- Преподавателю
- Школьному психологу
- Перспективный план работы педагога-психолога
Перспективный план работы педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидорова Н.Г. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Перспективный план работы педагога - психолога
Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучать-ся и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
1.Психолого-педагогическая поддержка всех первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспо-собиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и дея-тельности.
2. Развитие познавательных возможностей учащихся 2 -3 классов.
3. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая, в дальнейшем, успешно адаптиро-ваться в 5 классах школы.
4. Психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу.
5. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
6. Психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам.
Основные направления в деятельности:
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.
2. Психологическая помощь учащимся 4 классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.
3. Психокоррекция и развитие интеллектуальной сферы учащихся 2 -3 классов школы.
4. Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении.
5. Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к экзаменам.
Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе).
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время.
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
1. Экспертный опрос педагогов.
октябрь, апрель
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2. Экспертный опрос родителей первоклассников.
октябрь
3. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое).
октябрь, апрель
4. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований.
сентябрь
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально).
в течение года
6. Психологическое обследование готовности к школьному обучению у детей, поступающих в школу.
апрель, май
Выявление уровня готовности детей к школьному обучению, с целью компенсации, устранения и восполнения имеющихся пробелов.
3. Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые)
октябрь-май
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4. Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.
1. Психологическая гостиная «Выработка единых требований к первокласснику в семье и в школе».
сентябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2. Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе».
октябрь
3. Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе».
ноябрь
4. Родительское собрание: « Итоги адаптации детей в школе».
апрель
5. Индивидуальное консультирование
в течение года
6. Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Ваш ребёнок идёт в школу».
август
5. Консультационная и просветительская работа с педагогами 1 классов.
1. Метод. учёба: «Знакомство с программой: «Введение в школьную жизнь» авт. А.Санько, Ю.Кафеева».
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие
педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками с
целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2. Метод. учёба для педагогов: «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации».
сентябрь
3. Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.
в течение года
4. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников.
1. Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы.
ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе.
2. Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников».
май
7. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий.
сентябрь - октябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
Развитие познавательных способностей учащихся 2-3 классов
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.Наблюдение учащихся.
Целевое посещение уроков во 2 классах.
октябрь, ноябрь
Выявление учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление познавательных возможностей учащихся 2-3 классов школы.
1.Экспертный опрос педагогов.
октябрь
Выявление учащихся, имеющих низкий и недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём проведения диагностики.
Выявление причин, затрудняющих развитие познавательной сферы учащихся 2 -3 классов.
2.Диагностика развития памяти, внимания у учащихся 2 классов групповая).
октябрь, ноябрь
3.Диагностика развития логического мышления у учащихся 3 классов (групповая).
ноябрь, декабрь
4.Анализ педагогической документации.
ноябрь
5.Углублённое исследование познавательной сферы учащихся 2-3 классов (индивидуально).
в течение года
3. Коррекционно-развивающая работа.
1. Коррекционно-развивающие занятия (групповые) с учащимися 2-3 классов по развитию памяти, внимания, логического мышления.
ноябрь-апрель
Преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся.
2.Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) с учащимися 2-3 классов.
в течение года
4. Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 2-3 классов.
1. Общее родительское собрание: «Первые отметки» (2 кл.).
октябрь
Повышение психологической компетенции родителей учащихся, организация условий развития познавательной сферы
ребёнка в дом.условиях.
2. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Как помочь развить память и внимание?» (2 кл.).
ноябрь
3. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Гимнастика для ума» (3 кл.).
декабрь
4. Индивидуальное консультирование.
в течение года
1. Метод.учёба: «Гендерный подход в воспитании и обучении детей».
январь
Повышение психологической компетенции педагогов, организация условий развития познавательной сферы
учащихся в школе.
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Консультирование педагогов по вопросам развития познавательной сферы учащихся.
в течение года
3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
5. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
2. Подготовка к собраниям, сметод.учёбе, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно- развивающих занятий.
сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение учащихся.
Целевое посещение уроков в 4 классах.
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих
проблемы в
мотивационно-личностной, интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
1. Экспертный опрос педагогов.
ноябрь
Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики.
2. Диагностика интеллектуальной сферы.
январь
3. Диагностика мотивации учения.
февраль
4.Диагностика школьной тревожности.
март
5.Диагностика межличностных отношений в коллективе.
март
3.Коррекционно-развивающая работа.
1.Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия).
октябрь-апрель
Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально).
в течение года
3. Классные часы.
4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов.
1. Родительское собрание: «Психологическая готовность учащихся к переходу в среднюю школу».
ноябрь-март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответст венности за ребёнка.
2. Общее родительское собрание: «Скоро в 5 класс!».
апрель
3. Индивидуальное консультирование.
в течение года
1. Семинар: «Психологическое здоровье учащихся».
март
Повышение психологической компетентности в вопросах подго товки учащихся к переходу в среднюю школу. Преодоление трудностей через педагогические средства.
2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.
в течение года
5.Экспертная работа.
Пед. консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу».
май
Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
6. Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к
выполнению
запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, семинару, тренингам, классным часам.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для занятий
сентябрь - октябрь
4.Обработка диагностики.
в течение года
5.Анализ деятельности.
январь,
май
Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1.Психологическая диагностика
1.Диагностика первичной профессиональной направленности (9 кл.) - групповая.
февраль, март
Определение способностей к тому или иному виду деятельности, профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных возможностей, способствующих начальному профессиональному самоопределению.
2.Диагностика профессиональной направленности (индивидуально).
в течение года
2. Развивающая работа
1.Предпрофильный курс по психологии: «Путь к успеху» (9-10 кл.).
декабрь- январь
Овладение социально-психологическими знаниями.
Осознание своих
профессиональных
намерений,
интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, эмоционального отношения к выбору профессии.
2.Классные часы.
ноябрь, март
3.Консультативная работа с учащимися.
Индивидуальные и групповые консультации.
в течение года
Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии. Психологическая поддержка.
4.Консультативная и просветительская работа с родителями учащихся и классными руководителями, работающими в 9, 10 кл.
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь в выборе профессии» (9 кл.).
декабрь
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах выбора профессии.
2.Индивидуальное консультирование родителей.
в течение года
3.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации учащихся.
в течение года
5.Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к курсу , к классным часам, родительским собраниям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь, октябрь
4.Обработка диагностики
в течение года
5.Анализ деятельности
январь, май
Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Коррекционно-развивающая работа.
1. Тренинг: «Психологическая подготовка к экзаменам»
март
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.
2. Классный час
апрель
2. Консультативная работа с учащимися.
Индивидуальные и групповые консультации.
в течение года
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах.
1. Родительское собрание: «Психологическая помощь ребёнку в подготовке к экзаменам».
апрель
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся.
в течение года
3. Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки учащихся к экзаменам.
в течение года
4. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка к тренингу, классному часу.
март, апрель
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к родительскому собранию.
апрель
3. Изготовление пособий для тренинга.
февраль
4. Анализ деятельности
январь, май
Мотивационно - личностное развитие учащихся 10 классов
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение учащихся
Целевое посещение уроков
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сфере путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика.
1. Диагностика эмоционального состояния учащихся во вновь созданных классах.
сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих проблемы адаптации, проблемы в мотивационно-личностной сфере
2. Диагностика мотивации учения.
октябрь
3. Диагностика тревожности.
ноябрь
4. Диагностика самооценки
ноябрь
5. Углублённое психологическое исследование (индивидуально)
в течение года
3. Коррекционно-развивающая работа
1. Проведение классных часов
в течение года
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности; обучение способам саморегуляции и самоконтроля; формирование чувства уверенности в себе, в свои силы.
Получение начальных, базовых знаний о психологии.
2. Проведение занятий: «Что такое психология?»
в течение года
4. Консультационная работа с учащимися 9-11 классов
Индивидуальное и групповое консультирование по проблемам мотивационно-личностной сферы
в течение года
Выявление причин возникновения проблем в развитии личностной и мотивационной сферы, совместный
поиск путей
разрешения проблем. Психологическая поддержка.
5. Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 9-11 классов
1.Родительское собрание: «Проблемы старшего подросткового возраста» (9 кл.).
декабрь
Повышение психологической компетенции родителей учащихся
в вопросах возрастных особенностей подрост-
кового возраста, принятие на себя ответственности за формирование позитивных отношений с ребёнком, за мотивационно-личностное развитие.
2.Родительское собрание: «Влияние семейной микросреды на психическое развитие ребёнка. Роль общения в семье» (10 - 11 кл.).
январь
3. Индивидуальные консультации.
в течение года
6.Консультационная и просветительская работа с педагогами, работающими в 9-11 классах.
1. Семинар: «Школьные конфликты. Пути их разрешения».
март
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и
психологической стороны деятельности учителей,
работающих с учащимися 9-11 кл.
2 .Консультирование по актуальным запросам,
касающихся проблем обучения, поведения
конкретных учащихся или класса в целом.
в течение года
7. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
2. Подготовка к собраниям, семинару, занятиям, классным часам.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
Оснащение:
психологическая литература, диагностический инструментарий, программы занятий, программы тренингов для учащихся, разработки классных часов, психолого-педагогический лекторий для родителей и педагогов, программы психологических гостиных для родителей, наглядные пособия, музыкальное оснащение пособия для психологических занятий.
Посещение районных метод. объединений - последняя среда месяца.
Посещение городских метод. объединений - первая среда месяца.
Прохождение курсов по повышению квалификации.