- Преподавателю
- Школьному психологу
- Консультация для родителей «Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
Консультация для родителей «Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марданшина Л.Ф. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
Во время болезни малыша и в период его выздоровления важную роль играет психологический климат в семье, в детском саду и т. д. И это не случайно: более чем 70% болезней имеют психосоматическую природу.
Человек болеет в том случае, когда защитных сил организма не хватает, чтобы противостоять микробам. Ослабление иммунитета происходит в результате физиологических стрессов (недостаток кислорода, витаминов, непосильные физические нагрузки, переохлаждение и т. д.) и психологических травм, в основе которых лежат конфликты в семье, ссоры с другими детьми и т. п. Кроме того, физиологические стрессы плохо сказываются не только на физическом состоянии ребенка, но и на его психике. Психологический комфорт (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получил название «психологической безопасности».
Психологическая безопасность не только обеспечивает успешное психическое развитие ребенка, но и способствует более быстрому выздоровлению при различных заболеваниях. Однако если дома мы еще в состоянии оградить малыша от травмирующих факторов, то в дошкольных учреждениях в период выздоровления его могут ожидать опасности. Поэтому давайте подробнее поговорим об основных источниках угрозы психологической безопасности ребенка (осведомлен - значит, вооружен!), чтобы по мере сил совместно с воспитателями их устранять.
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». Психологическая безопасность - такое состояние, когда обеспечено успешное психологическое развитие ребенка, а следовательно, и более быстрое выздоровление. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка. Если дома мы еще в состоянии оградить ребенка от травмирующих факторов, то в
дошкольных учреждениях в период выздоровления ребенка могут ожидать опасности.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Для того чтобы источники угрозы психологической безопасности у детей отсутствовали в детском саду проводится профилактическая работа: групповые и индивидуальные консультации родителей и воспитателей; с детьми проводятся занятия по развитию коммуникативных навыков; с детьми которые имеют проблемы в личностном развитии проводится коррекционная работа.
Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
-
Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
-
Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно существуют критерии отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
-
Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
-
Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
-
Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
-
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
-
Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
-
Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
-
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
-
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
-
Неблагоприятные погодные условия.
-
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т.п.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
-
Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
-
Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
-
Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
-
Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
-
Патология физического развития, например нарушения зрения, слуха и т.п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
-в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве, непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой , не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других проявлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабльными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей.
Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог ДОУ при участии родителей и воспитателей группы.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.
С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут своих родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде ДОУ проходит или уже прошла успешно.