КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНЧЕННЫМИ ВОЗОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТАВМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инна Юрьевна Бондаренко,

педагог-психолог,

МАОУ гимназия №24,

г. Ставрополь, 2015г.

«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНЧЕННЫМИ ВОЗОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТАВМИ АРТ-ТЕРАПИИ»


Аннотация


В статье рассматривается проблема эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. А также освещены вопросы оказания помощи детям, имеющим повышенную тревожность, с использованием психотерапевтических техник.

По данным исследователей в области психологии, в последнее десятилетие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, в результате чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная коррекция, становится наиболее актуальной.

Одним из основных факторов эмоциональной неустойчивости детей является тревожность. Тревожность рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Состояние тревожности чаще повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, психофизиологических нарушениях, а также у здоровых детей переживающих последствия психотравмы (развод или смерть родителей, жестокое обращение, алкоголизм в семье, межличностные конфликты, тяжелая болезнь самого ребенка или близкого ему человека, поступление в школу, детский сад, и т.д.), у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности [11, 8].

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. При этом среда, в которой развивается ребенок, играет важную роль, способствуя образованию системы отношений, центром которой является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.

Г. М Бресав в своей книге описывает, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности в которой испытывают затруднения [2]. В жизни каждого тревожного ребенка постоянно присутствуют беспокойство, астеническое состояние, эмоциональное напряжение, неуверенность в себе и в своих действиях. Все это ведет к дисгармоничному развитию. Поэтому одной из приоритетных задач работы психолога является помощь детям с симптомами тревожности.

Наиболее остро проблема тревожных состояний встает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития не позволяющие детям вести полноценную жизнь [6].

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Примерно у 80% детей с ОВЗ отмечаются нарушения в психоэмоциональной сфере. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей и основной особенностью является нарушение или задержка в развитии [8]. Им свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям «особенных детей» относятся: 1) Дети с нарушениями слуха; 2) Дети с нарушениями зрения; 3) Дети с нарушениями речи; 4) Дети с нарушениями ОДА; 5) Дети с умственной отсталостью; 6) Дети с ЗПР; 7) Дети с нарушениями поведения и общения; 8) Дети с комплексными нарушениями психофизиологического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Так же к детям с ОВЗ относятся те, которые посещают общеобразовательные учреждения (школы, детские сады), но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. К этой категории относятся, прежде всего, педагогически запущенные дети. В каждой школе их не менее 10-15%. Задержка психического развития у них вызвана не патологией, а дефицитом внимания со стороны взрослых. Эти дети обучаясь в общеобразовательной школе, попадают в число учащихся с отклонениями в поведении, проблемами в обучении (полное не усвоение школьной программы) и в эмоционально-личностной сфере (прежде всего наличие повышенного уровня тревожности) [1].

Важно отметить, что к детям с ОВЗ не относятся дет, которые плохо усваивают школьную программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме, либо педагогически запущен.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Основными причинами появления детей с ОВЗ считаются:

1) Эндогенные (или внутренние): пренатальные, нотальные, постнатальные.

2) Экзогенные (или внешние): причины социально биологического характера - это экология, табакокурение, наркомания и т.д.

Внутренний мир «детей с особыми нуждами» достаточно сложен и многогранен. Чтобы помочь таким детям увидеть, необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально-личностном развитии [3].

Распространенным средством, способным решить данные проблемы детей, считается «арт-терапия». Арт-терапия - (от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [10].

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году. Этот метод был применен в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы [7].

Арт-терапия является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - можно помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, в частности, снижения тревожности, освобождения от негативных состояний формирования адекватной самооценки. Поэтому в последнее время данный метод все больше используется психологами в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими эмоционально-личностные нарушения и дает положительные результаты.

Арт-терапия выполняет ряд важных функций в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Во -первых, это освобождение от негативных состояний; во -вторых, снимает нервно-психическое напряжение; в - третьих, формирует межличностное поведение и самооценку.

Основная техника арт-терапевтического воздействия - это техника активного воображения, открывающая неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я» [5].

Существуют различные виды арт-терапии. Наиболее распространенными видами являются: изотерапия, игротерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др. Важно отметить, что при выборе того или иного вида арт-терапии, необходимо учитывать возраст и особенности детей с ОВЗ. А также нельзя ограничиваться только одним видом арт-терапевтического воздействия, так как сочетание нескольких видов «творчества» даст наиболее положительный результат [5].

Арт-терапия в коррекции детской тревожности является самым безопасным и интересным методом. Данный метод наиболее подходит детям имеющие такие проблемы как: задержка психического развития, речевые трудности, умственная отсталость, аутизм, где «вербальный» контакт затруднен. Так, «терапевтическое» рисование это не создание произведения искусства, а формирование положительной мотивации, помогающая преодолеть страхи детей перед трудностями, которые вызваны их психофизиологическими «дефектами».

На базе МАОУ гимназии №24 г. Ставрополя было проведено исследование уровня тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Было обследовано 15 детей в возрасте 8-9 лет. В соответствии с их возрастными особенностями были выбраны следующие методики исследования: «Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ)» (разработанная ГУ «Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева) и проективная методика М. А. Панфиловой «Кактус».

С помощью методики МОДТ было установлено, что независимо от возраста испытуемых у 60% детей с ОВЗ преобладает повышенный уровень тревожности, связанный с оценкой окружающих, тревогой во взаимоотношениях со сверстниками, тревогой, возникающей в ситуациях самовыражения, а также с таким фактором, как повышение вегетативной реактивности. У 40% детей выявлен средний уровень тревожности, являющийся нормой, необходимой для оптимальной адаптации ребенка в социуме. Низкого уровня выявлено не было.

С помощью методики «Кактус» были определены дополнительные показатели способствующие развитию высокой тревожности. Так, из 60% детей с повышенной тревожностью, у 15% отмечались ярко выраженная импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству; у 25% отмечались отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества, агрессивность; и у 20% - интровертный тип личности, неуверенность в себе, зависимость скрытность, осторожность.

Анализируя результаты исследования, было установлено, что основные проблемы нарушения развития эмоциональной сферы детей, проявляется в повышенном уровне тревожности, агрессивных реакциях, неадекватной самооценке в наличии страхов, неблагоприятном общем психоэмоциональном состоянии, а также в закреплении данных негативных эмоций.

Весьма очевидно, встал вопрос о необходимости коррекционно-развивающей работе. Данная работа проводилась с использованием изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии. Дети делились на возрастные группы. Разработанный комплекс состоял из 15 занятий, которые проводились 1 раз в неделю. Занятия по снижению тревожности средствами арт-терапии строились с учетом накопленного опыта, в основу которого легли разработки О. В. Хухлаевой, Н. М Погосовой, Л. Д. Лебедевой и др. Комплекс занятий был направлен на: снятие эмоционального напряжения и развитие эмоций, коррекцию тревожности и страхов, формирование адекватной самооценки, обучение навыкам саморегуляции, обогащение индивидуального опыта детей.

В процессе работы нами использовались различные виды материалов: бумага, карандаши, восковые мелки, журналы, фольга, различный текстиль, природный материал, пластилин, кисти и др. Здесь важно не ограничиваться обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Дети более охотно включаются в процесс, отличный от того, к чему они привыкли.

Как и материалы, так и техники создания изображений достаточно широк. Например, рисование сыпучими материалами, рисование пластилином, техника «монотопия», техника марания, рисование пальцами, рисование под музыку, кляксы, рисунки на основе сказок, рисование на мокрой бумаге и др.

Используя различные методы рисования, дети погружались в мир «игры», которая доставляла им радость и положительные эмоции. Создавая определенные сюжеты в своих изображениях, дети отражали свои чувства, свое понимание ситуации.

Наряду с изотерапией, также использовались музыкотерапия и сказкотерапия, которые дополняли друг друга, своим разнообразием техник Также большую помощь в работе оказывал еще один метод арт-терапии - игротерапия. Исходя из опыта, могу сказать, что когда ребенок отвлечен игрой, его внимание сосредоточено на проработке тех или иных задач именно в игровой форме. Благодаря этому, можно добиться больших результатов, так как игра - это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не нужно, они делают это с удовольствием.

Во время терапевтических занятий проводилось чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом мыслями, ассоциациями и истолкованием получаемых материалов. Занятия проходили в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование элементов музыкотерапии позволяло детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психические зажимы, а также настроиться на процесс творчества.

По окончании коррекционной работы с детьми было проведено повторное исследование, по результатам которого наметилась положительная динамика в эмоциональной сфере детей. Заметно снизилась тревожность (примерно на 25%), нормализовалась самооценка, уменьшилось число страхов, дети приняли себя такими какие они есть (принятие своего недуга), повысился уровень коммуникации, снизилась агрессия.

Таким образом, использование арт-терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно эффективно и оптимально, особенно в условиях образовательного учреждения. Творческий процесс способствует вытеснению комплексов, травмирующих переживаний в сознании. Это особенно важно для таких детей.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» (В. А. Сухомлинский).

Список литературы:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1998.

3. Интернет-ресурс: glorify.ru / «Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством арт-терапии».

4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - Речь, 2007.

6. Московкина А. Г. Ребенок с ОВЗ в семье. - Изд-во «Прометей», 2015.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ТЦ Сфера 2004.

8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

9. «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. - Сыктывкар, 2013.

10. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Карвасарского Б. Д. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

11. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А. М. Прихожан. - М.: 2000.


© 2010-2022