Профилактическая программа Умей сказать нет!

  Подростковый возраст – это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Эксперименты и рискованные действия являются неотъемлемыми чертами данного периода, и приобщение к различного рода зависимостям является идеальной предпосылкой для такого поведения. Появляются всё  новые виды зависимости, такие как компьютерная, интернет-зависимость и другие. П...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №22 Г.О.САМАРА













Программа профилактики негативных зависимостей у школьников 5-11 класс

«Умей сказать нет!»

















Составители: Педагог-психолог МОУ СОШ №22

Полякова Е.А

Педагог-психолог МОУ СОШ №22

Мухаметзянова И.Г











Аннотация


Подростковый возраст - это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Эксперименты и рискованные действия являются неотъемлемыми чертами данного периода, и приобщение к различного рода зависимостям является идеальной предпосылкой для такого поведения. Появляются всё новые виды зависимости, такие как компьютерная, интернет-зависимость и другие. Принятие свободного и сознательного решения отказываться от «сомнительных соблазнов» и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих этому, является основной задачей профилактики. В связи с этим возникла необходимость создание программы профилактики негативных зависимостей для учащихся с 5 по 11 класс «Умей сказать нет!». В программе разработаны основные направления, способствующие формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

В нашей стране и за рубежом существует огромное количество подходов к профилактике негативных зависимостей:

- информационный,

- духовно-ориентированный,

- подход, основанный на развитие альтернатив,

- подход, основанный на формировании жизненных навыков,

- досуговый подход,

- подход, основанный на формировании здорового образа жизни

Обстоятельный анализ подходов был проделан Н.А. Сиротиной. Анализируя современное состояние профилактики негативных зависимостей, что количество подходов значительно возросло. Значительное их разнообразие говорит о сложности профилактической работы. В своей программе мы использовали онтосубъектный подход, основанный на представлении о том, что взросление - это процесс последовательного решения подростком онтологически значимых задач саморазвития и создания собственной системы самоподдержки. (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина, Н.Ю. Самыкина). Проявление субъектности, способности к осмыслению своего опыта, помогает ребенку в ситуации неопределенности открывать в себе новые качества.

Цель программы: формирование собственной взрослой позиции негативного отношения к вредным привычкам через актуализацию личного опыта в жизненных ситуациях.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • Сформировать устойчивые знания по проблеме негативных зависимостей, через обмен личным опытом.

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о негативных зависимостях.

  • Сформировать у школьников конструктивные навыки взаимодействия: умение безопасно и эффективно общаться, умение понимать и выражать свои чувства, умение противостоять давлению окружающих.

  • Сформировать у детей культуру выбора, через умение принимать ответственные решения.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности раннего подросткового возраста и подросткового возраста.

Программа профилактики негативных зависимостей реализуется в течение года (каждый месяц новая тема и новая возрастная группа). Работа может проводиться в форме внеклассных занятий с учащимися с 5 по 11 класс. Количество учеников в группе соответствует количеству учащихся в классе.

Продолжительность курса: 8 занятий, которые длятся от 1 часа до 4 часов.

Данная программа состоит из нескольких тем, соответствующих направлениям профилактики: 1) профилактика конфликтов в классе, 2) профилактика курения, 3) профилактика наркомании, 4) профилактика ВИЧ, 5) профилактика алкоголизма, 6) профилактика вандализма, 7) профилактика экстремизма, 8) профилактика компьютерной зависимости.

Ожидаемые результаты:

  • Появление внутренней системы самоподдержки, способствующей противостоять зависимостям

  • Включение старшеклассников в профилактическую работу, совместная разработка программ для среднего звена

  • Обретение ценностного отношения к своему здоровью.

Программа была реализована на базе МОУ Школа №22 г.о. Самара, с учащимися с 5 по 11 классы в течении учебного года. По итогам проведения программы наблюдались положительные отзывы педагогов, работающих с детьми, а так же родителей. Следует отметить активное участие самих детей.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школы №22 г.о. Самара

Лукоянов Е.Н. .


Учебный план программы

Цель программы: формирование собственной взрослой позиции негативного отношения к вредным привычкам через актуализацию личного опыта в жизненных ситуациях

Категория обучающихся: учащиеся школы в возрасте от 12 до 18 лет

Срок обучения: 8 занятий по 1 - 4 часов

Наименование тем

Всего часов

В том числе теоретических \ практических

Форма контроля

1год обучения

(5кл)

2год обучения

(6кл)

3год обучения

(7кл)

4год обучения

(8кл)

5год обучения

(9кл)

6год обучения

(10кл)

7год обучения

(11кл)

1

Бесконфликтное общение

3

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Рефлексия занятия

2

Стоп - курению

3

-

-

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

Анкетирование

3

Стоп - наркотикам

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

-

-

Опрос детей

4

Стоп-ВИЧ

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

Наблюдение

5

Стоп - алкоголь

3

-

-

-

-

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

Написание статьи в школьную газету

6

Стоп - вандализму

4

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

-

-

-

-

Анкетирование

7

Стоп - экстремизму

3

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Рефлексия занятия

8

Заблудившиеся в сети

3

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Наблюдение

Итого

0,5

2,5

1

5

0,5

2,5

0,5

2,5

1

3

1

3

1

3

27




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школы №22 г.о. Самара

Лукоянов Е.Н. .


Учебно-тематический план

Цель программы: формирование собственной взрослой позиции негативного отношения к вредным привычкам через актуализацию личного опыта в жизненных ситуациях

Категория обучающихся: учащиеся школы от 12 до 18 лет

Срок обучения: 8 занятий по 3 - 4 часа

Режим занятий: 1 - 2 занятия в учебный год

Наименование тем

Всего часов

В том числе теоретических \ практических

1год

(5кл)

2год

(6кл)

3год

(7кл)

4год

(8кл)

5год

(9кл)

6год

(10кл)

7год

(11кл)

1

Бесконфликтное общение

1.1

«Я и мой класс!»

3

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Стоп - курению

2.1

«Суд над производителями табака»

3

-

-

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Стоп - наркотикам

3.1

Кинотерапия просмотр фильмов «Реквием по мечте», «Игла»

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

-

-

4

Стоп - ВИЧ

4.1

Брейн-ринг «Кто больше знает про ВИЧ?»

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

5

Стоп - алкоголь




5.1

«Корреспондентский марафон»

3

-

-

-

-

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

6

Стоп - вандализму




6.1

Кинотерапия. Просмотр фильма «Мы из будущего»

4

-

-

-

-

-

-

-

-

1

3

-

-

-

-

7

Стоп - экстремизму




7.1

Толерантность - Что это?

3

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

Заблудившиеся в сети




8.1

«Мой реальный и виртуальный мир»

3

-

-

0,5

2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

0,5

2,5

2

4

0,5

2,5

0,5

2,5

1

3

1

3

1

3

27




Учебная программа

Пояснительная записка

Подростковый возраст - период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Эксперименты и рискованные действия являются неотъемлемыми чертами подросткового возраста, и приобщение к различного рода зависимостям является идеальной предпосылкой для такого поведения. Появляются всё новые виды зависимости, такие как компьютерная, интернет-зависимость и другие. В связи с этим в психологическую службу школы обратилась администрация с запросом на проведение профилактических мер по разным видам зависимостей у учащихся с 5 по 11 классы.

Цель программы: формирование негативного отношения к вредным привычкам через актуализацию личного опыта в жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • Сформировать устойчивые знания по проблеме негативных зависимостей, через обмен личным опытом.

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о негативных зависимостях.

  • Сформировать у школьников конструктивные навыки взаимодействия: умение безопасно и эффективно общаться, умение понимать и выражать свои чувства, умение противостоять давлению окружающих.

  • Сформировать у детей культуру выбора, через умение принимать ответственные решения.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности раннего подросткового возраста и подросткового возраста. Подростковый возраст - важный период в социальном развитии ребенка. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает социальные роли. Его собственная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру и другим людям, поэтому важно сформировать в нем активную жизненную позицию непринятия вредных привычек, умение им противостоять.

В структуру программы входит 8 занятий - обширных блоков. Каждый блок-тема направлен на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни, построение гармоничных отношений с другими. Каждому месяцу в учебном году соответствует определенный блок, все участники образовательной среды погружены в единую для всех тему месяца. Таким образом в течение года, учащиеся получают максимум информации по конкретной проблеме, погружены в неё не только в контексте отдельного занятия с педагогом, а в комплексе мероприятий. Блоки каждого месяца подобраны с учетом международных дней профилактики: 1 декабря - Всемирный день Борьбы со СПИДом, 23 февраля День защитника отечества.

Структура занятия предполагает наличие трех частей:

  1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

  2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

  3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание. Однако ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

• Что вы сейчас чувствуете?

• Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

• Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

• Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Работа "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных тренингах: подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

В ходе реализации программы необходимо задействовать следующие ресурсы: магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозапись звуков живой природы, карандаши, краски, бумага, ватманы, кисточки, стулья, фломастеры, ножницы, скотч.

Занятия могут проводиться в форме внеклассной работы с учащимися с 5 по 11 класс. Число участников соответствует количеству учеников в классе.

Продолжительность курса: 8 занятий, которые длятся от 1 часа до 4 часов.

Для достижения поставленной цели используются следующие методы работы: игры на взаимодействие, лекции, беседы, мини-спектакли, тренинги, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

  • Появление внутренней системы самоподдержки, способствующей противостоять зависимостям

  • Включение старшеклассников в профилактическую работу, совместная разработка программ для среднего звена

  • Обретение ценностного отношения к своему здоровью.

Во время проведения программы предполагается провести анкетирования участников состоящее из несколько этапов (1 этап до проведения программы, 2 этап во время реализации программы, 3 этап после проведения). По результатам анкетирования будут выявлены личностное отношение учащихся к различным видам зависимостей и оценка значимости собственного здоровья. Использование анкет позволит сделать выводы об эффективности, реализуемой программы.

Основное содержание программы


Тема 1: Бесконфликтное общение

Занятие 1.1 «Я и мой класс»

Цель: Способствовать формированию благоприятного (бесконфликтного) климата в классе, через создание общего.

Задачи:

  • анализ степени сплоченности коллектива, выявление проблемных зон в личностном развитии учащихся (для психолога);

  • расширение знаний детей друг о друге;

  • активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе.

Ход работы

  1. Приветствие

Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Беседа «Можно ли избежать конфликтов?»

  2. Упражнение "Вспомни сказочного героя"

Ребятам предлагается выбрать наиболее любимого для них сказочного героя и постараться не повторяться друг с другом. Может быть, это будет герой мультфильмов или кинофильмов.

  1. Упражнение "Сказочная страна"

Всем участникам классного коллектива необходимо изобразить своего сказочного героя на общем ватмане, который ребята по совместному решению склеивают. Важное условие, что все герои каждого из участников должны быть изображены на этом ватмане и подписаны их имена.

Затем, ребята должны по очереди рассказать об особенностях своих героях, представить их. После представления героев, ученикам предлагается заполнить пустые пятна на ватмане, которые остались не заполненными и сочинять небольшую историю, в которой бы присутствовал каждый персонаж.

  1. Обсуждение

Ведущий задает следующие вопросы:

  • Все ли герои поучаствовали в сказке?

  • С какими трудностями ребята столкнулись при сочинение новой сказки?

  • Что объединяет всех этих героев?

  • Могут ли они существовать вместе, жить дружно?

    1. Принятие решения о судьбе рисунка

    2. Ритуал прощания

Давайте возьмемся за руки и все вместе скажем: «До новых встреч»

Материалы: ватман, бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч

Тема 2: Стоп - курению

Занятие 2.1 «Суд над производителями табака»

Цель: Способствовать формированию негативного отношения к курению через актуализацию собственного опыта посредством включения в ролевую игру

Задачи:

  • Включение в проблему и освоение новой роли.

  • Повысить уровень информированности подростков по проблеме курения.

  • Актуализировать собственные знания подростков о влиянии табака на здоровье человека.

  • Создать ситуацию, способствующую высказыванию своих мыслей и отстаиванию своей точки зрения аргументировано

Ход работы

          1. Приветствие

Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем: «Я рад, что я сегодня с вами»

Заранее распределяем роли по желанию и интересам учащихся:

  • Председатель суда - принимает решающие значение, если мнение двух остальных судей расходиться

  • Судьи - принимают решение и выносят приговор

  • Секретарь суда - тщательно конспектирует весь судебный процесс, фиксирует окончательное решение

  • Потерпевшая сторона - выступает против производителей табака, ссылается на нанесенный вред её ребенку, у которого вследствие курения, ухудшилась работа познавательных процессов, что повлияло на учебную деятельность.

  • Обвинитель - представитель потерпевшей стороны в суде

  • Обвиняемая сторона - представитель компании, определенной марки сигарет

  • Адвокат - защитник обвиняемой стороны, ссылается на нечестность продавцов, всячески защищает производителя сигарет

  • Суд присяжных (оставшиеся участники, поделенные на микрогруппы) - совещающийся орган, который выдвигает свой вариант решения проблемы и оглашает его перед решением суда.

    1. Обыгрывание ролей

Для этого мебель в кабинете переставляется на примере помещения для заседаний. Первым слово предоставляется потерпевшей стороне. Она излагает основную суть проблемы, которая заключается в нанесении вреда ребенку со стороны производителей сигарет. Прокурор включается в процесс, помогает сформулировать проблему.

Слово предоставляется обвиняемой стороне и адвокату, которые приводят аргументы, в доказательство своей невиновности.

    1. Дискуссионный этап. Судьи и суд присяжных может задавать наводящие вопросы обеим сторонам для прояснения ситуации. Совещание судей, суда присяжных.

    2. Вынесение решения группами присяжных. Аргументирования своего мнения. Вынесения приговора судом. Коллективное принятие решения о виновности или не виновности обвиняемой стороны.

    3. Обсуждение

Снятие с себя ролей, разоблачение. Ведущий выступает в роли эксперта и проводит анализ, проведенной работы. Даёт обратную связь участникам о правильности выдвинутых решений, об основательности аргументов, о недостатках и положительных сторонах работы участников. Ведущий ещё раз вместе с участниками проговаривает негативные стороны курения, акцентирует на роли собственного ответственного выбора учениками.

Тема 3: Стоп - наркотикам

Занятие 3.1 Кинотерапия

Цель: Выработать способность к анализу собственного эмоционального отношения к наркомании и наркотикам посредством сопереживания героям фильма

Задачи:

  • Предоставить учащимся адекватную информацию о последствиях употребления наркотических веществ.

  • Развитие способности участников выражать свои чувства и сопереживать.

  • Эмоциональное отреагирование участниками проблем, поднятых в фильме важных для них чувств и переживаний.

  • Актуализация установки на отказ от употребления ПАВ.

Вид работы: кинотерапия

Материалы: проектор, ноутбук

Среди средств развития детей школьного возраста психологи особо выделяют кинотерапию. Она содействует формированию у ребенка таких важных качеств, как эмоциональность, коммуникабельность, независимость суждений.

Кинотерапия - это просмотр популярных художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма.

Цели, преследуемые ведущим группы в ходе обсуждения:

  • Эмоциональное отреагирование участниками проблем, поднятых в фильме важных для них чувств и переживаний

  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни

  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью, повышение возможности выборов в жизни

  • Развитие способностей участников группы выражать свои чувства и сопереживать

  • Формирование позитивное мышления


Ход работы


  1. Приветствие. Обсуждение правил просмотра

«Мы рады вас видеть сегодня. У вас есть уникальная возможность приобрести новый опыт. Просмотр фильма на кинотерпии отличается от просмотра в кинотеатре. Основной вашей задачей является уловить идею, которую заложил режиссер, выявить темы, поднятые им в фильме. Во время просмотра вы можете записывать важные, как вам кажется моменты, старайтесь запомнить имена героев».

  1. Ведущий отвечает на вопросы учащихся.

  2. Просмотр фильма. Перерыв 10 минутный

  3. Упражнение «Вопросы»

Ведущий задаёт вопросы на понимание сути произведения. Вопросы могут быть направлены на побуждения дискутировать. Также ведущий может предлагать различные варианты ответов и интерпретацию происходящего. Формулирование цели, которую поставил перед собой режиссер, психологический анализ портретов главных героев, их особенности, насколько они близки к реальной жизни.

  1. Упражнение «Если бы я был на месте героя, то я…»

Учащиеся делятся тем, кто из персонажей им ближе, чьи поступки они принимают. Как бы они поступили в трудной ситуации, и почему поступки героя их не устраивают. Упражнение позволяет простроить различные стратегии поведения и дать им оценку, выбрать наиболее конструктивные. (Приложение 1).

  1. Обсуждение

Получение обратной связи от участников группы

Тема 4: Стоп-ВИЧ

Занятие 4.1 «Кто больше знает о ВИЧ?»

Цель: Сформировать убеждение в необходимости избегания форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни, через актуализацию собственного опыта и знаний

Задачи:

  • Выявить начальный уровень знаний по проблеме ВИЧ

  • Информировать учащихся о ВИЧ-СПИДе

  • Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья

  • Закрепить полученные знания в игровой форме

Вид работы: брейн - ринг

Материалы: проектор, презентация с вопросами по игре, таблички с нумерацией ответов, грамоты

Ход занятия

    1. Приветствие участников

    2. Создание команд участников

    3. Учащиеся классов разбиваются на команды по 10 человек. Оставшиеся ученики являются группой поддержкой и могут помочь своей команде.

    4. Проведение игры

Игра состоит из 3 туров.

Первый тур - разминочный, состоит из вопросов общего характера, направленных на выявление знаний и эрудицию учащихся по проблеме ВИЧ. После окончания тура, ведущий игры подсчитывает результаты. А так же показывает ролики социальной рекламы, направленной против распространения СПИДа.

Второй тур включает в себя вопросы, посвященные особенностям самого вируса, его истории возникновения и отношения людей к нему. Учащиеся по окончанию тура так же подсчитывают результаты. Могут задать дополнительные вопросы. Обсуждаются стратегии поведения и отношения к людям, имеющим статус ВИЧ положительный. После окончания тура, ведущий делает информационные вставки, приводит статистические данные.

Третий тур посвящен вопросам, касающимся способам передачи ВИЧ. Участники так же демонстрирует свои знания, вырабатывая установки, защищающие их от заражения. По итогам трех туров подсчитываются результаты.

5. Создание социальной рекламы. Проведение дополнительного тура для болельщиков. Участникам команд предоставляется задание придумать свою социальную рекламу для подростков, и продемонстрировать её окружающим в виде сценки. Команды готовятся к выступлению. Команды поддержки отвечает на вопросы ведущего. Вопросы направлены на разрушение основных мифов о ВИЧ. Затем команды выступают с инсценировкой рекламных роликов.

Подсчитывается количество правильных баллов, команды награждаются почетными грамотами.

Обсуждение.

Участники команд могут задать ведущим вопросы, которые у них остались по проблеме ВИЧ, высказать своё мнение или проконсультироваться.

Тема 5: Стоп - алкоголь

Занятие 5.1 «Корреспондентский марафон»

Цель: Формирование негативного отношения к алкоголю через актуализацию собственных знаний, выраженных в творческой форме

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с понятием алкоголизм, его последствиями для растущего организма.

  • Рассказать о пагубном влиянии алкоголя на внутренние органы и системы органов человека.

  • Обозначить мотивы к употреблению и отказу от алкоголя.

  • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою жизнь и здоровье будущего поколения.

  • Развивать познавательные и изыскательские способности у учащихся.

  • Отработать навыки групповой работы на уроках

Вид работы: деловая игра

Ход занятия


  1. Приветствие

Давайте все вместе возьмемся за руки скажем «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Салат»

Учащиеся сидят на стульях в кругу. Ведущий с помощью считалочки делит участников на сливы, груши, яблоки, сметану, затем начинает готовить салат. Если называют яблоки, встают яблоки (можно добавить и сливы) должны помешаться, а затем по хлопку сесть не на своё место, тот кому места не досталось становится ведущим и готовит салат заново.

  1. Упражнение «Считалочка»

Ведущий, с помощью обычной считалочки, делит учащихся на группы. Например: «На золотом крыльце сидели царь-царевич, король-королевич, сапожник портной и т.д.» Кто царевичи - первая группа, королевичи - вторая группа, сапожники - третья группа, портные - 5 группа.

  1. Упражнение «Корреспондентский марафон»

Вам сейчас нужно будет представить себя журналистами одного отдела, которому необходимо собрать наиболее полную информацию по проблеме алкоголизма. Ваша задача составить перечень необходимых вопросов по изучению данной проблемы, распределить данные вопросы между собой и провести опрос среди своих одноклассников. После сбора информации участники одной команды составляют статью, в которой указывают данные общественного мнения.

  1. Презентация полученной информации.

Теперь каждому редакционному отделению необходимо сдать статью на проверку экспертам. От каждой группы требуется представитель, который будет презентовать статью.

Ведущий выступает в роли эксперта, комментирует правильные и неправильные ответы учащихся.

  1. Обсуждение:

    1. Что нового вы сегодня узнали?

    2. Изменилось ли ваше отношение к алкоголю?

    3. Бывает ли пивной алкоголизм?

    4. Как предотвратить эту болезнь?

Тема 6 Стоп - вандализму

Занятие 6.1 Кинотерапия

Цель: Актуализировать нравственно-патриотические чувства посредством сопереживания героям фильма

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего города, своей страны.

  • Учить выражать свои чувства.

  • Формирование собственного отношения к проблеме.

  • Актуализировать нравственно-патриотические чувства.

Вид работы: кинотерапия

Материалы: проектор, ноутбук


Ход работы

      1. Приветствие.

Давайте все вместе возьмемся за руки скажем «Я рад, что я сегодня с вами»

      1. Приветствие. Обсуждение правил просмотра

«Мы рады вас видеть сегодня. У вас есть уникальная возможность приобрести новый опыт. Просмотр фильма на кинотерпии отличается от просмотра в кинотеатре. Основной вашей задачей является уловить идею, которую заложил режиссер, выявить темы, поднятые им в фильме. Во время просмотра вы можете записывать важные, как вам кажется моменты, старайтесь запомнить имена героев».

      1. Ведущий отвечает на вопросы учащихся.

      2. Предварительный этап

Сбор информации. Изучение особенностей создания фильма, изучение мнений людей, просмотревших фильм. Поднятие вопроса об актуальности фильма на сегодняшний день. Учащимся заранее называется название фильма и предлагается познакомиться с информацией о нем.

      1. Просмотр фильма

Перерыв 10 минутный

      1. Интерпретация сюжета

Формулирование цели, которую поставил перед собой режиссер, психологический анализ портретов главных героев, их особенности, насколько они близки к реальной жизни.

      1. «Упражнения отношение к персонажам»Учащиеся рассказывают о том, кто из персонажей им ближе и почему. Условно это упражнение обозначают следующим образом: "Если бы на месте героя был я, то…";

      2. « Упражнение Автор»

Учащимся предлагается изменить сценарий фильма, дописать его, поработать с образами персонажей, доработать их.

      1. Обсуждение

  • Почему герои фильма изменили своё мнение?

  • Что было самым важным в фильме?

  • Каким должен быть человек, любящий свою страну?

Тема 7 Стоп - экстремизму

Занятие 7.1 «Толерантность - что это?»

Цель: Способствовать формированию ценности другого через освоение навыков толерантного поведения

Задачи:

  • Выяснить начальный уровень знаний подростков о понятии толерантность.

  • В игровой форме представить это качество

  • Способствовать проявлению толерантного отношения к другому.

Вид работы: тренинговое занятие

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч, написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности

Ход работы

  1. Приветствие

Давайте все вместе возьмемся за руки скажем «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение "Общий ритм"

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

  1. Упражнение "Эмблема толерантности"

Участникам группы предлагается несколько определений толерантности, после чего составляется общее, понятное для всех определение. Далее учащимся предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

  1. Упражнение "Пантомима толерантности"

Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

  1. Обсуждение.

• Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?

• С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение "Лукошко"

• Что нового вы узнали о понятии "толерантность" по сравнению с предыдущим занятием?

• Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

Тема 8 Заблудившиеся в сети

Занятие 8.1 «Мой реальный и виртуальный мир»

Цель: Выработка способов противостояния компьютерной зависимости через актуализацию собственного опыта и включение в ролевую игру

Задачи:

  • Моделирование ситуации компьютерной зависимости у детей

  • Актуализация проблемы появления у школьников компьютерной зависимости

  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • Развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.

  • Выработка способов противостояния компьютерной зависимости

Вид работы: ролевая игра

Ход работы

  1. Приветствие.

Давайте все вместе возьмемся за руки скажем «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Конфликт дома»

Необходимы двое добровольцев, которые считают себя творческими активными. Вам необходимо разыграть ситуацию поведения за компьютером. Представьте ситуацию при которой ребенок не сделав уроки продолжает играть за компьютером, а родители пытаются заставить его перестать играть.

  1. Постановка проблемы

После проигрывания ролевой ситуации ведущий обсуждает её с учащимися.

Вопросы для обсуждения:

  • Бывает ли у вас такая ситуация дома?

  • Как вы поступаете в такой ситуации?

  • Как можно избежать конфликтной ситуации?

  1. Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Учащиеся делятся на группы и совместными усилиями разрабатывают способы борьбы с компьютерной зависимостью. Вам необходимо в группах найти способы решения данной ситуации. Как можно бороться с компьютерной зависимостью?

5. Упражнение «Презентация»

Ученики презентуют способы, которые они выработали совместно. Ведущий фиксирует все способы на доске. Совместно с учениками обсуждаются наиболее эффективные.

6. Обсуждение

Будут ли учащиеся использовать данные приемы в своей жизни?

Эффективны ли выработанные приемы?

Почему возникает компьютерная зависимость в чем её причины?


Примерный календарный план программы


Месяц

Направление профилактики

Вид работы

Классы

1

Сентябрь

Бесконфликтное общение

Тренинг «Я и мой класс»

5классы

2

Октябрь

Курение

Ролевая игра «Суд над производителями табака»

7классы

3

Ноябрь

Наркомания

Кинотерапия «Реквием по мечте», «Игла»

10-11классы

4

Декабрь

ВИЧ

Брейн-ринг «Кто больше знает про ВИЧ?»

10-11 классы

5

Январь

Алкоголизм

«Корреспондентский марафон»

8 классы

6

Февраль

Вандализм, патриотическое воспитание

Кинотерапия. Патриотическое воспитание, фильм «Мы из будущего»

8-9классы

7

Март

Толерантное отношение

Тренинг «Толерантность - Что это?»

6-7классы

8

Апрель

Компьютерная зависимость

Ролевая игра «Мой реальный и виртуальный мир»

6-7классы

9

Май

Семья

Тренинг

По запросу

Список литературы

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000

  2. Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. - 2004. - № 11

  3. Ананьев В.А. "Легальные и нелегальные наркотики"- практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: Издание 2, переработанное и дополненное С-Пб ГМНПП "Иматон", 2000 год.

  4. Андреева А. социальная психология, М: 2000г.

  5. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. - М.,1999.

  6. Белоусова О.Е. «Вредным привычкам - нет!» - Биол. В школе, 2004, № 7.

  7. Биология (библиотека школьника и абитуриента)./Под редакцией Н.А. Лемеза, Л.В. Кашлюка, Н.Д. Лисова. - Минкс,1997.

  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Образоват. центр "Педагогический поиск", 1997 - 112 с.;

  9. Буянов М.И. "Размышления о наркомании". М.,1990

  10. Быков А.А., Е.Н.Худяков, Н.В.Бочкарёва, Н.В.Шокурова "Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа" учебно-методическое пособие для учителей ОУ: Издание "Практика-М" г. Самара, 2002 г.

  11. Гарифулин А.Р. "Скрытая профилактика наркомании"; Журнал ОБЖ № 3 2004 г. "Состояние эйфории".

  12. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с детьми. Как? - М., 2000.

  13. Даринская В.М. Радость семейного общения. - Воронеж, 2000.

  14. Дыбина Н. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва 1999 г.

  15. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство "Речь", 2005. - 256 с.;

  16. Кондрыкинской Л. С чего начинается Родина? Москва 2003 г.

  17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком - СПб.,2001.

  18. Маейрс Д. Социальная психология, СПб., 1997г.

  19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.,2000.

  20. Маюров А.Н. "Наркотики, выход из наркотического круга";

  21. Модульный курс профилактики курения. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. М., «ВАКО», 2006.

  22. Новицкая М. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003 г.

  23. Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9

  24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. под.ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева, СПб.: Питер, 2000г.

  25. Практикум по психологии личности, сост. О.П.Елисеев, СПб.: Питер, 2006г.

  26. Росляков Г.Е. "Враги нашего здоровья". М.: Знание, 1992. - 98с. - (Нар. Унт - т. Факт. Здоровья. № 7).

  27. Ротенберг Р. "Расти здоровым": Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. - М.: физкультура и спорт, 1991 - 592с., ил.

  28. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993. - 144 с;

  29. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. - 2000. - № 7

  30. Соколов Ю.Е. "Книга знаний для детей". - М.: ООО "Издательство Астрель", 2001 - 320с.

  31. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. - 1996. - № 23

  32. Тихонова А.Е. "Здоровье человека и экология Хабаровского края". - Хабаровск: Издательский дом "Приамурские ведомости", 2004 - 160 с.

  33. Уроки для родителей. Как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. «Проект ХОУП». М., 2000.

  34. Федорова М. З. , Кучменко В. С. , Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  35. Энциклопедия для детей. т. 2. Биология. - 5-ое изд. перер. и доп. / Глав. редактор М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001.

  36. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. главн. редактор В.А Володин, М.: Аванта+, 2002г.

  37. Ягодинский В.Н. "Школьнику о вреде никотина и алкоголя". М.,1986

  38. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986

  39. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября.


© 2010-2022