- Преподавателю
- Школьному психологу
- Отчёт о работе педагога-психолога за год
Отчёт о работе педагога-психолога за год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанцова Е.А. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ψ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11
г.Вольска Саратовской области»
Анализ работы
педагога-психолога Степанцовой Е.А.
за 2013 - 2014 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Для достижения задач проводилась работа в нескольких направлениях.
-
Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки, в том числе ПП и ПО.
-
Проведение мониторингов качества образовательного процесса.
-
Коррекционная работа.
-
ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.
-
ППС ФГОС ООО и ФГОС НОО.
В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и уполномоченным по защите прав участников педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинг по формированию ключевых компетенций (4-е, 9-е, 11 кл):
Мониторинг (сводный)
по формированию ключевых компетенций
апрель 2013 - 2014 уч.год
Методика
Всего приняли участие
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах
58
2
3%
24
41%
32
56%
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах
58
0
0
25
43%
33
57%
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах
58
0
0
4
7%
54
93%
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах
35
0
0
2
6%
33
94%
Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах
43
0
0
17
39%
26
61%
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах
43
1
2%
15
35%
27
63%
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах
43
0
0
17
39%
26
61%
Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах
43
2
5%
12
28%
29
67%
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах
43
1
2%
11
25%
31
73%
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах
31
1
3%
5
16%
25
81%
Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах
21
0
0
8
38%
13
62%
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах
21
2
9%
2
9%
17
82%
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах
21
0
0
6
28%
15
72%
Закры-тая позиция
Пассивный участник
Активный
ученик
Инициа-тивный ученик
Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах
21
--
1
4%
11
52%
9 (44%)
Методика Л.Н.Кабардовой «Выявление уровня профессиональной готовности учащихся» 11кл.
Всего приняли участие
Доля учащихся, осуществивших выбор, %
Ч-З (количество
\процент)
Ч-Т (количество
\процент)
Ч-П (количество
\процент)
Ч-ХО (количество
\процент)
Ч-Ч (количество
\процент)
Нет выбора
5 ( 24%)
8 ( 38%)
2 ( 9%)
1(5%)
5 ( 24%)
0
21
100%
Работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС НОО) (62 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). С отдельной группой детей проводились занятия по программе «Успешный ученик». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.
Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.
Работа по адаптации учащихся пятого и шестого классов в рамках ФГОС (ООО) (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено.
Формирование УУД уч-ся 5-х классов
УУД
Высокий уровень (%)
Средний уровень (%)
Низкий уровень
(%)
Личностные
30%
55%
15%
Регулятивные
8%
81%
11%
Познавательные
16%
76%
8%
Коммуникативные
45%
50%
5%
Обобщённый показатель
25%
65%
10%
Формирование УУД уч-ся 6-х классов
УУД
Высокий уровень (%)
Средний уровень (%)
Низкий уровень
(%)
Личностные
42%
52%
6%
Регулятивные
22%
77%
1%
Познавательные
25%
70%
5%
Коммуникативные
60%
40%
0
Обобщённый показатель
37%
60%
3%
В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и консультативная работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».
Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, учащиеся 8 классов определились с выбором элективных курсов и дальнейшего выбора профиля обучения на следующий год, а учащиеся 9 класса определились с профилем обучения. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.
За 2013 -2014 учебный год проведено 157 консультаций (родители, учителя, учащиеся). Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:
1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,
2) заниженным уровнем учебной мотивации
Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжена работа по повышению уровня учебной мотивации.
В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса (выступления на родительских собраниях, как общешкольных, так и классных).
Работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи ГИА и ЕГЭ велась с учениками 11, 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками по муниципальной программе «Психологическое сопровождение обучающихся, стоящих на всех видах учёта», в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.
В течение года велась работа по организации научно-исследовательской деятельности: Землянскова Анна ученица 10 класса, Иматова Аминя 10 кл, Самохвалова Анастасия и Мнацаканян Арменеу (9 «А» кл) занимали призовые места в муниципальных и школьных конкурсах НИР.
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу - это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.
Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
По подготовке к ПП и ПО проведена следующая работа:
-
Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов.
-
Контрольная диагностика уч-ся 10-х кл. «Уровень комфортности» ПО
-
Контрольное анкетирование 9-х кл. по выбору элективных курсов.
-
Элективный курс «Мой выбор» для уч-ся 8-х классов.
-
Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.
-
Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».
-
Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.
С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае. Традиционно в конце учебного года проводится диагностика уровня удовлетворённости родителей учащихся школы:
Уровень удовлетворённости школой родителей
2013 - 2014 учебный год
Вопросы
(Довольны ли Вы….)
2010-2011г
2011-2012г
2012-2013г
2013 - 2014
№
Да
Да
Да
Да
1
Уровнем преподавания
81%
84%
84%
87%
2
Организацией школьного быта
89%
89%
91%
91%
3
Питанием в школе
64%
66%
67%
66%
4
Материально-техническим оснащением школы
75%
78%
82%
86%
5
Отношением между учащимися в классе
57%
60%
60%
62%
6
Отношением вашего ребёнка с педагогами
89%
93%
92%
93%
7
Может ли ваш ребёнок сказать: «Моя школа лучше всех»
68%
69%
69%
71%
-
уровень удовлетворённости родителей школой достаточно высок (уровень обучения, организация школьного быта, отношения с педагогами и др.).
-
По-прежнему уровень удовлетворения родителей отношениями среди учащихся ниже чем всё остальное.
-
71% детей могут сказать «Моя школа лучше всех» - это хороший показатель работы школы.
Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Приобретены диски (медиатека психолога), психологическая литература, диагностический и тренинговый материал.
В этом году в рамках платных образовательных услуг в школе первоклассника проводились занятия по программе «Развивай-ка». Данная программа направлена на развитие учебных навыков способствующих лучшей адаптации детей к школе.
ВЫВОДЫ
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано - выполнено. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Развивай-ка» позволила более чётко организовать групповую коррекционную работы, что всегда бывает сделать непросто.
С детьми «группы риска» проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.
Остаётся проблемой правонарушение учащихся. Предполагаемые причины правонарушений:
-
Низкая воспитательная работа в семье.
-
Не всегда выдерживаются требования в воспитательной цепочке: администрация - классный руководитель - родители.
Что может сделать школа:
-
В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений, опять же на ранней стадии.
-
Каждому классному руководителю особое внимание уделить индивидуальной работе с учащимися и нравственному воспитанию.
-
Активизировать родительский всеобуч в данном направлении.
На сайте школы продолжает работать "Страничка психолога", которая регулярно обновляется.
На этой страничке вывешиваются рекомендации детям, родителям и учителям. Освещаются текущие школьные мероприятия проводимые совместно с психологом школы.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
-
Усилить работу на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
-
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку категории детей с проблемами в поведении и нарушением учебных навыков.
-
Продолжить проведение коррекционных занятий по программам: («Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 - 9-х классов, «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл.)
-
Активизировать проведение индивидуальных консультаций для всех категорий участников ОП.
-
Работа по программе «Развивай-ка» в школе будущих первоклассников
-
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания в рамках ФГОС (НОО, ООО).
Педагог-психолог Степанцова Е.А.
____________________