МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л. Д.)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л.Д.)

Цель: изучение психологического климата коллектива.

Инструкция: оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью шкалы, помещенной в центре листа.

При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - противоположные свойства (указанные справа и слева) не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.

Свойство псих.климата А

3

2

1

0

1

2

3

Свойство псих.климата В

  1. В группе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.


Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон.

  1. Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.


Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность,

антипатии.

  1. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.


Группировки конфликтуют

между собой.

  1. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.


Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

  1. Успехи вызывают сорадость, неудачи сопереживание, искреннее участие всех членов группы


Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.


  1. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.


В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей.

  1. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.


Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

  1. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»


В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

  1. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.


К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся

равнодушно

  1. Группа активна, полна энергии.


Группа пассивна, инертна

  1. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится


Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

12.В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту


Коллектив разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым.

13.Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно


Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о

собственных интересах.

Обработка результатов: чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психологический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).

2. Суммировать общее количество баллов, в группе свойств А, а потом в В.

Найти разницу А-В=С

Если С=0или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.

Это значит, что преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

Если С более 25 то псих климат благоприятный.

Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в группе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

Если С менее 25, то псих климат неустойчиво благоприятный

Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую оценку сделали куратор, другие педагоги, работающие с этой группой, а также сами студенты.


© 2010-2022