- Преподавателю
- Школьному психологу
- МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л. Д.)
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л. Д.)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Булатова Е.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л.Д.)
Цель: изучение психологического климата коллектива.
Инструкция: оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью шкалы, помещенной в центре листа.
При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - противоположные свойства (указанные справа и слева) не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.
Свойство псих.климата А
3
2
1
0
1
2
3
Свойство псих.климата В
-
В группе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон.
-
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.
Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность,
антипатии.
-
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.
Группировки конфликтуют
между собой.
-
Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
-
Успехи вызывают сорадость, неудачи сопереживание, искреннее участие всех членов группы
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
-
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей.
-
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
-
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения.
-
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся
равнодушно
-
Группа активна, полна энергии.
Группа пассивна, инертна
-
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
12.В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту
Коллектив разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым.
13.Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о
собственных интересах.
Обработка результатов: чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:
1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психологический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее количество баллов, в группе свойств А, а потом в В.
Найти разницу А-В=С
Если С=0или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.
Это значит, что преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Если С более 25 то псих климат благоприятный.
Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в группе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).
Если С менее 25, то псих климат неустойчиво благоприятный
Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую оценку сделали куратор, другие педагоги, работающие с этой группой, а также сами студенты.