Обновление содержания работы психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности в условиях модернизации образования потребовала совершенствования и структуры и содержания деятельности психологической службы школы. Наряду с привычными формами работы такими как, консультирование, психодиагностика, корекционно - развивающая работа, формируются и наполняются содержанием новые формы психолого-педагогического сопровождения: · психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, · сопровождение программы «Одаренные дети» · работа с детьми группы риска в рамках школьной службы примирения «Радуга»; · психолого- педагогическое сопровождение «Психологического здоровья школьников». профилактика суицидальных проявлений. В практике своей работы с учащимися наиболее эффективной формой мы определили тренинговую работу то есть особую разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, приводящих к формированию основных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, трудовой, личностной. Я остановлюсь на наиболее эффективных формах работы сложившихся в практике психолого-педагогического сопровождения , способствующих формированию функционально грамотной самодостаточной , полноценной, уверенной в себе личности со сформированной системой компетенций.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обновление содержания работы психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности».

В Государственной Программе развития образования в Республики Казахстан на 2011-2020 сделан акцент на «создание модели профильной школы с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников» и определены общие ориентиры развития функциональной грамотности[1].

Цель: Национального плана формирования функциональной грамотности - создание условий для развития функциональной грамотности, где результатом является овладение обучающимися системой ключевых компетенций: управленческих, информационных, коммуникативных, социальных, личностных, гражданских, технологических. Поэтому сегодня важно предпринять меры не только по обновлению содержания образования, а обеспечить адекватные психолого-педагогические условия обучения школьников.

Это определяет и новые задачи и функции психологической службы школы на этапе модернизации.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация в целях обеспечения высокого качества казахстанского образования, которое не сводится только к облученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «творчество», «толерантность» [1].

Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения школы сегодня не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, она включает в себя задачи:

  • обеспечения успешной социализации,

  • сохранения и укрепления здоровья,

  • перспектив будущего,

  • снижение уровня делинквентного и аутодеструктивного поведения среди детей и подростков,

  • проблема обеспечения личной безопасности.

Формирование функциональной грамотности в условиях модернизации образования потребовала совершенствования и структуры и содержания деятельности психологической службы школы. Наряду с привычными формами работы такими как, консультирование, психодиагностика, корекционно - развивающая работа, формируются и наполняются содержанием новые формы психолого-педагогического сопровождения:

  • психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки,

  • сопровождение программы «Одаренные дети»

  • работа с детьми группы риска в рамках школьной службы примирения «Радуга»;

  • психолого- педагогическое сопровождение «Психологического здоровья школьников». профилактика суицидальных проявлений.

В практике своей работы с учащимися наиболее эффективной формой мы определили тренинговую работу то есть особую разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, приводящих к формированию основных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, трудовой, личностной.

Я остановлюсь на наиболее эффективных формах работы сложившихся в практике психолого-педагогического сопровождения , способствующих формированию функционально грамотной самодостаточной , полноценной, уверенной в себе личности со сформированной системой компетенций.

Успешность любой деятельности определяется степенью личной заинтересованности в выполнении заданий. Практика показывает, в сильном, сплоченном коллективе мотивация учащихся более высокая. Коллективное дело сплачивает, снижает уровень агрессивности, повышает уровень толерантности и ведет к конструктивному решению любых проблем. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена: способность самореализации, занять свою роль в коллективе, получить способность социализации и только потом можно говорить об успешности формирования коммуникативных, информационных и тд. компетенций, то есть успешности процесса обучения.

Психологической службой школы проводятся тренинги на формирование социальных и коммуникативных компетенций. Это и тренинги эмоционального общения, положительного эмоционального контакта 8 «а », 7 «а» класс, «Как развивать навыки общения при общении с неприятными вам людьми 8 «б», 8 «д» класс, тренинги по формированию эмоционально волевой сферы 9 «б», 9 «в», 9 «г», 5«г», 7»д» 7 «г, 8 «а»классах, тренинг толерантности для подростков 9 «а» классе. Снятие вербальной и невербальной агрессии у детей 4 «д» класс.

Проводятся тренинги «Управление конфликтом 11 «б» класс,

«Конфликты и причины их возникновения» 6 «а», 6 «б» класс.

Твоя жизнь в твоих руках для учащихся 8 «а»,7 «б», 8 «б», 7 «д».

Управленческую и информационную компетентность формируют тренинги креативности: Креативное решение проблем 6 «б» 6 «г», 8 «г», креативность и качества личности 8 «а» классы.

Трениговые упражнения позволяют сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также способствуют созданию доверительной атмосферы в классе, улучшению межличностного взаимодействия.

Для реализации этого подхода включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например: «Поздороваемся», «Злые и добрые кошки», «Рисунок на спине», «Скульптор», «Арка», «Шмели и ужи»« и др.) Система таких тренинговых упражнений и занятий позволяет развивать позитивные, доверительные отношения внутри классного коллектива . Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в обще групповой процесс.

Формированию информационной, социальной компетенции способствует проведение недели самопознания и психологии. В рамках этой недели для учащихся 9-х классов были проведёны круглый стол под названием « Дорога в завтра», посвящённый профессиональному самоопределению, участниками которого были учащиеся, родители.

Ещё одной из новых форм работы по формированию управленческой, коммуникативной, информационной компетенций является создание школьной службы примирения «Радуга». Основная задача данной службы- научить детей находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций и мирному разрешению спорных вопросов. В работу данной службы вовлекаются как девиантные дети, так и дети из класса «нормы», гимназических классов.

Эффективность сложившихся в практике форм работы подтверждается итогами комплексного мониторинга.

В 4 «д» с октября 2013 по январь 2014 каждую среду проводились коррекционные тренинговые занятия, направленные на сплочение классного коллектива, снижение уровня агрессии.

В первом полугодии по итогам диагностики уровень учебной мотивации школьников представлял такую картину:

  • Высокий уровень учебной мотивации показали 2 школьника, что составило 10%, у 40%-8 учащихся хороший уровень мотивации, 30%-6 учащихся школа привлекала внеурочной деятельностью. Низкую школьную мотивацию показали 20% -4 уч.

  • Во втором полугодии наблюдается резкий скачок учебной мотивации: 11 учащихся, 52% показали высокий уровень учебной мотивации, данный уровень по сравнению с первым полугодием увеличился на 42%, за счет уменьшения 2 и 3 уровня. На 10%-2 уч. снизился уровень с низкой учебной мотивации.

  • Нормализовался и уровень тревожности в 4 «д» классе: на первом этапе работы с классом нормальный уровень тревожности имели 2 уч.- 9%,несколько повышенную тревожность испытывали 23%-5, у 38%-8 была явно повышенная тревожность, 30%-6 учащихся испытывали очень высокий уровень тревожности. После коррекционных занятий у 35% - 8 уровень тревожности пришёл в норму, на 7% снизился уровень несколько повышенной тревожности, на 25% явно повышенной тревожности, на 8% - с очень высокой тревожностью

  • Улучшился и микроклимат в классе .Так в 1 полугодии трудности к пребыванию в классном коллективе (позиция «один, в дали от учителя, эмоционально не благополучную позицию испытывали,- 8 уч-ся- 34%, то после окончания работы 5-24%.

  • Увеличилось количество детей считающих себя принятым учителем, для которых педагог является значимым лицом с 9% до 14%.

Данная работа наиболее эффективна, когда проходит совместно с психологом и классным руководителем. Совместно анализируются как отрицательные, так и положительные моменты, принимаются определённые решения.

По словам Басаец В.В. на начало учебного года в классе был тяжёлый микроклимат, часто возникали конфликтные ситуации между детьми, доходило и до драк.

После совместной трёхмесячной работы классный руководитель 4 «д» класса также отмечает положительные сдвиги. С классом стало легче работать, они более спокойно ведут себя на уроках, меньше «задираются» друг другу, меньше «ругаются» появилась мотивация к обучению.

Улучшение микроклимата в классе, межличностных взаимодействий т.е коммуникативной компетентности повлекло за собой и улучшение качества знаний.

У Скрипкина Данила отмечаются сдвиги по математике, литературе, русскому, языку, познанию мира.

Бякова отмечается улучшение качества знаний по казахскому языку, познанию мира с «3», «4»

Григорьев казахских язык с «3» на «4».

Арманкызы познание мира с «3» на «4»

В 2012-2013 учебном году классный руководитель Огурцова Т.П 6е класса в первом обратилась жалобами на высокий уровень агрессивности в классе, часто возникающие конфликтные ситуации. Класс был разобщен, почти каждую неделю вызывались родители. В 6 «е» классе было проведено 10 трениговых занятий направленных на снижения уровня вербальной и физической агрессии, улучшение межличностных отношение и сплочения классного коллектива.

После проведения коррекционных тренинговых занятий классным руководителем отмечается стабилизация внутренних эмоциональных состояний, дети стали менее агрессивны друг другу, исчезают «барьеры» в общении. Если в 2012-2013 году было 4 хорошиста, то 2013-2014 хорошистов стало 6.

Это подтверждают и результаты мониторинга: первом полугодии 48% имели высокий уровень агрессии, 31% средний уровень агрессии,21 % -низкий уровень агрессивности. После проведённых тренинговых занятий на 26 % снизились показатели высокого уровня, за счет перехода на средний уровень и низкий уровень, на 24% увеличились показатели с низким уровнем агрессии.

Заключение

Применение в психолого-педагогической практике данных форм формирует у школьников главные функциональные качества личности: инициативность, коммуникативность, толерантность. Овладение обучающимися системой ключевых компетенций позволяет эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Таким образом, использование таких форм работы с учащимися позволяет нам развивать функциональную грамотность, а в результате формировать компетентностно-ориентированную, коммуникативную и социально-адаптированную личность.

Используемая литература:


  1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.

  2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы АСТАНА. 11 июля. КАЗИНФОРМ - Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года №832 утвержден.

  3. Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012г. №873.

  4. Тренинги развития с подростка: творчество,общение,самознание.-СПб.:Питер,2011.-416с.:ил.

  5. Кленг Б., Бич П. Интенсивный курс: развития личности.-М.,2004.

  6. МорозовА.В., Чернилевский Д.Вю Креативная педагогика и психология. М., 2004.

  7. Растянников П.В. Моделирование в группах активного социально психологического обучения// Введение в практическую и социальную психологию.










6

© 2010-2022