- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое здоровье учащихся как основная задача педагога-психолога ОУ
Психологическое здоровье учащихся как основная задача педагога-психолога ОУ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Губаркова Е.Г. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГУБАРЬКОВА Е.Г.
МАОУ Гимназия № 2 г.Балаково Саратовской области
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. В свою очередь здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе [2: с.21].
Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат [5: с. 4]. В этих условиях особое место отводится психолого-педагогическому сопровождению (ППС) реализации ФГОС.
С точки зрения Дубровиной И.В., главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях детства [3: с.44].
ППС реализации ФГОС предполагает обеспечение развивающего характера образования. Система ППС является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также обеспечивает оказание психолого-педагогической помощи (поддержки) всем участникам образовательных отношений в соответствии с целями и задачами системы образования [5: с. 7].
В данной работе представлен материал ППС образовательного процесса в МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково.
МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково - статусное образовательное учреждение, ориентированное на углубленное изучение предметов обучающимися, что позволяет дать фундаментальное образование по выбранному профилю выпускникам гимназии. Такой подход помогает им гораздо быстрее приспособиться к условиям современной жизни и реализовать принцип непрерывности образования.
В программе развития гимназии на 2012-2017 годы прописана цель: создание организационных, психолого-педагогических, материальных, санитарно-гигиенических условий для удовлетворения потребностей учащихся в качественном образовании для успешной социализации обучающихся.
В таких условиях целью ППС в гимназии является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение их адаптационных возможностей, содействие гармоничному развитию личности детей и подростков в образовательном процессе.
Задачи:
1. Оказание психологической помощи обучающимся (адаптация к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного самоопределения и саморазвития; предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация; формирование навыков позитивного коммуникативного общения, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками и др.).
2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности УУД.
3. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) участников образовательных отношений.
Систему ППС образовательного процесса можно представить в виде пирамиды, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее и психопрофилактическое сопровождение. Вершиной пирамиды является психологическое просвещение и образование, которое направлено на формирование психологической культуры обучающихся, родителей и педагогов.
Психодиагностика направлена на систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития: в 5 классах - определение успешности адаптации, изучение учебной мотивации и способностей (сентябрь, октябрь, ноябрь, апрель); в 6-7 классах - изучение мотивации и сферы интересов, важно: изучение ценностей подростков (м-ка «Личностный рост») (январь-апрель); в 8 классах - изучение способностей и склонностей, а также ценностей (декабрь-январь); в 9 классах - изучение способностей и склонностей, уровня стрессоустойчивости (ноябрь-декабрь); в 10 классах - изучение процесса адаптации, ценностей старшеклассников (октябрь, март); в 11 классах - определение уровня стрессоустойчивости (ноябрь).
Целью консультационной и просветительской работы является оказание психологической помощи обучающимся, родителям и педагогам, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) участников образовательных отношений, что предполагает индивидуальные и групповые консультации:
-
обучающихся (помощь подросткам в построении конструктивных отношений с окружающими, в профессиональном самоопределении, при подготовке к олимпиадам и экзаменам);
-
родителей (в т.ч. выступление на родительских собраниях по вышеназванным темам);
-
педагогов (по результатам психодиагностики, при подготовке к различным мероприятиям: классный час, родительские собрания, урокам).
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на оказание психологической помощи обучающимся и развитие их психологической культуры и включает в себя индивидуальную работу с обучающимися (с согласия родителей и по запросу педагогов), а также курс занятий «Психология» в 5-8 классах (авторы: А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан и др.) в рамках рекомендованных программ ФГОС (так цель занятий в 5 классах направлена на то, чтобы дать учащимся представление о психических свойствах личности - способностях, характере, темпераменте, создать условия для самопознания и самовоспитания школьников; в 6-7 классах изучается психология общения, в 8 классах - психология деятельности (в т.ч. рассматривается тема профессиональной деятельности).
Анализируя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, можно говорить о том, что данным видом работы охвачены 80-100% учащихся, более 50% родителей и 100% педагогов. Каждое направление работы реализуется ежегодно, при этом возможна корректировка содержания, форм и методов реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в гимназии.
Список литературы.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
-
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования. - М.: МГФПШК, 2004.
-
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений./ Под ред. И.В. Дубровиной, 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
-
Преподавание психологии в школе, 3 - 11 классы: Учеб.-метод. пособие /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательство МПСИ, 2007.
-
Примерная программа ППС образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В.. Научный редактор М. Ю. Михайлина - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012.