ценности

Занятие № 22. Заключительное.

24.03

07.04

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05

26.05

Цель: помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

- Информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- релаксационные упражнения.

8



ИТОГО:


34 часа

Список литературы:



1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008.

2. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. - Вологда, 2010.

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.

5. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

7. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5- 6 классы)

8. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. - СПб.: Речь, 2006.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - М., 1995.






© 2010-2022