Программа Индивидуальное сопровождение учащегося, состоящегося на учете группы риска

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт программы

с учеником 7а класса Монгуш Шораан Мергеновичем

1

Полное название программы

«Будущее светло и прекрасно…»

2

Учебное заведение

МБОУ Хор-Тайгинская СОШ

3

Автор программы

Хуурак Галина Бавууевна

4

Цель программы

Создание условий для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства.

5

Задачи программы

Организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме.

Объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей.

Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера).

Обеспечение подростку благоприятного социально- психологического климата.

6

Рабочая гипотеза программы

Если вовлечь подростка в социально значимые виды деятельности, то будет создана ситуация успеха в избранном им виде деятельности.

7

Сроки реализации программы

Сентябрь 2014г - май 2015г.

Актуальность.

Подростковый возраст непростой. Причем проблем он доставляет не только людям, окружающим подростков, но и самим подросткам. Как часто в глазах их видим просьбу: помогите разобраться в себе - кто Я, что Я в этом мире? Ребятам кажется, что их не понимают, точнее, не хотят понимать, не дают им жить своей жизнью. Подросток- это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Эта промежуточность и определяет многие трудности пубертатного кризиса и подчеркивает их актуальность…

За время своей педагогической деятельности я часто сталкивалась со многими проблемами учащихся, и постоянно возникал вопрос: как оказать помощь? Как помочь ребенку разобраться в себе?

«Подростковая проблема» очень актуальна в наше время, и нам, взрослым, необходимо выявить « проблемные точки» подростков и найти возможные способы их решения. Отечественный психиатр А.Е Личко утверждал, что, « основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению».

Акцентуации характера - одна из основных проблем подросткового возраста, умение определить тип акцентуации у подростка помогает найти общий язык с ним, правильно построить педагогическую работу.

Подросток, для которого разработана эта Программа, отличается высокой коммуникативностью, которая может привести его к неразборчивым знакомствам, повысить риск попадания в асоциальную компанию. Кроме того, он с таким типом акцентуации имеет повышенную склонность к различным видам саморазрушающего поведения. « Виной» здесь и пресловутая склонность к риску, и поиск этим подростком «острых ощущений», и, наверное, « социальное пространство».

«Социальное пространство», субъектами которого является семья и сам подросток, видимых внешних отклонений нет. У мальчика диагностируется смешанный тип: гипертимный тип (Г) + неустойчивый тип (Н). Подросток воспитывается в полной семье: психотравмирующей ситуацией является завершенный суицид старшей родной сестры, происшедший в июне месяце 2014 года в городе Кызыле.

Поэтому автор Программы ставит перед собой главную задачу: перевод социальной ситуации в педагогическую ситуацию (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей). Основная цель, которую преследует автор Программы - это создание условий подростку для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, в которых возможно свободное и интересное общение. И тогда, безусловно, Будущее этого подростка будет светло и прекрасно… К чему и стремится автор этой Программы!

Цель программы:

Создание условий для проявления инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, в которых возможно свободное и интересное общение. (Это может быть трудная, но интересная и разнообразная деятельность, спорт и общение с разными людьми).

Задачи:

*перевести социальную ситуацию в ситуацию педагогическую;

*организовать нравственную, воспитывающую среду в микросоциуме;

*объединить усилия всех субъектов социального воспитания с целью

создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет

осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений,

конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также

поставленных перед собой целей;

*предупредить невротические расстройства и патологические влечения

(акцентуация характера);

*обеспечить подростку благоприятное «Социальное пространство».

Гипотеза:

Включение ребенка в социально значимые виды деятельности - создание ситуации успеха в избранном им виде деятельности.

Как было сказано выше, А.Е Личко - отечественный психиатр считал, что, основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение подростка в определенных ситуациях, прогнозировать те психогенные факторы, которые могут побудить его к саморазрушающему поведению.

По мнению А. Е. Личко, подростки с гипертимным типом акцентуации имеют повышенную склонность к различным типам саморазрушающего поведения. Высокая коммуникативность часто приводит гипертимных подростков к неразборчивым знакомствам, повышает риск попадания в асоциальную компанию. Поэтому для создания ситуации успеха необходимо использовать эту коммуникативность для «включения ребенка в социально значимые виды деятельности».

В процессе создания ситуации успеха необходимо соблюдать принципы, такие как:

*привлечение подростка к активному участию в жизни класса, школы;

* создание условий для проявления инициативы;

* чередование различных видов деятельности;

* принятие подростка таким, какой он есть;

* постоянное «подчеркивание» успехов подростка.

Необходимо отметить, что самооценка гипертимов отличается достаточной искренностью, они способны хорошо подмечать большинство черт своего характера, что может значительно облегчить их психолого-педагогическое сопровождение, и создать ситуацию успеха.

Методология исследования

Объект исследования: черты личности.

Предмет исследования: характер.

У каждого человека все психологические качества соеди­няются по-разному, образуя характер. В переводе с древне­греческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой - характер накладывает пе­чать на все поступки, мысли и чувства человека. Когда говорят о характере, то подразумевают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Характер человека формируется в течение всей его жизни и зависит от особенностей жизненного пути, от всех видов воздействия, среди которых решающее значение имеют воспитание и самовоспитание.

Таким образом, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении.

Основным методом изучения особенностей характера человека является наблюдение за его поведением в различных жизненных ситуациях и различных видах деятельности.

Кроме наблюдения, предмет исследовался следующей методологией:

* Методика определения уровня коммуникативной культуры школьника (анкета тестирование).

* Опросник Айзенка (подростковый вариант).

* Методика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.

* Проективная методика «Дом.Дерево.Человек.».

* Опросник А. Басса - А. Дарки

* Опросник ПДО

Этапы реализации программы

1.Диагностическая работа.

Результаты диагностической работы показали, что данный подросток с гипертимной акцентуацией характера.

Что же позволило мне сделать такие выводы?

1.Конечно же, мною был использован метод наблюдения - метод сбора информации и ее регистрация. Неслучайно этот метод считается основным для изучения особенностей характера человека, его поведения в различных жизненных ситуациях и различных видах деятельности.

Наблюдения за подростком показали, что уже в 7а классе он отличался склонностью к озорству, был подвижен и у него не возникали проблемы с дисциплиной. Подросток очень любит компании сверстников, но стремится занимать в них лидирующую позицию.

2. Опросник Айзенка (подростковый вариант). Выводы психологического исследования показали, что: тревожность - 4 (низкий), фрустрация - 5 (низкий), агрессия - 2 (низкий), ригидность - 12 (повышенный). (Приложение1)

3. Психологом школы была проведена диагностическая работа ПДО с подростком.

По результатам индивидуального диагностического обследования личность подростка акцентуирована - смешанный тип: гипертимный тип + неустойчивый тип личности.

( Выписка из психологического заключения прилагается - приложение 2).

2. Коррекционно - развивающая работа

Анализ характерологических особенностей данного подростка позволил мне выделить основные направления коррекционно-развивающей работы, по которым и проводилась работа педагога и психолога:

1) вовлечение в мероприятия, требующие соблюдения определенных правил;

2)чередование различных видов деятельности;

3)создание условий для проявления инициативы;

4)соблюдение ролевой позиции «взрослый- взрослый»;

5) принятие подростка таким, какой он есть;

6) постоянное подчеркивание успехов подростка.

3. Консультативно-профилактическая работа.

В целях повышения эффективности коррекционной работы, нами: классным руководителем и психологом - проводилась консультативно-профилактическая работа. Она включала в себя индивидуальные беседы с ребёнком, вовлечение подростка в значимые для него виды деятельности: спорт, общественная жизнь класса и школы. Давались советы и рекомендации родителям, а также преподавателям по вопросам стиля общения с ребенком данного типа акцентуации характера, то есть проводилось информирование педагогов, работающих в классе, об особенностях данного ребёнка.



Виды психокоррекции

Коррекция межличностного

общения

Поведенческая коррекция

Коррекция морально - нравственной сферы

1.Социально- психологический тренинг,

в частности коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения и т.д.

2.Обучающие встречи.

3.Групповая игротерапия.

1.Методы психологической релаксации, использующиеся для повышения нервно - психической устойчивости.

2.Техника поведенческого направления, в частности, методика, основанная на принципах положительного и отрицательного подкрепления

( «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.)

3.Метод «арт. - терапии» (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач).

1.Применение метода «сказкотератии», позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны.

2.Тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. При этом необходимо опираться на интересы подростка, его хобби, его кумиров. Не навязывать собственной морали, предоставляя свободу выбора.

3.Коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей.







ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

(ГИПЕРТИМОВ)

Занятие 1

Цели:

1.Анализ и осознание подростком личностных « проблемных зон».

2.Формирование адекватной самооценки.

Упражнение:

«Кто Я?», « Какой Я?»

Занятие 2

Цели:

1.Осознание важности межличностных отношений.

2.Выявление влияния взаимоотношений на развитие подростка

Упражнение:

« Важность отношений»,

«Какое влияние окажут эти отношения на формирование твоего будущего?»

Занятие 3

Цели:

1.Развитие умения соблюдать дистанцию с взрослыми.

2.Развитие чувства уважения и благодарности к людям.

Упражнение 1: «Перевоплощения: «Я-учитель», «Я - больной», «Я- непослушный ученик».

Упражнение 2:

« Особые дары: мама подарила жизнь, а папа…, а дедушка…, а бабушка…»

Занятие 4

Цели:

1.Развитие умения наблюдать, слушать и понимать других людей.

2.Определение роли собственного участия в конфликтных ситуациях.

Упражнение 1:

Проиграть ситуацию: передать полную информацию проведения урока учителем.

Упражнение 2:

Во время спора с кем-то прежде чем изложить свою точку зрения, необходимо понять мысли и чувства противоположной стороны и суммировать их.

Занятие 5

Цель:

Наблюдение и осознание взаимодействия между физическим ощущением и чувствами; выработка навыка самоконтроля и самодисциплины.

Упражнение:

« Тело и Эмоция: пробудить в себе гнев, а затем одиночество.

Сравнить, как ощущается эмоция при сопутствующих физических изменениях и без них».

Занятие 6

Цели:

1. Осознание связи мыслей, чувств и поведения.

2.Приобретение готовности брать ответственность на себя.

Упражнение:

Изменение негативных убеждений на позитивные: я не могу - я могу; я не сделаю- я сделаю; я глупый- я умный…

Занятие 7

Цели:

1.Осознание значения воли в жизни человека.

2.Развитие волевой регуляции поведения

Упражнение 1:

« Как ты поступишь, если… (обсуждение различных трудных жизненных ситуаций).

Упражнение 2:

«Ежедневные занятия- делать какое-то упражнение ( бег, плавание, езда на велосипеде..) в течение недели по 25-20 минут каждый день».

Занятие 8

Цель:

Определение своей жизненной цели; разработка планов на будущее

Упражнение:

Сформируй свои мечты в позитивных терминах. Что должен сделать, чтобы достичь цели? Каким человеком надо быть? Что тебе препятствует?

Занятие 9

Цель:

Диагностика и определение уровня осознания пройденного этапа взаимодействия.

Упражнение 1:

Дописать предложения: «В последнее время моя жизнь…Я понял… Теперь у меня…Друзья для меня…Больше всего в себе я…

Упражнение 2:

Написать сочинение на тему: « Как изменится моя жизнь через три года…»

Этапы работы.

Вид работы

Работа психолога

Время проведения

1

Диагностическая работа

  1. Опросник Айзенка (подростковый вариант)

  2. Проективная методика «Дом.Дерево.Человек.»

  3. Опросник А. Басса - А. Дарки. Диагностика агрессивности у подростков.

  4. Опросник ПДО

октябрь 2014 г.

декабрь 2014г.

февраль 2015 г.

Февраль 2015г.


2

Индивидуально -развивающая

Реализация коррекционно-развивающей программы для акцентуированных подростков (Тарасова Н.Н.) 9 занятий

Январь - Апрель 2015 г.

3

Консультативная

Индивидуальные консультации подростка и учителей, работающих с ребёнком по вопросам воспитания и обучения.

Октябрь 2014г -

май 2015 г.



© 2010-2022