- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Индивидуальное сопровождение учащегося, состоящегося на учете группы риска
Программа Индивидуальное сопровождение учащегося, состоящегося на учете группы риска
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хуурак Г.Б. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Паспорт программы
с учеником 7а класса Монгуш Шораан Мергеновичем
1
Полное название программы
«Будущее светло и прекрасно…»
2
Учебное заведение
МБОУ Хор-Тайгинская СОШ
3
Автор программы
Хуурак Галина Бавууевна
4
Цель программы
Создание условий для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства.
5
Задачи программы
Организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме.
Объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей.
Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера).
Обеспечение подростку благоприятного социально- психологического климата.
6
Рабочая гипотеза программы
Если вовлечь подростка в социально значимые виды деятельности, то будет создана ситуация успеха в избранном им виде деятельности.
7
Сроки реализации программы
Сентябрь 2014г - май 2015г.
Актуальность.
Подростковый возраст непростой. Причем проблем он доставляет не только людям, окружающим подростков, но и самим подросткам. Как часто в глазах их видим просьбу: помогите разобраться в себе - кто Я, что Я в этом мире? Ребятам кажется, что их не понимают, точнее, не хотят понимать, не дают им жить своей жизнью. Подросток- это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Эта промежуточность и определяет многие трудности пубертатного кризиса и подчеркивает их актуальность…
За время своей педагогической деятельности я часто сталкивалась со многими проблемами учащихся, и постоянно возникал вопрос: как оказать помощь? Как помочь ребенку разобраться в себе?
«Подростковая проблема» очень актуальна в наше время, и нам, взрослым, необходимо выявить « проблемные точки» подростков и найти возможные способы их решения. Отечественный психиатр А.Е Личко утверждал, что, « основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению».
Акцентуации характера - одна из основных проблем подросткового возраста, умение определить тип акцентуации у подростка помогает найти общий язык с ним, правильно построить педагогическую работу.
Подросток, для которого разработана эта Программа, отличается высокой коммуникативностью, которая может привести его к неразборчивым знакомствам, повысить риск попадания в асоциальную компанию. Кроме того, он с таким типом акцентуации имеет повышенную склонность к различным видам саморазрушающего поведения. « Виной» здесь и пресловутая склонность к риску, и поиск этим подростком «острых ощущений», и, наверное, « социальное пространство».
«Социальное пространство», субъектами которого является семья и сам подросток, видимых внешних отклонений нет. У мальчика диагностируется смешанный тип: гипертимный тип (Г) + неустойчивый тип (Н). Подросток воспитывается в полной семье: психотравмирующей ситуацией является завершенный суицид старшей родной сестры, происшедший в июне месяце 2014 года в городе Кызыле.
Поэтому автор Программы ставит перед собой главную задачу: перевод социальной ситуации в педагогическую ситуацию (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей). Основная цель, которую преследует автор Программы - это создание условий подростку для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, в которых возможно свободное и интересное общение. И тогда, безусловно, Будущее этого подростка будет светло и прекрасно… К чему и стремится автор этой Программы!
Цель программы:
Создание условий для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, в которых возможно свободное и интересное общение. (Это может быть трудная, но интересная и разнообразная деятельность, спорт и общение с разными людьми).
Задачи:
*перевести социальную ситуацию в ситуацию педагогическую;
*организовать нравственную, воспитывающую среду в микросоциуме;
*объединить усилия всех субъектов социального воспитания с целью
создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет
осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений,
конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также
поставленных перед собой целей;
*предупредить невротические расстройства и патологические влечения
(акцентуация характера);
*обеспечить подростку благоприятное «Социальное пространство».
Гипотеза:
Включение ребенка в социально значимые виды деятельности - создание ситуации успеха в избранном им виде деятельности.
Как было сказано выше, А.Е Личко - отечественный психиатр считал, что, основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение подростка в определенных ситуациях, прогнозировать те психогенные факторы, которые могут побудить его к саморазрушающему поведению.
По мнению А. Е. Личко, подростки с гипертимным типом акцентуации имеют повышенную склонность к различным типам саморазрушающего поведения. Высокая коммуникативность часто приводит гипертимных подростков к неразборчивым знакомствам, повышает риск попадания в асоциальную компанию. Поэтому для создания ситуации успеха необходимо использовать эту коммуникативность для «включения ребенка в социально значимые виды деятельности».
В процессе создания ситуации успеха необходимо соблюдать принципы, такие как:
*привлечение подростка к активному участию в жизни класса, школы;
* создание условий для проявления инициативы;
* чередование различных видов деятельности;
* принятие подростка таким, какой он есть;
* постоянное «подчеркивание» успехов подростка.
Необходимо отметить, что самооценка гипертимов отличается достаточной искренностью, они способны хорошо подмечать большинство черт своего характера, что может значительно облегчить их психолого-педагогическое сопровождение, и создать ситуацию успеха.
Методология исследования
Объект исследования: черты личности.
Предмет исследования: характер.
У каждого человека все психологические качества соединяются по-разному, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой - характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Когда говорят о характере, то подразумевают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Характер человека формируется в течение всей его жизни и зависит от особенностей жизненного пути, от всех видов воздействия, среди которых решающее значение имеют воспитание и самовоспитание.
Таким образом, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении.
Основным методом изучения особенностей характера человека является наблюдение за его поведением в различных жизненных ситуациях и различных видах деятельности.
Кроме наблюдения, предмет исследовался следующей методологией:
* Методика определения уровня коммуникативной культуры школьника (анкета тестирование).
* Опросник Айзенка (подростковый вариант).
* Методика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.
* Проективная методика «Дом.Дерево.Человек.».
* Опросник А. Басса - А. Дарки
* Опросник ПДО
Этапы реализации программы
1.Диагностическая работа.
Результаты диагностической работы показали, что данный подросток с гипертимной акцентуацией характера.
Что же позволило мне сделать такие выводы?
1.Конечно же, мною был использован метод наблюдения - метод сбора информации и ее регистрация. Неслучайно этот метод считается основным для изучения особенностей характера человека, его поведения в различных жизненных ситуациях и различных видах деятельности.
Наблюдения за подростком показали, что уже в 7а классе он отличался склонностью к озорству, был подвижен и у него не возникали проблемы с дисциплиной. Подросток очень любит компании сверстников, но стремится занимать в них лидирующую позицию.
2. Опросник Айзенка (подростковый вариант). Выводы психологического исследования показали, что: тревожность - 4 (низкий), фрустрация - 5 (низкий), агрессия - 2 (низкий), ригидность - 12 (повышенный). (Приложение1)
3. Психологом школы была проведена диагностическая работа ПДО с подростком.
По результатам индивидуального диагностического обследования личность подростка акцентуирована - смешанный тип: гипертимный тип + неустойчивый тип личности.
( Выписка из психологического заключения прилагается - приложение 2).
2. Коррекционно - развивающая работа
Анализ характерологических особенностей данного подростка позволил мне выделить основные направления коррекционно-развивающей работы, по которым и проводилась работа педагога и психолога:
1) вовлечение в мероприятия, требующие соблюдения определенных правил;
2)чередование различных видов деятельности;
3)создание условий для проявления инициативы;
4)соблюдение ролевой позиции «взрослый- взрослый»;
5) принятие подростка таким, какой он есть;
6) постоянное подчеркивание успехов подростка.
3. Консультативно-профилактическая работа.
В целях повышения эффективности коррекционной работы, нами: классным руководителем и психологом - проводилась консультативно-профилактическая работа. Она включала в себя индивидуальные беседы с ребёнком, вовлечение подростка в значимые для него виды деятельности: спорт, общественная жизнь класса и школы. Давались советы и рекомендации родителям, а также преподавателям по вопросам стиля общения с ребенком данного типа акцентуации характера, то есть проводилось информирование педагогов, работающих в классе, об особенностях данного ребёнка.
Виды психокоррекции
Коррекция межличностного
общения
Поведенческая коррекция
Коррекция морально - нравственной сферы
1.Социально- психологический тренинг,
в частности коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения и т.д.
2.Обучающие встречи.
3.Групповая игротерапия.
1.Методы психологической релаксации, использующиеся для повышения нервно - психической устойчивости.
2.Техника поведенческого направления, в частности, методика, основанная на принципах положительного и отрицательного подкрепления
( «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.)
3.Метод «арт. - терапии» (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач).
1.Применение метода «сказкотератии», позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны.
2.Тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. При этом необходимо опираться на интересы подростка, его хобби, его кумиров. Не навязывать собственной морали, предоставляя свободу выбора.
3.Коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей.
ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
(ГИПЕРТИМОВ)
Занятие 1
Цели:
1.Анализ и осознание подростком личностных « проблемных зон».
2.Формирование адекватной самооценки.
Упражнение:
«Кто Я?», « Какой Я?»
Занятие 2
Цели:
1.Осознание важности межличностных отношений.
2.Выявление влияния взаимоотношений на развитие подростка
Упражнение:
« Важность отношений»,
«Какое влияние окажут эти отношения на формирование твоего будущего?»
Занятие 3
Цели:
1.Развитие умения соблюдать дистанцию с взрослыми.
2.Развитие чувства уважения и благодарности к людям.
Упражнение 1: «Перевоплощения: «Я-учитель», «Я - больной», «Я- непослушный ученик».
Упражнение 2:
« Особые дары: мама подарила жизнь, а папа…, а дедушка…, а бабушка…»
Занятие 4
Цели:
1.Развитие умения наблюдать, слушать и понимать других людей.
2.Определение роли собственного участия в конфликтных ситуациях.
Упражнение 1:
Проиграть ситуацию: передать полную информацию проведения урока учителем.
Упражнение 2:
Во время спора с кем-то прежде чем изложить свою точку зрения, необходимо понять мысли и чувства противоположной стороны и суммировать их.
Занятие 5
Цель:
Наблюдение и осознание взаимодействия между физическим ощущением и чувствами; выработка навыка самоконтроля и самодисциплины.
Упражнение:
« Тело и Эмоция: пробудить в себе гнев, а затем одиночество.
Сравнить, как ощущается эмоция при сопутствующих физических изменениях и без них».
Занятие 6
Цели:
1. Осознание связи мыслей, чувств и поведения.
2.Приобретение готовности брать ответственность на себя.
Упражнение:
Изменение негативных убеждений на позитивные: я не могу - я могу; я не сделаю- я сделаю; я глупый- я умный…
Занятие 7
Цели:
1.Осознание значения воли в жизни человека.
2.Развитие волевой регуляции поведения
Упражнение 1:
« Как ты поступишь, если… (обсуждение различных трудных жизненных ситуаций).
Упражнение 2:
«Ежедневные занятия- делать какое-то упражнение ( бег, плавание, езда на велосипеде..) в течение недели по 25-20 минут каждый день».
Занятие 8
Цель:
Определение своей жизненной цели; разработка планов на будущее
Упражнение:
Сформируй свои мечты в позитивных терминах. Что должен сделать, чтобы достичь цели? Каким человеком надо быть? Что тебе препятствует?
Занятие 9
Цель:
Диагностика и определение уровня осознания пройденного этапа взаимодействия.
Упражнение 1:
Дописать предложения: «В последнее время моя жизнь…Я понял… Теперь у меня…Друзья для меня…Больше всего в себе я…
Упражнение 2:
Написать сочинение на тему: « Как изменится моя жизнь через три года…»
Этапы работы.
№
Вид работы
Работа психолога
Время проведения
1
Диагностическая работа
-
Опросник Айзенка (подростковый вариант)
-
Проективная методика «Дом.Дерево.Человек.»
-
Опросник А. Басса - А. Дарки. Диагностика агрессивности у подростков.
-
Опросник ПДО
октябрь 2014 г.
декабрь 2014г.
февраль 2015 г.
Февраль 2015г.
2
Индивидуально -развивающая
Реализация коррекционно-развивающей программы для акцентуированных подростков (Тарасова Н.Н.) 9 занятий
Январь - Апрель 2015 г.
3
Консультативная
Индивидуальные консультации подростка и учителей, работающих с ребёнком по вопросам воспитания и обучения.
Октябрь 2014г -
май 2015 г.