Отчёт о работе педагога-психолога за год

Анализ работы педагога-психолога Степанцовой Е.А. за  2013 – 2014 учебный год. Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога. ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Для достижения задач проводилась работа в нескольких направлениях. 1.    Оказание своевре...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ψ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11

г.Вольска Саратовской области»

Отчёт о работе педагога-психолога за год.

Анализ работы

педагога-психолога Степанцовой Е.А.

за 2013 - 2014 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Для достижения задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки, в том числе ПП и ПО.

  2. Проведение мониторингов качества образовательного процесса.

  3. Коррекционная работа.

  4. ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.

  5. ППС ФГОС ООО и ФГОС НОО.

В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и уполномоченным по защите прав участников педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинг по формированию ключевых компетенций (4-е, 9-е, 11 кл):

Мониторинг (сводный)

по формированию ключевых компетенций

апрель 2013 - 2014 уч.год

Методика

Всего приняли участие

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах

58

2

3%

24

41%

32

56%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах

58

0

0

25

43%

33

57%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах

58

0

0

4

7%

54

93%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах

35

0

0

2

6%

33

94%

Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах

43

0

0

17

39%

26

61%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах

43

1

2%

15

35%

27

63%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах

43

0

0

17

39%

26

61%

Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах

43

2

5%

12

28%

29

67%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах

43

1

2%

11

25%

31

73%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах

31

1

3%

5

16%

25

81%

Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах

21

0

0

8

38%

13

62%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах

21

2

9%

2

9%

17

82%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах

21

0

0

6

28%

15

72%

Закры-тая позиция

Пассивный участник

Активный

ученик

Инициа-тивный ученик

Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах

21

--

1

4%

11

52%

9 (44%)

Методика Л.Н.Кабардовой «Выявление уровня профессиональной готовности учащихся» 11кл.

Всего приняли участие

Доля учащихся, осуществивших выбор, %

Ч-З (количество

\процент)

Ч-Т (количество

\процент)

Ч-П (количество

\процент)

Ч-ХО (количество

\процент)

Ч-Ч (количество

\процент)

Нет выбора

5 ( 24%)

8 ( 38%)

2 ( 9%)

1(5%)

5 ( 24%)

0

21

100%

Работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС НОО) (62 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). С отдельной группой детей проводились занятия по программе «Успешный ученик». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.

Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.

Работа по адаптации учащихся пятого и шестого классов в рамках ФГОС (ООО) (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено.

Формирование УУД уч-ся 5-х классов

УУД

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

Личностные

30%

55%

15%

Регулятивные

8%

81%

11%

Познавательные

16%

76%

8%

Коммуникативные

45%

50%

5%

Обобщённый показатель

25%

65%

10%

Формирование УУД уч-ся 6-х классов

УУД

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

Личностные

42%

52%

6%

Регулятивные

22%

77%

1%

Познавательные

25%

70%

5%

Коммуникативные

60%

40%

0

Обобщённый показатель

37%

60%

3%

В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и консультативная работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».

Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, учащиеся 8 классов определились с выбором элективных курсов и дальнейшего выбора профиля обучения на следующий год, а учащиеся 9 класса определились с профилем обучения. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.

За 2013 -2014 учебный год проведено 157 консультаций (родители, учителя, учащиеся). Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) заниженным уровнем учебной мотивации

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжена работа по повышению уровня учебной мотивации.

В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса (выступления на родительских собраниях, как общешкольных, так и классных).

Работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи ГИА и ЕГЭ велась с учениками 11, 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками по муниципальной программе «Психологическое сопровождение обучающихся, стоящих на всех видах учёта», в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.

В течение года велась работа по организации научно-исследовательской деятельности: Землянскова Анна ученица 10 класса, Иматова Аминя 10 кл, Самохвалова Анастасия и Мнацаканян Арменеу (9 «А» кл) занимали призовые места в муниципальных и школьных конкурсах НИР.

Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу - это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.

Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.

По подготовке к ПП и ПО проведена следующая работа:

  • Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов.

  • Контрольная диагностика уч-ся 10-х кл. «Уровень комфортности» ПО

  • Контрольное анкетирование 9-х кл. по выбору элективных курсов.

  • Элективный курс «Мой выбор» для уч-ся 8-х классов.

  1. Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.

  2. Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».

  3. Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.

С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае. Традиционно в конце учебного года проводится диагностика уровня удовлетворённости родителей учащихся школы:

Уровень удовлетворённости школой родителей

2013 - 2014 учебный год

Вопросы

(Довольны ли Вы….)

2010-2011г

2011-2012г

2012-2013г

2013 - 2014

Да

Да

Да

Да

1

Уровнем преподавания

81%

84%

84%

87%

2

Организацией школьного быта

89%

89%

91%

91%

3

Питанием в школе

64%

66%

67%

66%

4

Материально-техническим оснащением школы

75%

78%

82%

86%

5

Отношением между учащимися в классе

57%

60%

60%

62%

6

Отношением вашего ребёнка с педагогами

89%

93%

92%

93%

7

Может ли ваш ребёнок сказать: «Моя школа лучше всех»

68%

69%

69%

71%

  • уровень удовлетворённости родителей школой достаточно высок (уровень обучения, организация школьного быта, отношения с педагогами и др.).

  • По-прежнему уровень удовлетворения родителей отношениями среди учащихся ниже чем всё остальное.

  • 71% детей могут сказать «Моя школа лучше всех» - это хороший показатель работы школы.

Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Приобретены диски (медиатека психолога), психологическая литература, диагностический и тренинговый материал.

В этом году в рамках платных образовательных услуг в школе первоклассника проводились занятия по программе «Развивай-ка». Данная программа направлена на развитие учебных навыков способствующих лучшей адаптации детей к школе.

ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано - выполнено. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Развивай-ка» позволила более чётко организовать групповую коррекционную работы, что всегда бывает сделать непросто.

С детьми «группы риска» проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

Остаётся проблемой правонарушение учащихся. Предполагаемые причины правонарушений:

  1. Низкая воспитательная работа в семье.

  2. Не всегда выдерживаются требования в воспитательной цепочке: администрация - классный руководитель - родители.

Что может сделать школа:

  1. В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений, опять же на ранней стадии.

  2. Каждому классному руководителю особое внимание уделить индивидуальной работе с учащимися и нравственному воспитанию.

  3. Активизировать родительский всеобуч в данном направлении.

На сайте школы продолжает работать "Страничка психолога", которая регулярно обновляется.

На этой страничке вывешиваются рекомендации детям, родителям и учителям. Освещаются текущие школьные мероприятия проводимые совместно с психологом школы.

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Усилить работу на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.

  2. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку категории детей с проблемами в поведении и нарушением учебных навыков.

  3. Продолжить проведение коррекционных занятий по программам: («Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 - 9-х классов, «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл.)

  4. Активизировать проведение индивидуальных консультаций для всех категорий участников ОП.

  5. Работа по программе «Развивай-ка» в школе будущих первоклассников

  6. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания в рамках ФГОС (НОО, ООО).



Педагог-психолог Степанцова Е.А.

____________________



© 2010-2022